Главная » Советы врача родителям

Эхолалия у детей лечение

Эхолалия: симптомы и лечение

У вас в браузере отключен java script, вам надо его включить или вы не сможете получить всю информацию по статье «Эхолалия и симптомы проявления».

Эхолалия - основные симптомы:

  • Нарушение координации движений
  • Галлюцинации
  • Отставание в умственном развитии
  • Забывчивость
  • Повторение услышанных слов
  • Эхолалия – расстройство речевого поведения, при котором человек повторяет услышанные где-то или сказанные кем-то фразы и отдельные слова. Такой тип поведения свойственен маленьким детям, поэтому у них часто можно наблюдать признаки естественной эхолалии, которая является частью их познавательной активности. Например, малыши могут повторять слова за родителями в возрасте от 6 до 12 месяцев, и такое поведение является нормой. Также в более старшем возрасте (3–4 года) дети обучаются коммуникативным навыкам с помощью повторения слов собеседника, и это тоже не является патологией.

    Патологическим можно назвать состояние, при котором у ребёнка происходит задержка умственного развития на фоне выраженной эхолалии. Кроме того, расстройство речи у взрослых также не может быть нормой – эхолалия во взрослом возрасте всегда является признаком патологии.

    Причины

    На сегодняшний день специалистами хорошо изучены причины данной патологии. Чаще всего появление симптомов заболевания связано с поражением лобных долей головного мозга. Поэтому если у ребёнка или взрослого наблюдаются и другие симптомы, такие как забывчивость, нарушение координации, галлюцинации и т. д. требуется незамедлительно обращаться с проблемой к врачу, чтобы он назначил адекватное лечение.

    Если же поражение мозга не установлено, можно говорить о других причинах развития эхолалии, таких как:

    Любая из этих патологий может быть выявлена в детском возрасте, поэтому, когда говорят об эхолалии у людей во взрослом возрасте, чаще всего речь идёт о не диагностированной психической патологии в детские годы.

    Разновидности

    Заболевание может проявляться двумя видами. Эхолалия бывает:

    Немедленная характеризуется тем, что больной ребёнок сразу же после произнесения его собеседником определённой фразы или слова, повторяет её в точности. Либо же он может повторять фразы и слова, услышанные по радио или телевидению.

    Данный вид эхолалии свойственен маленьким детям и часто носит физиологический характер.

    Если же речь идёт о патологическом состоянии, то такое поведение является возможностью для человека заполнить промежутки в речи, до того момента, как он осознает сказанное собеседником.

    Отсроченная эхолалия – повторение определённых услышанных где-то предложений и слов по истечении какого-то времени, например, 10 минут, часа, дня и т. д.

    Такое поведение носит компенсаторный характер и может характеризоваться такими функциями, как:

  • функция самостимуляции, при которой человек пытается воспроизвести свои ощущения и эмоции, пережитые в прошлом
  • функция передачи настроения – таким способом человек пытается общаться с окружающими (что часто свойственно детям и взрослым с аутизмом), демонстрируя им не само слово, а его эмоциональную нагрузку
  • функция систематизации информации, когда с помощью отдельных фраз и слов, услышанных за день, человек воскрешает в памяти прошедшие события и систематизирует их в своей голове.
  • Диагностика и лечение

    Лечение эхолалии не требует применения лекарственных препаратов, поскольку данная патология по своей сути относится к психическим нарушениям, для коррекции которых ещё не разработаны соответствующие медикаменты. В то же время она легко поддаётся психологической коррекции, поэтому первое, что следует сделать родителям, заметившим у ребёнка признаки эхолалии, или взрослым с симптомами патологии – обратится к хорошему психотерапевту или психоневрологу.

    Если речь идёт о естественной эхолалии, то её симптомы могут самостоятельно исчезнуть с течением времени – когда ребёнок найдёт другие способы самовыражения. Тем не менее родителям нужно придерживаться некоторых важных рекомендаций. Коррекция поведения ребёнка вынуждает родителей:

  • говорить с ребёнком всегда спокойно
  • нормализовать атмосферу в семье (избегать ссор и криков)
  • задавать малышу наводящие вопросы, требующие чёткого ответа «да» или «нет»
  • оберегать своих детей от стрессов.
  • Когда же речь идёт о патологическом состоянии, требуется тщательное обследование пациента на предмет выявления психических расстройств. И вот с целью коррекции этих расстройств, лежащих в основе эхолалии, врачом могут быть назначены определённые психостимуляторы, транквилизаторы или нейролептики.

    Если Вы считаете, что у вас Эхолалия и характерные для этого заболевания симптомы, то вам могут помочь врачи: психиатр. психотерапевт .

    Также предлагаем воспользоваться нашим сервисом диагностики заболеваний онлайн. который на основе введенных симптомов подбирает вероятные заболевания.

    Эхолалия: симптомы и лечение

    Причины

    Эхолалия у детей может возникнуть на одном из этапов речевого развития – с 6 до 12 месяцев или с 3 до 4 лет. В этих возрастных промежутках многие малыши повторяют слова окружающих. Таким образом они изучают основы речи и пытаются вступить в диалог.

    Причины эхолалии в старшем возрасте:

  • поражение лобных долей головного мозга
  • аутизм
  • шизофрения
  • имбецильность
  • синдром Туретта
  • синдром Ретта.
  • Симптомы

    Признаки эхолалии в детской речи представляют собой неконтролируемое повторение целых предложений или отдельных слов из монолога собеседника. Источником цитирования может быть не только человек, находящийся рядом, но и телевизионная или радиопередача, книжный текст и так далее.

    Эхолалия бывает двух видов:

  • немедленная – воспроизведение фраз, услышанных только что
  • отсроченная – повторение чужих слов через какой-то промежуток времени – через 15 минут, час, день, неделю.
  • Немедленная эхолалия необходима для поддержания разговора. Поскольку ребенок с аутизмом или другими проблемами не может быстро отреагировать на слова собеседника, он повторяет их, заполоняя паузы в разговоре и пытаясь осознать сказанное.

    Отсроченная эхолалия у взрослых и детей с различными психическими отклонениями выполняет три функции, среди которых:

  • самостимуляция
  • передача настроения
  • систематизация информации.
  • Самостимуляция при эхолалии заключается в том, что человек повторяет те фразы из прошлых диалогов, видеосюжетов или печатных изданий, которые ассоциируются у него с определенными эмоциями. Благодаря этому он погружает себя в желаемую атмосферу. Чаще всего эти фразы не имеют никакого отношения к текущим событиям, поэтому вызывают у окружающих удивление.

    Функция передачи настроения базируется на том, что некие слова связаны у ребенка с отрицательными или положительными переживаниями. Например, когда-то он услышал фразу: «Мороженое закончилось». И она вызвала у него негативные эмоции. В другой неприятной ситуации (не связанной с мороженым) он может ее повторить.

    Систематизация информации при эхолалии выглядит так. Вечером человек проговаривает услышанное в течение дня, чтобы упорядочить информацию и поделиться с близкими эмоциями. Его речь выглядит не как цельный рассказ, а как набор отдельных фраз.

    Диагностика

    Liqmed напоминает: чем раньше Вы обратитесь за помощью к специалисту, тем больше шансов сохранить здоровье и снизить риск развития осложнений.

    Заметив у ребенка симптомы эхолалии, необходимо проконсультироваться с психологом или психоневрологом. Врач сможет дать ответ, является ли повторение слов нормальным этапом речевого развития либо оно связано с отклонениями в психическом развитии. Во втором случае проводится дополнительная диагностика, включающая различные тестирования.

    Лечение

    У детей без задержки развития лечение эхолалии не производится. Но от родителей требуется соблюдать определенные правила:

  • разговаривать очень четко, без повышения тона
  • задавать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет»
  • оберегать ребенка от стрессовых ситуаций.
  • При наличии дефектов речи у детей коррекция эхолалии должна проводиться логопедом или дефектологом с помощью специальных упражнений.

    Если диагностирован аутизм или другое психическое заболевание, лечение эхолалии у детей осуществляется только в комплексе с другими мероприятиями, назначенными врачом. Родители ребят с подобными проблемами должны проявлять терпение и учиться правильному общению:

  • не останавливать малыша при повторении фраз, а каждый раз пытаться понять, какую информацию он хочет донести
  • добавлять новые слова в заученные предложения, расширяя его лексикон
  • использовать картинки с изображением предметов, если ребенку нужно сделать выбор, чтобы не было недоразумений.
  • Если у человека наблюдается эхолалия, для лучшего его понимания важно обращать внимание не только на суть слов, но и на ситуации, в которых он их повторяет, интонацию, выражение лица и другие нюансы.

    Эхолалия не болезнь, поэтому для ее терапии медикаменты не применяются. Но они могут быть использованы для лечения состояний ее вызвавших – шизофрении, поражения лобных долей мозга и так далее.

    Прогноз

    Эхолалия, связанная со становлением речи, проходит к 4 годам сама по себе. Повторение слов при аутизме, шизофрении, отставании в развитии и других заболеваниях, полностью не излечивается. Коррекционная работа позволяет частично уменьшить выраженность этого симптома.

    Оставьте заявку и в течение нескольких минут мы перезвоним Вам и поможем подобрать хорошего специалиста в Вашем городе.

    Что делать если у ребенок повторяет слова?

    Эхолалия – это автоматическое (не контролируемое) повторение ребенком чужих слов, полных фраз или их частей и даже целых предложений. Бывает двух видов - немедленная и отсроченная.

    Советуем заботливым родителям: Капли для иммунитета IMMUNETIKA - новый способ защиты детей от гриппа и ОРВИ, стремительно набирающий популярность. Многие мамы уже забыли о больничных!

    Довольно часто эту особенность принимают за симптом развивающегося аутизма, и такой вариант не исключен. Однако, это может быть нормой становления детской речи. Существует две крайне важные стадии развития навыков речи у детей - от 6 мес. до года и от 3 до 4 лет. В этом возрасте практически каждый малыш начинает повторять услышанное как попугай . Это абсолютно нормально.

    Такая имитация собственной речи - единственный способ потренироваться в произношении каких-либо звуков, а так же заложить основы взаимодействия с социумом через общение, к примеру, расширить словарный запас.

    Эхолалия у детей лечение

    Немедленная эхолалия

    Это незамедлительное повторение одного слова или нескольких вслед за другим человеком, телепередачей и прочими источниками звука. Является демонстрацией со стороны ребенка того, что он верно услышал обращение, способен воспроизводить и запоминать речь, однако для понимания сказанного ему необходимо время. Формирование стадии осмысления произнесенного может занять короткий период (месяцы) у детей без расстройств аутического спектра и длинный (годы) у детей с РАС.

    Существует ряд методов, позволяющих совершенствовать понимание на слух произнесенных кем-то фраз. Одним из наиболее совершенных из них является использование тактильного, визуального, обонятельного подкреплений - а в идеале всех разом, для ускорения эффекта.

    Представим ситуацию. Взрослый спрашивает у ребенка: Что ты хочешь, грушу или апельсин? И ответом будет, что логично, последнее произнесенное слово: Апельсин . Взрослый решает, что ребенок хочет апельсин. Но получая фрукт, ребенок закатывается в истерике, потому что его не поняли: он на самом деле хотел грушу, но ответил до того, как понял, что именно ему предложили и определился со своим выбором. Потенциальный риск истерик существует, и визуально-тактильный метод поможет их избежать. Предлагайте выбор, показывая картинки объектов или сами объекты, называя каждый из них.

    Отсроченная эхолалия

    Это повторение отдельных слов или целых предложений через какой-то период времени - несколько минут или же несколько лет. Причем эти фразы могут быть произнесены в любом месте и в любое время. Наиболее характерна для детей с расстройствами аутического спектра.

    Самостимулирующее поведение

    Дети повторяют фразы из печатных или видео изданий, с которыми у них ассоциируются какие-либо эмоции. Складывается впечатление, будто они просматривают или прочитывают эти фрагменты в голове, воспроизводя их через речь, но обычно не к месту и сугубо для себя.

    Иными словами, эхолаличная особенность ребенка становится единоличным развлечением для него, и это может серьезно мешать общению с другими людьми. В этом случае рекомендуется делать следующее: взрослый должен аккуратно переключить ребенка на любое другое занятие (будь то рисование или какая-то игрушка) или диалог на иную тему.

    Коммуникация настроения

    Следующая причина является неким способом выражения своего настроения. Как и в первом случае, фраза у ребенка ассоциируется с какой-то эмоцией, положительной или отрицательной. Ребенок говорит: Фруктового мороженого в магазине нет , и это говорит о его расстройстве. То есть, таким образом он сообщает о своем чувстве разочарования. Тот же механизм и с положительными эмоциями. Правильным будет в данном случае признать его чувств, а именно: да, ты тогда был очень расстроен, то чувство - такое же, какое ты испытываешь сейчас .

    Систематизация итогов дня

    Эхолалия у детей лечение

    Отсроченная эхолалия может являться способом обработки информации, полученной за день, - всей или только той, что не дает покоя ребенку. Он может проговаривать услышанное в течение дня, упорядочивая это в своей голове и одновременно делиться этими переживаниями с родителями.

    Подведем итоги. Со стороны может сложиться впечатление, будто у детей отсутствует понимание того, что они повторяют окончания фразы или всю ее целиком, но это не так. В большинстве случаев эхолаличность является средством изучения и применения основ речи, в том числе попыткой вступить в диалог.

    Очень многие родители задаются вопросом: Сможет ли ребенок когда-нибудь разговаривать нормально ? Безусловно. Дети без РАС проходят вторую стадию эхолаличности в возрасте 3 лет и затем, приобретя основные навыки, строят предложения самостоятельно согласно языковым нормам. Обычно делать для этого ничего не нужно.

    Аутичные дети могут и не избавиться полностью от эхолалии, но вероятность того, что она будет мешать ребенку, мала, скорее даже наоборот - повторение чужих фраз свидетельствует о способности обрабатывать полученную речевую информацию, пусть даже отличным от обычного способа. В этом случае эхолалия перестает быть отклонением от нормы и служит средством взаимодействия между аутичным ребенком и обществом.

    Лечение и коррекция эхолалии

    Медикаментозное лечение не практикуется за неимением средств для этого, однако коррекция её возможна. Существует ряд способов, которые помогут ребенку развить речевые навыки и адаптировать их к общепринятым нормам. Родители должны внимательно относиться к своей речи: она должна быть размеренной и ясно слышимой, но без повышенных тонов. Эмоциональные встряски в виде семейных скандалов при ребенке недопустимы.

    Спрашивая что-либо у ребенка, стремитесь сформулировать свой вопрос так, чтобы ответ был однозначен - только да или нет . Если такая формулировка невозможна, используйте метод картинок, описанный выше.

    И напоследок совет для родителей, без которого бесполезны все занятия: будьте спокойны, терпеливы и выдержаны. Не кричите на ребенка за то, что ему не удается быстро избавиться от повторов. Помните, что эхолалия лечится временем и работой родителей над речью ребенка.

    Хватит болеть: Капли для иммунитета IMMUNETIKA - новый способ защиты детей от гриппа и ОРВИ, стремительно набирающий популярность. Многие мамы уже забыли о больничных!

    27 Пожалуйста оцените статью

    Сейчас на статью оставлено число отзывов: 27 . средняя оценка: 4,63 из 5

    Эхолалия

    Эхолалия - речевое поведение, которое может быть как этапом развития ребенка, так и симптомом патологии, и которое характеризуется повторением ребенком тех слов и звуков, которые он слышит. Малыши повторяют речь родителей, слова услышанной песни и пр.

    Эхолалия в части случаев - всего лишь этап развития речи, как и, например, перестановка местоимений. Рано или поздно дети играют в эхо, в основном это ранний возраст. У детей с аутизмом хорошая память, развито механическое запоминание. Их эхолалия характеризуется как сложная. Ниже будут рассмотрены эхолалии именно у аутистов.

    При немедленной ребенок повторяет то, что услышал несколько секунд назад. При отсроченной эхолалии он повторяет то, что услышал час или день назад.

    Функции эхолалии

    Первая из возможных функций рассматриваемого речевого поведения - заполнение паузы. У детей формируется понятие, что разговор - это обмен фразами, между которыми есть определенные паузы. Они хотят принимать участие в беседе, но пока не понимают, как это правильно сделать. И, когда приходит их очередь говорить (или они думают, что очередь приходит), дети повторяют услышанную фразу (одну из услышанных).

    Вторая функция повтора фраз - выражение согласия. Часть детей редко слышит именно согласие, а не слово нет. Если ребенок не может выразить согласие по каким-то причинам, вместо ответа да на какой-то вопрос он может повторить фразу.

    Третья возможная функция эхолалии у детей - название окружающих явлений и предметов. В таких случаях дети повторяют звуки, которые имеют связь с конкретными объектами. Со временем они учатся распознавать в речи отдельные слова или слоги, которые можно сочетать, чтобы они обрели смысл. Эхолалия может появиться на ранней стадии называния предметов, когда ребенок уже может повторить длинную комбинацию звуков, но еще не может вычленять составные части языка и их смысл.

    Четвертая причина или функция повторяющейся речи это успокоение. Аутичные дети предпочитают однообразие, они консервативны. Такое поведение дает им чувство защищенности. Хорошо известные ему слова малыш повторяет, когда чувствует необходимость успокоиться. Это его способ снять нервное напряжение.

    Пятая функция эхолалии у детей - получение необходимой стимуляции. Это вид стимминга (самостимулирующего поведения). Повторение слова или слога снова и снова может вызывать у ребенка приятные ощущения. Повторение услышанного может иметь причиной тренировку. Ребенок учит новые слова и звуки, ему нравится, как его губы и зубы чувствуют себя во время произношения. Он может как бы хвастаться словами, которые знает, перед окружающими. Следующая возможная причина/функция повторения речи - получение позитивных эмоций, веселье. Всё таки существуют смешные слова. Детям нравится также слушать свой голос.

    Следующая вероятная причина - понимание чужой речи. Для детей даже родной язык звучит поначалу как иностранный. Мозгу пока что сложно среди звуков вычленить слова, несущие определенный смысл. Ребенку нужно время, чтобы понять, что ему сказали. И потому он повторяет слова и предложения, чтобы лучше понять смысл сказанного, как бы расшифровывает выражения. Часть детей повторяют слова про себя, а часть произносят вслух.

    Эхолалия у детей лечение

    Эхолалия может помогать вспоминать прошлое и давать определение настоящему. ситуация может быть подсказкой для определенного алгоритма, который заложен в памяти. Например, ребенка сажают кушать под один и тот же мультик. В будущем он садясь кушать (даже если мультик не включили) или когда хочет кушать, будет повторять фразы героев.

    Приходя из детского сада, ребенок может повторять услышанные там фразы. Таким образом, он вам рассказывает, что с ним произошло за день, что он переживал. По каким-то причинам он не может сформулировать логические конструкции, облечь мысли в слова. Потому он передает эмоции теми фразами, которые отложились в его мозгу.

    Следующая функция эхолалии - поделиться чувствами. Ребенок может переживать нечто, что пока что не может облечь в слова. Это особенно тяжело с эмоциями и чувствами. Дети могут использовать готовые, услышанные ими ранее выражения, которые, как они считают, передают такой смысл или эмоцию, которую они хотят выразить.

    Лечение

    Прежде чем лечить эхолалию, нужно знать, что это состояние имеет причины и цель. Повторение у малышей не является бездумным. Не всегда нужно бросаться искоренять такое поведение ребенка. Эхолалия может быть способом выражения малыша. Тогда не нужно его останавливаться. Игнорировать также не стоит. Таким образом вы игнорируете попытку коммуникации своего ребенка. Отсутствие игнора позволит вам развить речь ребенка, поощрить развитие его коммуникационных навыков.

    Чтобы понять причину эхолалии, задумайтесь над ритмом и тоном сказанного ребенком. Ищите источник эхо. Обращайте внимание и на другие особенности поведения. Малыш может быть взбудоражен. В таких случаях, вероятно, что при помощи повторения услышанного он хочет успокоить свою нервную систему.

    Эхолалию можно использовать как способ общения с малышом. Если вы знаете, что и как будет повторять ребенок в той или иной ситуации, вы можете также говорить фразы по-очереди с ним. Получится своеобразный разговор. Ни в коем случае не перебивайте малыша. Если же ваши повторения вызывают у него агрессию или недовольство, стоит отказаться от данного метода.

    В заученной ребенком фразе или нескольких фразах вы можете менять слова. Также можно показать малышу, как одно и то же выражение может быть использовано в разных ситуациях. Ребенка с эхолалией также нужно обеспечить разными новыми фразами. Например, когда даете ребенку ужин, говорите Я хочу поужинать. Когда вы поймете, в чем причина повторения определенной фразы или группы слов, вы сможете обучить ребенка подходящим фразам, чтобы он адекватно коммуницировал с окружающими в будущем.

    Ребенок может вас запутать. Часто фразы повторяются малышом с теми же интонациями, которые он услышал. И потому их можно принять за осмысленную речь (будто эти слова он сам сформулировал). Например, бывают случаи, когда вы ведете с ребенком беседу, а потом он начинает злиться. А причина в том, что вы вели всё это время диалог из просмотренного им фильма, а потом вы произнесли какую-то фразу, которой в том сценарии не было. Если во время разговора ребенок злится непонятно почему, попробуйте отмотать диалог назад, чтобы понять, это заученный сценарий или осмысленный разговор.

    Как предотвратить истерику

    У аутистов. которые склонны к эхолалии, часто бывают истерики. Родители могут, к примеру, спрашивать: что ты хочешь, кукурузу или кабачки? И дети часто повторяют последнее услышанное слово. Когда им дают кабачки, дети начинают истерику. Причина в том, что на самом деле они хотели кукурузу, а ответ кабачки был проявлением эхолалии. Ребенок дал ответ еще до того, как осознал, какие именно варианты ему предложены. Карточки с картинками или PECS дают возможность предупредить истерику. Благодаря им, ребенок выбирает, что он хочет.

    Источники:
    simptomer.ru, liqmed.ru, lecheniedetej.ru, www.eurolab.ua

    Следующие статьи



    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения