Главная » Советы врача родителям

Роп цнс у детей

конструктор здоровья

Органическое поражение ЦНС: никто не застрахован

Роп цнс у детей Центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного и спинного мозга. Однако ввиду того, что поражение спинного мозга наблюдается крайне редко, под термином органическое поражение ЦНС подразумевается патология, связанная с нарушением деятельности центров головного мозга. Органическое поражение - процесс необратимый, когда произошла безвозвратная гибель нервных клеток. Считается, что практически все люди (96-99%), независимо от возраста и пола, имеют проблемы с нервной системой, и им можно выставить диагноз «органическое поражение ЦНС». В жизни не раз случаются ситуации, когда то или иное количество нейронов умирает. Однако если утрачено не слишком много клеток, они не отвечали за выполнение жизненно важных функций, их «обязанности» частично могут взять на себя соседние, нивелируя тем самым последствия. В этом случае имеет место легкая степень поражения с малозаметными симптомами.

Органическое поражение ЦНС может быть врожденным и приобретенным. Причиной врожденной патологии являются заболевания, стрессы, перенесенные будущей мамой во время беременности, ее вредные привычки, воздействие токсических и природных факторов. Также к этой группе относятся состояния, возникшие во время родов и в раннем послеродовом периоде. Приобретенные возникают после инсульта, травм, инфаркта головного мозга. при инфекциях, опухолях.

Симптомы органического поражения ЦНС у взрослых и детей

Клиника будет во многом зависеть от количества, локализации погибших клеток и выполняемой ими функции. Симптомы могут быть разнообразными. У взрослых это в первую очередь параличи (полное отсутствие движений) и парезы (снижение силы) в конечностях. Наряду с ними могут проявляться изменение координации движений, снижение зрения и слуха, головные боли, головокружения. Довольно серьезный симптом, говорящий об органическом поражении центральной нервной системы, - нарушение функции тазовых органов (недержание мочи и кала).

Не исключены эпилептические припадки, нарушение сна, быстрая утомляемость, раздражительность, психические нарушения. На этом фоне может наблюдаться и снижение иммунитета.

У детей органическое поражение ЦНС, особенно врожденное, вызывает намного более серьезные проявления, причем последствия тем тяжелее, чем раньше случилось повреждение клеток мозга.

У детей раннего возраста, кроме вышеперечисленных, наблюдаются серьезные задержки в развитии:

  1. Речь . Отмечается позднее развитие речи, бедный словарный запас, а в тяжелых случаях - полное отсутствие речевых навыков: такие детки способны произносить только звуки и некоторые единичные слова
  2. Моторика . Дети с органической патологией ЦНС позже начинают держать головку, сидеть, ходить. Нарушаются произвольные движения: затруднения при самостоятельном приеме пищи, играх, самообслуживании. При грубом поражении велика вероятность того, что ребенок останется лежачим на всю жизнь.
  3. Психика . Об органическом поражении ЦНС у ребенка говорит его плохая успеваемость в школе и детском саду. Параллельно могут возникать и такие проблемы, как нарушение памяти, отставание в развитии, интеллектуальная недостаточность (от легкого снижения интеллекта до дебильности, идиотии, олигофрении), дефекты восприятия окружающего мира, новой информации, невозможность обучения.

Раннее органическое поражение ЦНС

Оно часто обозначается аббревиатурой РОП ЦНС и означает безвозвратную гибель нервных клеток, произошедшую в результате воздействия тех или иных губительных факторов на мозг ребенка в период его внутриутробного развития, родов и в первые дни после них. РОП ЦНС во многих случаях является грозным диагнозом. Иногда повреждение настолько значимое, что это приводит к гибели плода или новорожденного, в других ситуациях остается тот или иной дефект. Из всех органических поражений ЦНС именно РОП оставляет после себя наиболее значимые последствия.

Возможные последствия

Исходы органического поражения мозга можно разделить на три вектора:

  1. Практически полное выздоровление. Об этом говорят при отсутствии каких-либо заметных дефектов. Человек может вернуться к полноценной жизни.
  2. Проявления, не представляющие опасности для жизни, но в той или иной мере ограничивающие трудовую деятельность и самообслуживание.
  3. Грубые нарушения - человек прикован к постели, нуждается в постоянном постороннем уходе.

Последствия органического поражения головного мозга зависят от объема, расположения и функции погибших нервных клеток, а также причины, вызвавшей это поражение. Большое значение имеют возраст пациента, своевременная постановка диагноза и правильное лечение.

Методы диагностики

1. Осмотр, оценка движений в конечностях, психического и речевого дефектов. Проводится в участием невролога, психиатра, логопеда, дефектолога.

2. Специальные методы исследования:

  • ЭЭГ (электроэнцефалография)
  • УЗДГ (ультразвуковая допплерография) сосудов головного мозга
  • компьютерное исследование головного мозга (МРТ, РКТ) дает наиболее полную картину о поврежденных участках мозговой ткани.
  • Лечение органических поражений ЦНС

    К сожалению, восстановить погибшие нейроны практически невозможно, но вполне реально стимулировать деятельность сохранившихся участков мозга, которые в состоянии взять на себя часть утраченных функций. Для этого курсами назначаются:

    1. ноотропы и нейропротекторы (пирацетам, ноотропил, энцефабол, актовегин)
    2. гидролизаты пептидов головного мозга (церебролизин, церебролизат)
    3. сосудистые (трентал, пентоксифиллин).

    Также проводится симптоматическая терапия (противосудорожные, психостимуляторы).

    Но ведущую роль, особенно в детском возрасте, играет психологическая помощь. Такие дети должны обучаться в специализированных коррекционных учреждениях, посещать психолога

    Резидуально-органические поражения ЦНС

    Последствия раннего резидуально-органического поражения ЦНС с церебрастеническим, неврозоподобным, психопатоподобным синдромами. Органический психический инфантилизм. Психоорганический синдром. Синдром детской гиперактивности с дефицитом внимания. Механизмы социальной и школьной дизадаптации, профилактика и коррекция при остаточных явлениях резидуально-органической церебральной недостаточности и при синдроме детской гиперактивности.

    РАННЯЯ РЕЗИДУАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКАЯ ЦЕРЕБРАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ у детей - состояние, обусловленное стойкими последствиями поражения головного мозга (ранними внутриутробными поражениями головного мозга, родовой травмой, черепно-мозговыми травмами в раннем детском возрасте, инфекционными заболеваниями). Есть серьезные основания считать, что в последние годы число детей с последствиями раннего резидуально-органического поражения ЦНС становится все больше, хотя истинная распространенность этих состояний не известна.

    Причины нарастания остаточных явлений резидуально-органического поражения ЦНС в последние годы многообразны. К ним относятся экологическое неблагополучие, в том числе химическое и радиационное заражение многих городов и районов России, неполноценное питание, неоправданное злоупотребление лекарственными препаратами, непроверенными и зачастую вредными биодобавками и т. д. Во многом изменились и принципы физического воспитания девочек - будущих матерей, развитие которых нередко нарушается из-за частых соматических заболеваний, сидячего образа жизни, ограничениях в движении, свежем воздухе, посильной домашней работе или, напротив, чрезмерных занятий профессиональным спортом, а также раннего начала курения, употребления спиртных напитков, токсических веществ и наркотиков. Неправильное питание и тяжелый физический труд женщины во время беременности, душевные переживания, связанные с неблагоприятной семейной ситуацией или нежелательной беременностью, не говоря уж об употребление алкоголя и наркотиков во время беременности, нарушают правильное ее течение и отрицательно сказываются на внутриутробном развитии ребенка. Результатом несовершенного медицинского обслуживания, прежде всего отсутствия каких-либо представлений медицинского контингента женских консультаций о психотерапевтическом подходе к беременной женщине, полноценного патронажа во время беременности, неформальной практики подготовки беременных к родам и не всегда квалифицированного родовспоможения, являются родовые травмы, нарушающие нормальное развитие ребенка и сказывающиеся впоследствии на всей его жизни. Введенная практика “планирования родов” нередко доводится до абсурда, оказываясь полезной не роженице и новорожденному, а персоналу родильного дома, получившему узаконенное право планировать свой отдых. Достаточно сказать, что в последние годы дети рождаются не ночью или под утро, когда им положено рождаться по биологическим закономерностям, а в первой половине дня, когда уставший персонал сменяет новая смена. Неоправданным представляется и чрезмерное увлечение кесаревым сечением, при котором не только мать, но и младенец достаточно длительное время получает наркоз, совершенно для него небезразличный. Перечисленное составляет только часть причин увеличения ранних резидуально-органических поражений центральной нервной системы.

    В первые же месяцы жизни ребенка органическое поражение ЦНС проявляется в виде неврологических знаков, которые обнаруживаются детским невропатологом, и всем знакомых внешних признаков: дрожания ручек, подбородка, гипертонуса мышц, раннего держания головки, откидывания ее назад (когда ребенок как бы разглядывает что-то за своей спиной), беспокойства, плаксивости, неоправданного крика, прерывистого ночного сна, задержки становления моторных функций и речи. На первом году жизни все эти признаки позволяют невропатологу поставить ребенка на учет по поводу последствий родовой травмы и назначить лечение (церебролизин, циннаризин, кавинтон, витамины, массаж, гимнастика). Интенсивное и правильно организованное лечение в нетяжелых случаях, как правило, оказывает положительное действие, и уже к году ребенка снимают с неврологического учета, и в течение нескольких лет воспитывающийся дома ребенок не вызывает особых опасений родителей, за исключением, возможно, некоторого запаздывания речевого развития. Между тем уже после помещения в детский сад начинают обращать на себя внимание особенности ребенка, являющиеся проявлениями церебрастении, неврозоподобных расстройств, гиперактивности и психического инфантилизма.

    Наиболее распространенным последствием резидуально-органической церебральной недостаточности является церебрастенический синдром . Церебрастенический синдром характеризуется истощаемостью (неспособностью к длительной концентрации внимания), утомляемостью, неустойчивостью настроения, связанной с незначительными внешними обстоятельствами или усталостью, непереносимостью громких звуков, яркого света и в большинстве случаев сопровождается заметным и длительным снижением работоспособности, особенно при значительной интеллектуальной нагрузке. У школьников отмечается снижение запоминания и удержания в памяти учебного материала. Наряду с этим наблюдается раздражительность, приобретающая форму взрывчатости, плаксивости, капризности. Церебрастенические состояния, обусловленные ранними повреждениями головного мозга, становятся источником затруднений при выработке школьных навыков (письма, чтения, счета). Возможен зеркальный характер письма и чтения. Особенно часты речевые нарушения (задержка развития речи, артикуляционные недостатки, замедленность или, наоборот, чрезмерная быстрота речи).

    Частыми проявлениями церебрастении могут быть головные боли, возникающие при пробуждении или при утомлении в конце уроков, сопровождающиеся головокружением, тошнотой и рвотой. Нередко у таких детей отмечается непереносимость транспорта с головокружением, тошнотой, рвотой, чувством дурноты. Они также плохо переносят жару, духоту, повышенную влажность, реагируя на них учащенным пульсом, повышением или понижением артериального давления, обморочными состояниями. Многин из детей с церебрастеническими расстройствами не переносят катание на каруселях и другие вращательные движения, которые также приводят к головокружению, ощущению дурноты и рвоте.

    В моторной сфере церебрастения проявляется двумя одинаково распространенными вариантами: вялостью и инертностью или, напротив, двигательной расторможенностью. В первом случае дети выглядят вялыми, они недостаточно активны, медлительны, долго включаются в работу, им необходимо значительно больше времени, чем обычным детям, для осмысления материала, решения задач, выполнения упражнений, обдумывания ответов фон настроения при этом чаще всего снижен. Такие дети особенно непродуктивными в деятельности становятся после 3-4 уроков и в конце каждого урока, при утомлении сонливы или плаксивы. Они вынуждены лежать или даже спать после возвращения из школы, вечерами вялы, пассивны с трудом, нехотя, очень долго готовят домашние задания трудности сосредоточения и головные боли усиливаются при утомлении. Во втором случае отмечаются суетливость, чрезмерная двигательная активность, неусидчивость, мешающая ребенку не только заниматься целенаправленной учебной деятельностью, но даже требующей внимания игрой. При этом двигательная гиперактивность ребенка нарастает при утомлении, становится все более беспорядочной, хаотичной. Такого ребенка вечерами невозможно привлечь к последовательной игре, а в школьные годы - к приготовлению домашних заданий, повторению пройденного, чтению книг почти не удается вовремя уложить спать, так что изо дня в день он спит значительно меньше, чем ему положено по возрасту.

    У многих детей с последствиями ранней резидуально-органической церебральной недостаточности наблюдаются черты дисплазии (деформация черепа, лицевого скелета, ушных раковин, гипертелоризм – широко расставленные глаза, высокое небо, неправильный рост зубов, прогнатизм – выдающаяся вперед верхняя челюсть и др.).

    В связи с описанными выше расстройствами школьники начиная с первых классов при отсутствии индивидуального подхода в обучении и режиме испытывают большие трудности адаптации в школе. Они больше, чем их здоровые сверстники, просиживают за уроками и еще больше декомпенсируются в связи с тем, что нуждаются в более длительном и полноценном отдыхе, чем обычные дети. Несмотря на все старания, они, как правило, не получают поощрений, а, напротив, подвергаются наказаниям, непрерывным замечаниям и даже насмешкам. Через более или менее длительное время они перестают обращать внимание на свои неуспехи, интерес к учебе резко падает и появляется стремление к легкому времяпрепровождению: просмотру всех без исключения телевизионных программ, подвижным играм на улице и, наконец, тяга к компании себе подобных. При этом уже происходит прямое манкирование школьными занятиями: прогулы, отказ от посещения уроков, побеги, бродяжничество, раннее употребление спиртных напитков, что нередко обусловливает домашние кражи. Следует заметить, что резидуально-органическая церебральная недостаточность в значительной степени способствует быстрому возникновению зависимости от алкоголя, наркотиков и психоактивных веществ.

    Неврозоподобный синдром у ребенка с резидуально-органическим поражением ЦНС отличается устойчивостью, монотонностью, стабильностью симптоматики, ее малой зависимостью от внешних обстоятельств. К неврозоподобным расстройствам относятся в данном случае тики, энурез, энкопрез, заикание, мутизм, навязчивые симптомы - страхи, сомнения, опасения, движения.

    Приведенное наблюдение иллюстрирует церебрастенический и неврозоподобный синдромы у ребенка с ранним резидуально-органическим поражением ЦНС.

    Второй ребенок в семье. Родился от беременности, протекавшей с токсикозом первой половины (тошнота, рвота), угрозой выкидыша, отеками и повышением артериального давления во второй половине. Роды на 2 недели раньше срока, родился с двойным обвитием пуповиной, в синей асфиксии, закричал после реанимационных мероприятий. Вес при рождении 2700. К груди приложен на третьи сутки. Сосал вяло. Раннее развитие с задержкой: ходить начал в 1 год 3 мес. отдельные слова произносит с 1 года 10 мес. фразовая речь - с 3 лет. До 2 лет был очень беспокойным, плаксивым, много болел простудными заболеваниями. До 1 года наблюдался невропатологом по поводу дрожания кистей рук, подбородка, гипертонуса, судорог (2 раза) при высокой температуре на фоне острого респираторного заболевания. Рос тихим, чувствительным, малоподвижным, неловким. Был чрезмерно привязан к матери, не отпускал ее от себя, очень долго привыкал к детскому саду: не ел, не спал, не играл с детьми, почти весь день плакал, отказывался от игрушек. До 7 лет страдал ночным недержанием мочи. Боялся оставаться один дома, засыпал только при свете ночника и в присутствии матери, боялся собак, кошек, рыдал, упирался, когда его вели в поликлинику. При эмоциональном напряжении, простудных заболеваниях, неприятностях в семье у мальчика отмечались моргания и стереотипные движения плечами, которые проходили при назначении небольших доз транквилизаторов или седативных трав. Речь страдала неправильным произношением многих звуков и стала чистой только к 7 годам после логопедических занятий. В школу пошел с 7,5 лет, охотно, быстро познакомился с детьми, но с учительницей почти не разговаривал, в течение 3 мес. на вопросы отвечал очень тихо, держался робко, неуверенно. Уставал к 3 уроку, "лежал" на парте, не мог усваивать учебный материал, переставал понимать объяснения учителя. После школы сам ложился и иногда засыпал. Уроки учил только в присутствии взрослых, часто вечерами жаловался на головную боль, нередко сопровождавшуюся тошнотой. Спал беспокойно. Не переносил езду в автобусе и машине - отмечались тошнота, рвота, бледнел, покрывался испариной. Плохо себя чувствовал в пасмурные дни в это время почти всегда болела голова, отмечались головокружения, снижение настроения, вялость. Летом, осенью чувствовал себя лучше. Состояние ухудшалось при высоких нагрузках, после заболеваний (ОРЗ, ангинах, детских инфекциях). Учился на “4” и “3”, хотя, по мнению окружающих, отличался высоким интеллектом и хорошей памятью. Имел друзей, гулял самостоятельно во дворе, но предпочитал тихие игры дома. Начал учиться в музыкальной школе, но посещал ее неохотно, плакал, жаловался на усталость, боялся, что не успеет сделать уроки, стал раздражительным, беспокойным.

    Начиная с 8-летнего возраста по назначению психиатра дважды в год - в ноябре и марте - получал курс мочегонных препаратов, ноотропил (или церебролизин в инъекциях), кавинтон, микстуру с цитралью, седативную микстуру. При необходимости назначался дополнительный выходной день. В процессе лечения состояние мальчика значительно улучшилось: стали редкими головные боли, исчезли тики, стал более самостоятельным и менее боязливым, улучшилась успеваемость.

    РОП ЦНС

    Добрый день. Большая просьба дать какие - либо рекомендации по поводу лечения моего сына (4 годика). Егору ставят разные диагнозы (РОП ЦНС, гипертензионно-гидроцефальный синдром, логопед считает, что у ребенка смешанная алалия). Сын не разговаривает (только отдельные слоги, гиперактивен, хотя, при желании может увлеченно заниматься одним делом в течение 30-40 мин.,). Логопеды от нас отказываются, утверждая, что стоит к ним обращаться лишь тогда, когда появится речь - для корректировки определенных звуков. Прилагаю результаты РКТ головного мозга. Боковые и третий желудочки расширены, передние рога несколько асимметричны: справа 8мм, слева 11 мм, тела до 15 мм, ширина третьего желудочка – 6мм. Четвертый желудочек – обычной формы, расположен по срединной линии, несколько увеличен в размерах. Умеренное расширение базальных цистерн. Конвекситальные борозды не расширены, ширина латеральных щелей мозга до 3-4 мм. Срединные структуры симметричны, не смещены. Серое и белое вещество головного мозга дифференцируется достаточно хорошо. Плотность серо вещества и базальных ядер -46-47HU. Плотность белого вещества -36-38HU. Справа в белом веществе в перивентрикулярной области (у переднего рога и тела бокового желудочка) визуализируются различных размеров гиподенсные участки плотностью 14-19-22HU, с довольно четкими границами, склонные к слиянию. Подобные, более мелкие, единичные участки определяются и в области тел боковых желудочков слева. Ствол мозга, мост, мозжечок без очаговой патологии. Турецкое седло овальной формы размерами 9*7 мм. Заключение: Последствия перенесенной ишемии мозга (внутренняя гидроцефалия, кисты перивентрикулярных областей). Заранее спасибо

    Татьяна Николаевна Майкова

    Светлана, такой ребенок должен лечиться комплексно, лекарствами и реабилитирующими мероприятиями. Вам нужно найти реабилитационную клинику для детей с органическими поражениями нервной системы и там разработают методику его реабилитации. Кроме того, вам нужно определенная система для заниятий с малышом самостоятельно, для формирования правильного поведения - это педагогические знания, которые нужно получить у психотерапевта. Если таким ребенком правильно заниматься - результат обязательно будет.

    «Загадочный» диагноз. Перинатальные поражения ЦНС у детей. Часть 1. Наш ребенок.

    В последнее время все чаще и чаще новорожденным детям выставляется диагноз «перинатальное поражение центральной нервной системы». Этот диагноз объединяет большую группу различных по причине и происхождению поражений головного и спинного мозга, возникающих во время беременности, родов и в первые дни жизни малыша. Что представляют собой эти патологии и насколько они опасны?

    Несмотря на многообразие причин, приводящих к перинатальному поражению нервной системы, в течении заболевания выделяют три периода: острый (1-й месяц жизни), восстановительный, который подразделяется на ранний (со 2-го по 3-й месяц жизни) и поздний (с 4 месяцев до 1 года у доношенных, до 2 лет — у недоношенных), и исход заболевания. В каждом периоде перинатальные повреждения имеют различные клинические проявления, которые врачи привыкли выделять в виде различных синдромов (совокупность клинических проявлений болезни, объединенных по общему признаку). Кроме того, у одного ребенка нередко наблюдается сочетание нескольких синдромов. Выраженность каждого синдрома и их сочетание позволяют определить тяжесть повреждения нервной системы, правильно назначить лечение и строить прогнозы на будущее.

    Безусловно, в большинстве случаев даже эта степень не является поводом для паники и трагедии. И именно эта интонация и звучит в голосе врачей, которые "ставят" данный диагноз кому-либо из пациентов. А спокойствие и уверенность врачей тут же передаются пациентам и их родным, таким образом настраивая их на беспечный и легкомысленный лад. Но при этом забывается главный принцип медицины – "главное не лечить болезнь, а предупредить ее". И вот тут-то и оказывается, что предупреждение дальнейшего развития умеренно выраженной органики совершенно отсутствует и приводит в дальнейшем во многих случаях к достаточно грустным последствиям. Иначе говоря, органика – это не повод для расслабления, а основание для серьезного отношения к данному нарушению работы ЦНС.

    Как показала практика, врачи, если и начинают бить тревогу, то только тогда, когда органика уже достигла тяжелой степени (50-70 %) выраженности и когда все медицинские усилия могут дать лишь относительный и временный положительный эффект. Причины возникновения органики делятся на врожденные и приобретенные. К врожденным относятся случаи, когда во время беременности мать будущего ребенка перенесла какую-либо инфекцию (ОРЗ, грипп, ангина и т.д.), принимала некоторые лекарства, алкоголь, курила. Единая система кровоснабжения принесет в организм зародыша гормоны стресса в периоды психологического напряжения матери. Кроме этого, влияют и резкие перепады температуры и давления, воздействие радиоактивных веществ и рентгеновского излучения, токсических веществ, растворенных в воде, содержащихся в воздухе, в пище и т.д.

    Существует несколько особенно критических периодов, когда даже незначительное внешнее воздействие на организм матери может привести к ги¬бели плода или вызвать столь существенные изменения в строении организма (и, в том числе, головного мозга) будущего человека, что, во-первых, никакими вмешательствами медиков не исправить, а во-вторых, эти изменения могут привести к ранней гибели ребенка до 5 - 15-летнего возраста (и обычно об этом матери сообщают) либо вызывают инвалидизацию с самого раннего возраста. И в самом лучшем случае приводят к возникновению выраженной неполноценности головного мозга, когда даже при максимальном напряжении мозг способен работать лишь на 20-40 процентов от своей потенциальной мощности. Практически всегда этим нарушениям сопутствуют разной степени выраженности дисгармонии психической деятельности, когда при сниженном умственном потенциале заостряются далеко не всегда положительные качества характера.
    Толчком ко всему перечисленному во время критических периодов может служить также прием неко¬торых лекарств, физические и эмоциональные перегрузки и т.д. и т.п. Но на этом "злоключения" будущего обладателя нервно-психической сферы только начинаются. Ибо в настоящее время только одна из двадцати женщин рожает без каких-либо осложнений. Далеко не все женщины, мягко говоря, могут похвастаться, что рожали в условиях высокой технической оснащенности, наличия квалифицированного врача и акушерки. Многие к родам ни психологически, ни физически не были готовы. И это создает дополнительные сложности во время родов.

    Асфиксия в родах (кислородное голодание плода), затяжные роды, ранняя отслойка плаценты, атония матки и еще десятки самых различных причин вызывают порой необратимые изменения в клетках головного мозга плода.


    У детей органическое поражение ЦНС, особенно врожденное, вызывает намного более серьезные проявления, причем последствия тем тяжелее, чем раньше случилось повреждение клеток мозга. У детей раннего возраста, кроме вышеперечисленных, наблюдаются серьезные задержки в развитии:

    1. Речь . Отмечается позднее развитие речи, бедный словарный запас, а в тяжелых случаях - полное отсутствие речевых навыков: такие детки способны произносить только звуки и некоторые единичные слова
    2. Моторика . Дети с органической патологией ЦНС позже начинают держать головку, сидеть, ходить. Нарушаются произвольные движения: затруднения при самостоятельном приеме пищи, играх, самообслуживании. При грубом поражении велика вероятность того, что ребенок останется лежачим на всю жизнь.
    3. Психика . Об органическом поражении ЦНС у ребенка говорит его плохая успеваемость в школе и детском саду. Параллельно могут возникать и такие проблемы, как нарушение памяти, отставание в развитии, интеллектуальная недостаточность (от легкого снижения интеллекта до дебильности, идиотии, олигофрении), дефекты восприятия окружающего мира, новой информации, невозможность обучения.

    Раннее органическое поражение ЦНС

    В этом случае имеет место легкая степень поражения с малозаметными симптомами. Органическое поражение ЦНС может быть врожденным и приобретенным.

    Роп цнс у детей

    Также к этой группе относятся состояния, возникшие во время родов и в раннем послеродовом периоде. Симптомы могут быть разнообразными.

    Иногда повреждение настолько значимое, что это приводит к гибели плода или новорожденного, в других ситуациях остается тот или иной дефект. Последствия органического поражения головного мозга зависят от объема, расположения и функции погибших нервных клеток, а также причины, вызвавшей это поражение.


    Гипоксически-травматическое поражение ЦНС. Гипоксически-травматическое поражение ЦНС характеризуется сочетанием гипоксии и повреждений шейного отдела позвоночника и находящегося в нем спинного мозга


    Гипоксически-геморрагическое поражение ЦНС. Гипоксически-геморрагическое поражение ЦНС возникает при родовой травме и сопровождается нарушениями мозгового кровообращения вплоть до кровоизлияний.

    Наиболее неблагоприятными исходами являются эпилепсия, гидроцефалия, детский церебральный паралич, свидетельствующие о тяжелых перинатальных повреждениях ЦНС.

    Почему возникают нарушения в работе ЦНС?

    Может со временем снижаться слух и зрение, нарушаться координация движений спортивного, бытового, эстетического и технического характера, затрудняющая социальную и профессиональную адаптацию.

    Органика, как таковая, резко уменьшает степень симпатичности и привлекательности, обаяния, красоты и внешней выразительности человека. И если для мальчиков это может быть относительным стрессом, то для большинства девочек это будет достаточно мощный стресс. Что, учитывая повышенную жестокость и агрессивность современной молодежи, может существенно нарушить основы благополучия жизни почти любого человека.

    Происходит чаще всего и снижение общего иммунитета организма человека. Что выражается в возникновении множества самых различных простудных заболеваний – ангины, ОРЗ, бронхита, фарингита (воспаления задней стенки глотки, ларингита, отита (воспаления уха), ринита (насморка), пиелонефрита (почки) и т.д. Что, в свою очередь получает во многих случаях хроническое течение и приводит к гломерулонефриту (сложному и злокачественному заболеванию почек), ревматоидному полиартриту, ревматизму, возникновению порока сердечного клапана, и другим предельно серьезным заболеваниям, приводящим в большинстве случаев к инвалидности или существенно сокращающим продолжительность жизни. Наличие органики способствует более раннему возникновению атеросклероза сосудов головного мозга и более интенсивному его развитию (серьезные умственные и психические нарушения, не поддающиеся излечению).

    Лечение органических поражений ЦНС


    К сожалению, восстановить погибшие нейроны практически невозможно, но вполне реально стимулировать деятельность сохранившихся участков мозга, которые в состоянии взять на себя часть утраченных функций. Для этого курсами назначаются:

    Пpи выpаженном дневном возбуждении может иметь место глубокий ночной сон с длительно непрекращающимся энуpезом. Гиперкинетические дети часто безрассудны и импульсивны, склонны попадать в несчастные случаи и получать дисциплинарные взыскания из-за нарушений правил поведения.

    Гиперактивный ребенок быстро знакомится с детьми и взрослыми, но также быстро «изменяет» дружбе в стремлении к новым знакомым и новым впечатлениям. С первых же дней школьного обучения ребенок оказывается в условиях необходимого выполнения дисциплинарных норм, оценки знаний, проявления собственной инициативы, формирования контакта с коллективом.

    Роп цнс у детей

    Вместо двигательной разрядки, о которой ребенок сам говорит взрослым, его заставляют многими часами совершенно непродуктивно просиживать за приготовлением уроков. Отторгаемый семьей и школой, непонятый, неуспешный ребенок рано или поздно начинает откровенно манкировать школой.


    Последствия поражения центральной нервной системы зависят, прежде всего, от степени заболевания. Возможно как полное выздоровление, так и задержка психического, моторного или речевого развития у ребенка, различные неврологические реакции и др. Важно, чтобы в течение первого года жизни ребенок получил полноценную реабилитацию.


    Что происходит?


    При инфицировании женщины на первой неделе беременности поражение плода возникает в 80% случаев, на 2-4-й неделе — в 60%, на 5-8-й неделе — в 30% и на 9-12-й неделе — в 10%. При инфицировании на более поздних сроках вероятность развития врожденных пороков снижается, однако даже на 5 месяце еще существует такая опасность для 1 из 10 детей.

    Роп цнс у детей

    Задержка речевого развития (ЗРР) у детей – это отставание в речи от нормы развития детей до 4 лет. При диагнозе ЗРР ребенок может говорить, но по сравнению со сверстниками очень слабо.

    Термин «задержка речевого развития у детей» широко применяется в логопедической практике. Специалисты обращают внимание родителей, на то что ЗРР у детей – очень опасная вещь. Она может повлиять на общее психическое формирование и развитие межличностных отношений ребенка. К тому же речь серьезно влияет на воображение, развитие памяти и мышление в целом.

    Роп цнс у детейГипертензия, гипертензионный или гипертензионно-гидроцефальный синдром – диагнозы, внушающие тревогу . особенно в современных экологически неблагоприятных условиях и при постоянных стрессах.

    Иногда, правда, врачи могут объяснять этими терминами практически любые жалобы пациентов, пугать ими молодых родителей.

    Источники:
    kozdor.ru, works.doklad.ru, www.eurolab.ua, vault000.ru

    Следующие статьи



    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения