Главная » Советы педиатра

Заикание у детей дошкольного возраста

Причины возникновения, симптомы и методы лечение заикания

Заикание является очень сложным нарушением речи, связанное с психофизиологией, при котором нарушается целостность и плавность речи человека. Это проявляется в виде повторения или удлинения звуков, слогов, или слов. Может проявляться в виде частых остановок или нерешительностью речи, в результате нарушается ее ритмичное течение.

Заикание препятствует одной из самой важной части человеческой жизни – общению.

Причины

  • повышенный тонус и периодически возникающая судорожная готовность двигательных окончаний речевых центров головного мозга
  • последствия острого и хронического стресса в детском возрасте
  • генетическая предрасположенность (некоторые виды заикания передаются по наследству)
  • последствия перинатального поражения ЦНС
  • последствия контузии у взрослых
  • Заикание у детей дошкольного возрастасклонность к судорожному реагированию
  • различные повреждения головного мозга
  • нарушение нормального развития речи у детей (раннее речевое развитие и задержка психомоторного развития)
  • дети могут передразнивать заикающегося человека, но через некоторое время у них сформируется устойчивый дефект
  • дефицит ласки, любви, понимания у ребенка
  • при попытке переучить левшу в детском возрасте
  • травмы, последствия инфекционных и эндокринных заболеваний
  • Типы и формы нарушения речи

    В МКБ-10 существует несколько классификаций заикания.

    По формам различают:

    У человека происходит нарушение моторики и артикуляции речи, присутствует коморбитность с дизартрией. В процессе разговора у таких людей проявляются различные невротические реакции. У детей с этой формой заикания диагностируется задержка психомоторного развития, они поздно начинают говорить

    Невротическая форма (логоневроз).

    Дети с этой формой заикания имеют ранее или нормальное речевое и психомоторное развитие соответствующее возрасту. Этиологическим фактором развития логоневроза является проявление психосоматики — испуг или хронический стресс.

    Некоторые пациенты не заикаются, у них не нарушена артикуляция речи в привычной домашней обстановке. Но в состоянии психоэмоционального напряжения (незнакомые люди, публичное выступление) им трудно вымолвить слово, причиной являются речевые судороги. У таких пациентов наблюдается логофобия и характерное избегающее поведение.

    С точки зрения неврологии состояние пациентов расценивается как невроз.

    Симптомы

    Симптоматика нарушений речи очень разнообразна и зависит от этиологии заболевания, локализации судорожной готовности.

  • Заикание у детей дошкольного возрастаНарушение плавности течения, темпа и мелодики речи. При клонической форме у человека речь как бы прерывается, он может несколько раз подряд повторять отдельные звуки, слоги или целые фразы, иногда происходит неестественное растягивание некоторых звуков.
  • Речевые уловки. Пациент использует в своей речи вспомогательные звуки, их сочетание или слова
  • Фобии. У людей с заиканием возникают различные фобии, как правило, наиболее распространенной среди них является социофобия и страх перед началом речи
  • Тики и гримасы. Пациент при волнении производит различные виды насильственных движений. Заикание у людей одновременно сопровождается внутренним напряжением, возникает чувство тревоги и неконтролируемого страха перед собственной речью. В процессе разговора у человека непроизвольно возникают различные гримасы, неестественные движения, возможно возникновение тиков лица, таким образом, он пытается преодолеть заикание
  • Нарушение физиологии речи. Человек неправильно произносит звуки, неправильно употребляет некоторые слова. Он неправильно строит фразы и не владеет речевыми оборотами.6 Нарушение устной и письменной речи. В процессе письма у больного много повторений одинаковых букв и слогов, разрыва слова. Пациент не владеет навыками правильного построения предложения.
  • Проявления у детей

    Заикание манифестирует в любом возрастном периоде, но наиболее часто у детей от 2 до 5 лет.

    Большую роль в развитии заикания играет наследственная предрасположенность. Нарушение речи у маленьких девочек диагностируется в три раза реже, чем у мальчиков.

    Заикание у детей дошкольного возрастаВ дошкольном возрасте формируются навыки правильной устной речи. В трехлетнем возрасте у маленьких детей происходит развитие коордиционной системы речевых движений и вербального мышления. Речь в таком возрасте является самой уязвимой и ранимой областью. Нарушение речевого развития обусловлено тем фактом, что маленькие дети очень легко перевозбуждаются, некоторые из них склонность к судорожности.

    Особенностью нейрофизиологии этого возраста является тот факт, что прочные тормозные реакции у них отсутствуют. Риск развития заикания у возбудимого ребенка гораздо выше, чем у флегматика. Заикание у детей может возникнуть в результате строгого воспитания, повышенных требований к ребенку. Некоторые родители хотят вырастить из своих чад гениев, заставляют своих детей заучивать большие стихотворения, произносить и запоминать трудные слова и слоги, что в свою очередь может вызвать у ребенка нарушение развития речи.

    Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Провоцирующими факторами для усиления заикания могут служить переутомление, простуда, нарушение режима дня, наказание. Если у маленького ребенка появились первые симптомы нарушения речи, необходимо сразу же обратиться к специалисту, самостоятельно это не пройдет. Вылечить заикание у детей надо еще до школы. Для того, чтобы понять как избавится от заикания, родители с детьми в возрасте 2-5 лет обращаются к логопеду.

    Нарушения речи наблюдающиеся в пубертатном периоде, является одним из проявлений невроза. Нарушения речи могут проходить по мере взросления человека. По статистическим данным заиканием страдает только один процент взрослого населения.

    Особенности психологии заикающихся людей

    В присутствии посторонних людей они испытывают робость и смущение, поэтому стремятся к уединению. Часто испытывают чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь. Такие люди очень впечатлительны, обладают бурной фантазией, которая в свою очередь усиливает заикание.Так же зачастую заики имеют слабую волю.

    Интересным является, то, что заикающиеся люди владеют различными психологическими приемами и уловками для устранения заикания. Очень часто в присутствии определенных людей или общества у них возникает страх говорить, а иногда наоборот, заикающиеся показывают свою расторможенность, показная разболтанность, резкость.

    Методы коррекции

    Прежде чем искать способ, как избавиться от заикания, необходимо выяснить причины, которые привели к нарушению речи. Ребенок должен пройти комплексное обследование, в анамнезе нужно выявить наследственность, психотравмирующие ситуации. После получения результатов обследования логопед составляет индивидуальную программу занятия с ребенком.

    Коррекция нарушений речи у подростков должна начинаться также с обследования, выявления причин и признаков невроза, психосоматики.

    Хотя заикание (по определенной расположенности) и возникает сравнительно легко, оно не всегда также легко поддается лечению. А лечить его нужно обязательно. Ибо вопреки распространенному мнению, дефект этот вполне поддается коррекции, а не редко его удается полностью устранить. Родители с заикающимися детьми должны обращаться только к специалистам, самостоятельно с такой проблемой не справиться. Лечение заикания у детей необходимо начать на раннем этапе развития и обязано должно включать в себя устранение психотравмирующей ситуации, которая явилась причиной нарушения речи.

    Лечение заикающегося должно включать в себя медикаментозные средства и методы, психотерапию, работу с педагогами и логопедами, а также затрагивать вопросы реабилитации больного. Насколько успешным будет лечение, зависит от индивидуальных особенностей больного, а также от его способности принять той или иной метод.

    Основной задачей логопеда является привить заикающемуся ребенку навыки правильной речи.

    Медикаментозная терапия

    Помимо разнообразных психотерапевтических методов в лечении используется четырехэтапная медикаментозная терапия.

    На начальном этапе коррекционной работы производится изменение патологического речевого стереотипа и коррекция психологического состояния больного. У человека в процессе лечения происходит постепенное угасание рефлекса заикания. Для этого назначается длительный медикаментозный сон (в течение нескольких дней), после этого наступает период молчания пациента.

    На втором этапе проводится лечение сопутствующих хронических заболеваний, санация очагов инфекции в сочетании общеукрепляющей терапии.

    На следующем этапе коррекции происходит проговаривание пациентом сложных форм речи в различных ситуациях, в том числе и в психотравмирующих. Врачами могут быть использованы таблетки для снятия тревожности и психоэмоционального напряжения больного.

    На завершающем этапе у больного закрепляются все выработанные навыки плавной речи, продлеваются общеоздоровительные процедуры, в этот период лекарства употреблять нельзя.

    Физиотерапия и ЛФК

    Физиотерапевтическое лечение заикания назначается в зависимости от клинических проявлений заболевания и от локализации судорог в речевом аппарате человека. При патологии центральной нервной системы (гидроцефальный синдром, парезы) показано назначение процедур с йодистым калием. При артикуляционных судорогах больному назначается электрофорез со спазмолитиками. Некоторым пациентам назначаются психостимулирующие препараты.

    Расслабить и успокоить больного помогут: электросон, хвойные, кислородные и углекислые ванны.

    Для лечения заикания у взрослых широко применяется ЛФК и дыхательная гимнастика, массаж. Больной выполняет ряд общеукрепляющих упражнений и направленных на правильное речевое дыхание.

    Музыкальные занятия с пациентами проводятся 1-2 раза в неделю. Музыкальный работник должен научить их постановке правильного речевого дыхания. Под музыку пациенты делают различные ритмичные движения, произносят звуки и слоги.

    Можно ли справиться самостоятельно?

    Заикание у детей дошкольного возрастаНекоторые родители, выискивая способ как избавиться от заикания, прибегают к помощи различных народных методов и «бабок-шепталок», которые лечат испуг у детей. Но это может быть еще одной психотравмирующей ситуацией для маленького ребенка, и затягивает традиционное лечение в дальнейшем.

    Коррекция некоторых видов заикания у детей может проводиться в домашних условиях. Родители могут помочь своему ребенку делать речевые упражнения, чаще вместе с ним повторять скороговорки. У взрослых заикание хорошо лечится гипнозом. Ни одна из вышеперечисленных методик не гарантирует вылечить заикание.

    Разработаны и запатентованы несколько авторских методик коррекции речи: «Как избавиться от заикания?», « Как убрать дефекты речи?». Например, методика Арутюнян основана на коррекции дефектов речи с помощью синхронного произношения звуков и движением пальцев рук. В интернете и в книжных магазинах каждый больной заиканием человек может приобрести аудиокниги, которые в домашних условиях помогут ему, как избавится от заикания.

    Тактика родителей

    Самое главное в лечении заикания у детей - это профилактика.

    Родители должны правильно воспитывать своих детей, уделяя внимание не только физическому и умственному развитию, но и правильному формированию речи. Речь ребенка не должна быть торопливой, он не должен «захлебываться», все дефекты речи должны быть исправлены на ранних этапах их формирования. Дети, которые страдают заиканием, нуждаются в особом теплом и внимательном отношении со стороны родителей и учителей.

    Учитывая, что дефекты речи отрицательно сказываются на психике ребенка, он становится очень скромным, нерешительным, замкнутым, но иногда бывают периоды, когда он повышенно возбудим Комплекс неполноценности формируется, как правило, в школьные годы, подростки бывают очень жестоки, обзывают и передразнивают детей с заиканием. При первых признаках нарушения речи у детей необходимо обратиться к логопеду. Желательно не заниматься самолечением и не искать самостоятельно способы как избавиться от заикания.

    Оцени статью! Будь первым!

    Причины и лечение заикания у детей

    Заикание у детей, нарушение речевой функции, проще всего лечить в дошкольном возрасте. Стоит заметить, что проблема практически всегда поддается коррекции, если обратиться к профессиональному логопеду, а также психологу, способному выяснить, в чем причина дефекта.

    Основные причины патологии

    Заикание у детей дошкольного возрастаОсновные этапы формирования речи начинаются в раннем детстве, при этом не исключено, что выявятся нарушения согласованности работы органов речевого аппарата и дыхания. По сути, дефект проявляется судорогами, которые распространяются на язык, губы, мышечные ткани гортани, приводя к клиническим симптомам – паузам, повторам слов и слогов, удлинению звуков.

    При этом замечено, что чаще всего дефект развивается среди мальчиков, обладающих меньшей эмоциональной устойчивостью, чем девочки. В лечении заикания у детей причины должны учитываться обязательно.

    Выделяют несколько провоцирующих факторов:

  • логоневроз или невротическое заикание диагностируется примерно в 15% случаев и вызывается такими распространенными причинами, как психоэмоциональное потрясение или частые стрессы
  • органическое поражение нервной системы, вызванное патологией родовой деятельности либо внутриутробного развития, частыми заболеваниями в грудничковом возрасте
  • генетическая предрасположенность – теоретическое предположение, основанное на выявлении заикания у нескольких поколений рода.
  • Необходимо как можно раньше принимать меры при выявлении дефекта, так как у детей лечение заикания проходит наиболее эффективно.

    Лечение проблемы: общие рекомендации

    Если у ребенка дошкольного возраста появились симптомы подобного нарушения речи, родители должны не только обеспечить профессиональное лечение, но и в домашних условиях придерживаться определенной программы:

  • Заикание у детей дошкольного возрастаМалыш дошкольного возраста впитывает в себя как губка, особенности поведения окружающих его взрослых. Поэтому желательно в домашних условиях разговаривать неторопливо, плавно строя свою речь. Необходимо отучить ребенка от торопливого, невнятного произношения слов с захлебывающимися интонациями
  • Как правило, такая речь является признаком повышенной эмоциональной возбудимости. Нужно постараться уменьшить ее, используя разрешенные врачом седативные средства
  • Необходимо снизить речевую нагрузку, но при этом постоянно практиковать упражнения, рекомендованные логопедом. До 4 лет запрещается заставлять малыша проговаривать сложные или малопонятные для него слова и фразы, необходимо, чтобы головной мозг был достаточно развит для усвоения сложной информации
  • Отсутствие специальной гимнастики, нежелание родителей совместно разучивать стишки приводят к замедлению развития речевого аппарата. Еще одна причина прогрессирования патологии – несерьезное отношение к страхам ребенка, который, например, боится спать в темной комнате. В этом случае психологи рекомендуют не «ковать» характер, а стараться успокоить малыша, осмотрев вместе с ним все подозрительные уголки и объясняя, что нигде не прячется ужасный «бука»
  • Нежелание идти навстречу ребенку и оставлять в его комнате включенный ночник, способно привести к развитию неврозов, которые могут сопровождаться заиканием
  • Кроме того, следует постараться создать максимально спокойную обстановку и не перезагружать ребенка с заиканием посещением многочисленных кружков.
  • Даже в домашних условиях лечение заикания у детей должно строиться на основании рекомендаций грамотного врача, который не только назначит препараты, помогающие снять мышечные спазмы, но и посоветует оптимальные методики улучшения моторики органов речи.

    Как лечить заикание у детей дыхательной гимнастикой

    Заикание у детей дошкольного возрастаХороших результатов добиваются, используя комплекс дыхательных упражнений по авторской разработке А. Н. Стрельниковой.

    При заикании у детей дыхательные упражнения выполняют с активным участием диафрагмы, с обязательным продолжительным выдохом и на начальном этапе без речевого сопровождения.

    Гимнастика должна проходить по следующим правилам:

  • нужно делать вдох коротким и резким
  • выдох должен выполняться протяжно, бесшумно и без напряжения
  • вдох сопровождается движением в маршевом ритме
  • упражнения выполняются на счет 8, при этом вести ритм нужно мысленно
  • во время упражнений можно сидеть или стоять.
  • Дыхательные упражнения, позволяющие справиться с заиканием:

  • « Ладошки ». Выполняется стоя, согнув в локотках руки и повернув их ладошками вниз от себя. Сначала делают шумный быстрый вдох, сгибая локти, и как бы хватая воздух. Затем выполняют свободный и шумный выдох. Рекомендуется 2 подхода по 4 вдоха с паузами в несколько секунд, во время которых нужно опускать ручки
  • Заикание у детей дошкольного возраста« Погончики ». В той же позиции плотно сжимают кулачки и прижимают их к талии. Делая вдох, напрягают плечи и толкают резко руки кулачками по направлению к полу. Выполняют упражнения 8-12 раз
  • « Насос ». В той же позиции, расставив до ширины плеч ноги, нужно тянуться выпрямленными руками к полу, наклоняя вперед туловище с прямой спиной. Во время наклона делается короткий резкий вдох. Движение напоминает то, которое выполняется при накачивании шины насосом. Делают 4 подхода по 12 раз. Идеально, если во время упражнения ребенок поднимает с пола палку. В случае необходимости лечить патологии позвоночника или сердечно сосудистой системы нельзя наклонять туловище низко
  • « Кошка ». В той же позиции нужно присесть, одновременно выполняя поворот туловища в сторону. Во время приседания – вдох, при выпрямлении – выдох. Делают 12 подходов по 8 раз
  • « Маятник ». Из той же позиции следует наклониться вперед с вытянутыми по направлению к полу руками и делая вдох. Вернувшись в прежнее положение, наклониться назад, также выполняя резкий вдох
  • « Уши ». Не меняя позы, голову поочередно наклоняют в обе стороны, старясь прикоснуться ухом к плечу и глядя перед собой. Выполнять следует 12 подходов по 8 раз.
  • Существует множество подобных упражнений для успешного восстановления речи ребенка. Если выполнять их даже всего на протяжении пары месяцев ежедневно, можно добиться значительного укрепления диафрагмы, мышечно-связочного аппарата гортани и легких. Постепенно происходит углубление вдоха, что позволяет сделать борьбу с дефектом намного эффективнее.

    У детей дошкольного возраста заикание часто исчезает само по себе. Однако не стоит ожидать самостоятельного исправления нарушения, так как можно запустить проблему, что потребует продолжительного лечения. Намного проще при первых признаках посетить логопеда и помочь своему малышу, занимаясь с ним дыхательной гимнастикой.

    Заикание у детей

    Заиканием называют речевое расстройство, которое характеризуется нарушением правильного ритма речи, а также непроизвольных запинок в процессе высказывания мыслей, вынужденных повторов отдельных слогов слова либо звуков. Данная патология развивается из-за возникновения в органах артикуляции специфических судорог.

    В основном заикание у детей начинается в период 3-5 лет – на данном этапе речь развивается самым активным образом, но, так как при этом речевая функция у них ещё не до конца сформирована, может возникнуть некий «сбой».

    Эпидемиология

    Заикание встречается примерно у 5% всех детей в возрасте от шести месяцев и старше. Три четверти из них будут выздоравливают к началу подросткового периода, около 1% нарушение речи сохраняется на всю жизнь.

    При этом следует отметить, что заикание в несколько раз (2-5) чаще затрагивает мужчин, чем женщин. Обычно эта болезнь проявляется ещё в раннем детстве, а результаты исследования демонстрируют, что в возрастной категории младше 5 лет заикание развивается у 2,5% детей. Если говорить о соотношении полов цифры меняются по мере взросления детей – у дошкольников пропорции находятся в размере 2к1 (мальчиков больше), а уже к первому классу они становятся больше, - 3к1. В пятом классе этот показатель увеличивается до 5к1, так как девочки избавляются от заикания более быстрыми темпами. Так как на ранних стадиях скорость восстановления довольно высокая (примерно 65-75%), общая распространённость этого дефекта обычно составляет не более 1%.

    Причины заикания у ребенка

    Логопеды выделяют 2 вида детского заикания. Первый из них появляется у детей, имеющих некие дефекты в ЦНС. Среди возможных причин возникновения – травма, полученная при родах, наследственность, тяжелые гестозы во время беременности, осложненные роды, частые болезни ребёнка на первых годах жизни. В остальном он развивается нормально, проблем со здоровьем не имеется.

    В процессе неврологического осмотра у такого ребёнка обычно выявляются признаки повышенного внутричерепного давления, а также повышенный порог судорожной готовности мозга, патологические рефлексы.

    Второй вид этого дефекта наблюдается у детей, изначально не имеющих каких-либо органических или функциональных патологий ЦНС. Такой вид заикания появляется из-за невроза, спровоцированного стрессом или сильным эмоциональным или физическим переутомлением. В таких случаях этот дефект речи значительно усиливается, когда ребёнок пребывает в состоянии нервного напряжения или эмоционального возбуждения.

    Патогенез

    Патогенез заикания по своему механизму достаточно сильно схож с так называемой подкорковой дизартрией. При этой болезни нарушается координация процесса дыхания, голосоведения, а также артикуляции. Из-за этого заикание часто называют дизритмической дизартрией. Так как происходит нарушение взаимодействия между корой мозга и его подкорковыми структурами, регуляция самой коры тоже нарушается. В результате происходят сдвиги в функционировании стриопаллидарной системы, отвечающей за «предуготовность» к выполнению движения.

    В этом артикуляционном процессе голосообразования принимают участие 2 группы мышц, одна из которых сокращается, а другая наоборот – расслабляется. Полностью согласованное и чёткое перераспределение тонуса этих мышц позволяет совершать точные, правильные и быстрые движения, которые имеют строгую дифференциацию. Стриопаллидарная система контролирует рациональное перераспределение мышечного тонуса. Если этот речевой регулятор блокируется (из-за возникших в мозгу патологий или сильного эмоционального возбуждения), происходит тонический спазм либо возникает тик. Этот патологический рефлекс, при котором наблюдается повышенный тонус мышц речевого аппарата, а также нарушение в автоматизме речи ребёнка, со временем трансформируется в стойкий условный рефлекс.

    Симптомы заикания у ребенка

    Обычно запинки во время заикания звучат как продление или повторение начальных слогов сказанного слова или повтор отдельных звуков. В качестве симптома заикания у детей ещё могут наблюдаться возникающие внезапно паузы в начале слова, или же отдельного его слога. Зачастую вместе с запинкой в речи у заикающегося ребенка происходят ещё и непроизвольные сокращения лицевых мышц, а также мышц шеи и конечностей. Возможно, такие движения появляются рефлексивно, чтобы помочь выговариванию, хотя на деле лишь усиливают у других людей впечатление о том, насколько трудно заикающемуся разговаривать. Помимо этого, дети, страдающие от заикания, начинают бояться отдельных слов или звуков, поэтому пытаются заменить их какими-то синонимами или объяснить описательно. А иногда заикающиеся дети вообще пытаются избежать ситуаций, в которых необходимо разговаривать.

    Первые признаки

    Чтобы вовремя оказать своему ребёнку помощь, родителям важно не упустить момент появления первых признаков заикания:

  • Ребенок вдруг начинает отказываться разговаривать (длиться этот период может 2-24 часа, а после этого он снова начинает разговаривать, но при этом уже заикается поэтому, если в таком случае успеть отвести ребёнка к специалисту ещё перед тем, как заикание началось, появление речевого дефекта вполне возможно предотвратить)
  • Произносит лишние звуки перед фразой (к примеру, это может быть «и» или «а»)
  • В начале фразы вынужденно повторяет начальный слог или же само слово полностью
  • Вынужденно останавливается посреди фразы или отдельно взятого слова
  • Перед началом своей речи испытывает некоторые затруднения.
  • Психосоматика заикания у детей

    Весьма популярным является мнение о том, что заикание появляется из-за несоответствия между получаемой организмом эмоционально-психологической нагрузкой и его возможностью и / или способностью её переработать.

    В целом, на то, что заикание у ребёнка возникло вследствие какого-либо стрессового фактора, указывают примерно 70% родителей.

    Вместе с заиканием у детей часто ставят диагноз логоневроз либо логофобия, указывая тем самым на то, что было нарушено психологическое здоровье. Это и повлекло за собой возникновение проблем с речью, проявляющихся в виде задержек, запинок, остановок и спазмов.

    Формы

    По характеру судорог, появляющихся при речевом процессе, можно выделить тоническую и клоническую формы заикания у детей. Сами судороги бывают либо инспираторными, либо экспираторными – это зависит от того, когда они появляются – на вдохе либо на выдохе. По характеру причины возникновения заболевание разделяют на симптоматическое либо эволюционное (оно может быть неврозоподобным или невротическим).

    Тонический тип заикания выглядит как долгие паузы в речевом процессе либо растягивание звуков. Помимо этого, заикающийся обычно выглядит скованно и напряжённо, рот полуоткрыт или полностью закрыт, а губы при этом плотно сомкнуты.

    Невротическое заикание появляется у ребёнка из-за психической травмы, которую он получает в возрасте 2-6 лет. Выглядит оно как клонические судороги, которые усиливаются в начале фразы или при сильном эмоциональном напряжении. Такие дети очень волнуются, когда им нужно говорить или вообще отказываются разговаривать. Следует отметить, что в целом развитие речевого и двигательного аппарата у такого ребёнка полностью соответствует всем возрастным этапам развития, а у некоторых детей может даже их опережать.

    Клоническое заикание у детей выглядит, как постоянное повторение отдельных звуков/слогов, либо целых слов.

    Неврозоподобное заикание обычно появляется вследствие какого-то мозгового нарушения. У этого дефекта имеются следующие признаки – дети подвержены быстрому истощению и утомляемости, весьма раздражительны, движения нервные. У такого ребёнка иногда диагностируют патологические симптомы психиатрические, характеризующиеся нарушениями двигательных рефлексов и трудностями поведения.

    Возникает такое заикание обычно в 3-4 года и никак не зависит от наличия и/или отсутствия психологических травм. В основном оно появляется в момент интенсивного развития у ребёнка фразовой речи. В дальнейшем нарушения продолжают постепенно усиливаться. Речь становится хуже, если ребёнок устал или болеет. Развитие движений и речевого аппарата осуществляется в правильные сроки или же может немного запаздывать. Временами неврозоподобное заикание у ребёнка появляется на фоне некоторого недоразвития его речевой функции.

    Физиологическое заикание у детей

    Физиологические итерации – это повторы в речи ребёнка отдельных слов. У маленьких детей они наблюдаются достаточно часто, и не считаются признаком болезни. Считается, что это – физиологический симптом, который характерен для отдельного периода развития у малыша речевого навыка, и он свойствен 80% детей во время процесса активного развития фразовой речи в возрасте 2-5 лет). Если не возникло осложнений, повторения пройдут, когда ребёнок укрепит условные рефлексы своей речи и научится правильно выражать свои мысли.

    Физиологическое заикание у детей – это результат того, что мышление ребёнка в своём развитии опережает прогресс речевых навыков. В маленьком возрасте дети довольно ограничены в выражении возникающих у них мыслей, потому как у них небольшой словарный запас, они ещё не научились облекать мысли в правильную форму, а артикуляция ещё не сформировалась, из-за чего речь отличается нечёткостью.

    Физиологические шероховатости в речи у ребёнка могут появиться по причине некоторых неблагоприятных факторов (таких, как травмы, болезни, неподходящие педагогические приёмы).

    Заикание у детей дошкольного возраста

    Проявления заикания могут возникнуть с 2-3х лет. Так как в период 2-5 лет речевые навыки быстро развиваются, характер детской речи может иметь такие отличия – ребёнок говорит бурно, в быстром темпе, глотает окончания фраз и слов, берёт паузы посреди речи, говорит на вдохе.

    В этом возрасте такие признаки являются естественным этапом процесса обучения речевому навыку, но у ребёнка, имеющего склонность к заиканию, наблюдается специфическое поведение:

  • Во время речи он часто останавливается, и при этом у него напрягаются шейные и лицевые мышцы
  • Ребёнок мало говорит, старается избежать необходимости разговаривать
  • Резко прерывает начатую речь и долго молчит
  • Находится в сконфуженном и подавленном настроении.
  • Впереди у вашего человечка – целая жизнь! А пока вам только пошла 4 неделя. Время вашей особой родительской ответственности и время, когда малыш начинает привыкать к жизни вне материнской утробы.

    Заикание у детей дошкольного возраста

    Сколько должны спать дети разных возрастов? Когда осуществляется переход на один дневной сон? Сколько в норме дети должны спать ночью, не просыпаясь?

    Все нормы сна детей от рождения и до 18 лет - в таблице.

    Заикание у детей дошкольного возраста

    Выполнять массаж новорожденному ребенку необходимо правильно, поэтому мы подготовили для вас подробный поэтапный фотоурок.

    Главная / 4 - 6 лет / Как избавиться от заикания у ребенка в раннем возрасте?

    Как избавиться от заикания у ребенка в раннем возрасте?

    Заикание - довольно частый недуг, встречающийся у детей дошкольного возраста. Он очень волнует каждого из родителей, которые обнаруживают этот дефект речи у собственного чада. Поначалу детям это не доставляет особого дискомфорта, но уже в детском саду появляются комплексы. По понятным причинам кроха начинает страдать: хуже усваивает новый материал, тяжелее готовится к школе, считает себя неполноценным. Самое ужасное, что эти комплексы могут сопровождать человека в старшем возрасте, и оставаться с ним на протяжении всей жизни.

    Почему дети в 3-4 года заикаются: основные причины

    Прежде всего, заикание - это неправильная работа нервной системы, тормозящая выполнение функций речевого аппарата. Это заболевание врачи называют логоневрозом. Они разделяют его на два вида - внешний и предрасполагающий.

    Предрасполагающее заикание - эта проблема, возникающая в речи, связана с внешними факторами.

    1. Инфекции . которые появились еще при беременности матери и повлияли на неправильное развитие.
    2. Малыш родился недоношенным.
    3. Темперамент малыша . Более эмоциональные дети чаще подвержены заиканию, нежели те, кто имеет флегматичный склад характера.

    Внешние причины - это те, которые увеличивают уже имеющееся предрасполагающее заикание.

  • Энцефалит, менингит, и другие болезни . связанные с развитием головного мозга и нервной системы.
  • Ушиб и сотрясение головного мозга также могут влиять на правильность речи.
  • Заболевания, связанные с дыхательными путями . а также отит и сахарный диабет.
  • Болезни, влияющие на общее состояния организма . рахит, простуда, гельминты.
  • Раздражительность, недержание мочи . нервный короткий сон и постоянная нервозность.
  • Резкий испуг, шок от чего-либо (часто бывает от неадекватности родителей или, к примеру, от бросившегося на человека пса).
  • Логоневроз может возникнуть и у детей из семей, в которых родители прибегают к жестоким наказаниям, побоям и постоянной агрессии, а также где малыши не получают должного ухода.

    Также этот недуг появляется от чрезмерного желания окружающих нагрузить кроху занятиями и учебным процессом, которые не соответствуют нормам нагрузки деток.

    Редко, но возникновение логоневроза может спровоцировать и радостное событие. Причиной может стать и поведение воспитателя в детском саду. Резкий крик, наказания - всё это ломает хрупкую детскую психику и приводит к тяжелым последствиям.

    Как определить заикание на ранних стадиях детей?

    Когда заикается взрослый человек, это сразу заметно: он запинается, повторяет слоги, делает ненужные паузы. У детей всё может протекать не так явно и сразу.

    Большинство родителей не обращают внимания на первичные симптомы. И это ошибочно. Ведь легче излечить проблему, если она еще не успела укорениться.

    Дети в возрасте трех-четырех лет, как правило, проглатывают окончания или первые слоги слов. И речь может быть неразборчивой, а паузы между словами бывают слишком длинные. Эти вещи могут быть нормой, и малыш может их перерасти со временем. Но, может быть, это «первые звоночки» к заиканию?

    Это можно понять по ряду признаков

  • Во время пауз в речи . когда на лице ребенка напрягаются мышцы и шея.
  • Во время запинаний малыш топчется с ножки на ножку, сжимая кулачки.
  • С помощью жестов к р оха пытается опередить то, что хочет сказать.
  • Часто дети с логоневрозом, несмотря на умение говорить, становятся молчаливыми.
  • Губки ребенка могут подрагивать во время речи, можно также заметить непроизвольное вращение глазных яблок.
  • Нередко хорошо разговаривающие дети замолкают на несколько часов. Подобное замыкание в себе происходит в самом начале появления комплексов от собственной неполноценности и чувства неловкости при звуках речи.

    Как правильно лечить заикание в раннем возрасте?

    Проблему можно и нужно лечить. Этим должны заниматься специалисты: психоневролог, логопед, невролог. Увы, но большинство случаев являются излечимыми. «Волшебной» таблетки от заикания, к сожалению, не существует.

    Основные правила при лечении в помощь родителям

  • Старания профессионалов и родителей должны быть совместными.
  • Лучше всего решить проблему до того, как ребенок пойдет в школу. В школьном возрасте будет все намного сложнее.
  • Не следует подгонять малыша в произношении речи, он не должен чувствовать себя «не таким, как все».
  • Нужно относиться к малышу с теплотой, не давать возможности нервничать, разговаривать перед сном.
  • Хвалите кроху за любые успехи. Ребенок всегда должен понимать, что у него есть поддержка и любовь окружающих, несмотря на дефект.

    Методы избавления от заикания

    1. Занятия у логопеда.
    2. Упражнения на правильность дыхания.
    3. Массажи.
    4. Гипноз.
    5. Лечение медикаментами.
    6. Общее укрепление организма.

    Разберем подробнее основные и эффективные способы ниже.

    Специалист обязан подобрать комплекс специальных упражнений, которые снимут психологическое напряжение и сделают речь малыша правильной. Дома он под контролем родителей должен проговаривать заданные логопедом упражнения. Маме и папе нужно совместно с врачом прилагать усилия к скорейшему выздоровлению ребенка.

    Необходимо найти такого врача, который бы устраивал и маленького пациента, и взрослых. Ведь если ребенок будет недоволен доктором, то доверия между врачом и пациентом не получится, и должного эффекта лечение не произведет.

    Лечение заикания медикаментами является лишь дополнительным, но не основным методом решения проблемы. Все препараты назначает невролог. Это медикаменты, устраняющие судороги, а также успокоительные средства. Весь метод рассчитан на благотворное влияние лекарств на нервную систему. Среди успокоительных предпочтение отдаются отварам трав.

    Но следует помнить, что одними медикаментами недуг не вылечить.

    Подобный способ не всегда обязателен, все зависит от предписаний врача. В большинстве случаев лечение медицинскими препаратами лишнее.

    Каждый родитель должен понимать, что, несмотря на усилия хорошего логопеда, лечение медикаментами, результат в первую очередь зависит от теплоты отношений в семье. Желательно, чтобы ребенок не видел конфликтов между родственниками, избегал стрессовых ситуаций, резких смен обстановки. Семейные отношения личного характера следует решать в его отсутствие . Если от этого не избавиться, вылечить заикание у крохи вам не удастся.

    Необходимо оградить малыша от неприятностей во время лечения, от походов в гости. Лучше не приглашать к себе друзей с детьми, чтобы не давать повода малышу почувствовать себя ущемленным и отличающимся от всех остальных. Ребенок не должен стесняться. Он должен быть абсолютно спокойным во время лечебного процесса.

    Следует больше общаться всей семьей, проводить совместные прогулки на свежем воздухе и пытаться окружить ребенка лишь положительными эмоциями. Хорошо успокаивает нервную систему плаванье в бассейне, которое желательно устраивать вместе с родителями, а не с группой совершенно посторонних людей.

    Упражнения и массаж в домашних условиях

    Малышам, страдающим подобным заболеванием, рекомендуются сеансы логопедических массажей. Задача массажа - улучшить работу мышц артикуляции и черепно-мозговой функции . Выполнять его должен только специалист. Перед процедурами маленький пациент должен быть спокоен и уравновешен. Подобный вид лечения делают в позе лежа или полусидя .

    Массаж включает в себя комплекс действий

    Продолжительность первого сеанса - до 7 минут, со временем она увеличивается до получаса. Обычно следует пройти около 10 процедур, затем сделать перерыв на 2 недели, после чего снова возобновить массажный курс.

    Также используют точечные массажи, которые включают в себя нажатия на определенные нервные точки. Действие процедуры успокоительное, восстанавливающее нервную систему и расслабляющее маленького пациента.

    Иногда родителей пугает, что после первого дня массажа их сын или дочь начинают чаще заикаться. В этом нет ничего страшного, таким может быть первоочередная реакция. Не следует прерывать сеансы, позднее все наладится.

    Упражнения дыхательной гимнастики также полезны в лечении логоневроза. Занятия нормализуют носовое и ротовое дыхание, происходит укрепление мышц диафрагмы. Ребенок учится контролировать собственное состояние во время речи.

    Крохе нужно научиться выдыхать спокойно, а вдохи выполнять после определенного движения

    №1. Малыш должен стоять прямо . локти держать опущенными вниз, а ладошки раскрывать вверх. Во время вдоха ручки следует сжимать в кулаки и разжимать их во время бесшумного выдоха. Подобное дыхательное упражнение следует повторять около 10 раз.

    №2. Стоя, раздвинув ноги на ширину плеч . надо вытянуть ручки вдоль корпуса. Во время вдоха делать приседание и одновременно поворот корпуса - поочередно, в одну и другую сторону.

    №3. Поза - стоя , ноги на ширине плеч . Голову наклонить таким образом, чтобы ухо прижималось к плечу. Во время наклона делать вдох. После совершения 5 наклонов следует несколько раз покачать головой в разные стороны. Глаза при всех наклонах нужно направлять прямо перед собой.

    Данные упражнения благотворно влияют на речевой аппарат и способствуют улучшению мозгового кровообращения.

    Нужно помнить о том, что ребенку необходим полноценный сон. Важно также ограничить влияние телевизора и увеличить устные занятия. Всё внимание должно быть привлечено к уменьшению и полному искоренению дефекта.

    Хорошим средством от заикания послужит пение песен. Разучивание детских песенок улучшает качество речи и плодотворно влияет на дыхание во время произношения. Этот способ всегда приносит детям радость, ведь можно использовать песенки из любимых мультипликационных фильмов. Это позволяет малышне выполнять нехитрые задания с большим удовольствием, независимо от наличия слуха или голоса.

    Читайте так же:

    13 причин, почему ребенок может не говорить в 2 года – мнение психологов

    Моторная алалия – содержание коррекционной работы логопеда

    Рекомендации родителям при подозрении на моторную алалию у ребенка

    Упражнения и занятия для развития речи у дошкольников

    Ребенок 5-6 лет стал писаться во сне: причины и методы лечения энуреза

    Источники:
    odepressii.ru, mjusli.ru, ilive.com.ua, baragozik.ru

    Следующие статьи



    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения