Главная » Советы педиатра

Как лечить гиперактивность у детей

Гиперактивность у детей: что делать родителям?

В наше время всё чаще проявляется гиперактивность у детей дошкольного и школьного возраста. Каковы её признаки? Как с ней бороться? Как должны вести себя родители гиперактивного ребёнка? Всё это важные вопросы, требующие своевременного ответа.

Гиперактивность – психическое состояние, основанное на поведенческом расстройстве. Она связана с превышением нормальной активности. При этом человек чересчур возбудим и в своём поведении руководствуется больше эмоциями, чем здравым смыслом.Как лечить гиперактивность у детей

Данное понятие возникло в 60-х годах прошлого века, когда её считали патологическим состоянием, которое было вызвано незначительными расстройствами функций головного мозга.

В 80-х годах превышающая норму двигательная активность получила статус самостоятельного заболевания. Её стали называть СДВГ, или синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Данным синдромом страдают дети дошкольного возраста, начальной и средней ступеней обучения, у которых произошло нарушение функций ЦНС. При этом у них наблюдается снижение концентрации внимания, плохая память и проблемы в обучении.Как лечить гиперактивность у детей

Мозгу ребёнка с СДВГ трудно воспринимать и обрабатывать информацию, у него отсутствует чёткая мотивация к учёбе.

Синдром гиперактивности у детей начинает проявляться в 2-3 года, когда они начинают посещать детский сад. В большей степени поведенческое расстройство становится заметным в начальной школе, когда ребёнку нужно учиться, долгое время проводить за партой, быть сосредоточенным и внимательным.

Чтобы поставить диагноз СДВГ, нужно провести наблюдение за поведением ребёнка как минимум в двух социальных группах и подтвердить его сходство.

Каковы признаки скрытой шизофрении? Читай далее .

В раннем возрасте сделать это бывает трудно, так как младенцы до года обычно находятся только с матерью и отцом, то есть в семье. Когда малыш поступает в дошкольное учреждение, он попадает во вторую социальную группу. Поведение в ней может быть сходным с домашним или резко отличаться от него.Как лечить гиперактивность у детей

Наблюдая за ребёнком, родители сами способны увидеть тревожные признаки у ребёнка и вовремя обратиться за психологической помощью. Опытные психологи и педагоги помогут определить, с чем связана такая активность.

Основные симптомы гиперактивного поведения делятся на две группы.

Признаки дефицита внимания

Гиперактивность и импульсивность

Сниженный уровень избирательного внимания:

  • отсутствие способности долгое время быть сосредоточенным на предмете,
  • не умение обнаруживать детали предмета
  • Бесконтрольные движения руками и ногами при волнении

    Отсутствие сохранности внимания:

  • неспособность выполнять действия до конца,
  • несобранность
  • Вскакивания с места, резкие подъёмы и быстрый бег

    Обращение к ребёнку не вызывает у него никакой реакции (он как будто не слышит)

    Неспособность сохранять статическое положение даже в очень короткие промежутки времени

    Дезорганизованность, часто перескакивает с одного на другое

    Разговоры на занятиях, самопроизвольные выкрики

    Отсутствие желания выполнять трудные задачи и упражнения, которые требуют серьёзного умственного напряжения

    Неспособность дождаться окончания вопроса, преждевременная попытка ответить

    Вмешательство в дела и разговоры других людей

    Отвлекаемость на малейший шум или движение со стороны

    Отсутствие способности соблюдать очерёдность и уступать другим детям

    Частая потеря вещей

    У разных детей проявляется каждый признак какой-либо одной группы, но встречаются и те, и другие.

    Таким образом, признаками, которые должны подсказать родителям, что ребёнку нужна квалифицированная помощь психолога, невролога, психиатра, следующие:

  • чрезмерно высокая двигательная активность
  • импульсивность
  • резкие перепады настроения
  • повышенная возбудимость
  • непрекращающийся дефицит внимания.
  • Как лечить гиперактивность у детейПричины ↑

    К основным причинам проявления гиперактивности у детей относятся:

  • трудные и преждевременные роды
  • родовые травмы
  • поздняя беременность матери
  • различные инфекции, в том числе и внутриутробные
  • лёгкие травмы, полученные ребёнком в результате падения и ударов головой
  • отравление опасными веществами, например, свинцом
  • плохое питание
  • асоциальное поведение родителей и др.
  • По статистике данным синдромом чаще страдают мальчики, чем девочки. Дети мужского пола значительно крупнее по весу, мозг у них созревает позже. В связи с этим они чаще получаются различные виды травм как в утробе матери, так и во время родов.

    В наше время СДВГ страдают до 10% детей начального школьного возраста.
    Ребёнок 8-10 лет должен активно учиться и нормально вести себя в социуме. К нему предъявляются требования от учителей и родителей в проявлении самостоятельности, усидчивости и сосредоточенности.Как лечить гиперактивность у детей

    Однако гиперактивному ребёнку трудно соответствовать претензиям взрослых. К выше обозначенным симптомам могут добавиться бессонница или беспокойный сон, ночной энурез, расстройство речи, сердечные приступы.

    Диагностика гиперактивности осуществляется в результате комплексных наблюдений целой группы специалистов. Если они обнаруживают присутствие всех признаков гиперактивности (см. в таблице), то ребёнку может быть поставлен диагноз СДВ или СДВГ.

    1. В этом случае назначаются препараты ноотропного типа, которые улучшают кровообращение, нормальную циркуляцию крови в области головного мозга, усиливают его функциональность и восприимчивость к окружающей действительности.
    2. Вторая, главная, составляющая лечения данного синдрома заключается в организации психолого-педагогической помощи. Применение медикаментозных средств не всегда необходимо и желательно. Хорошо налаженная система занятий с гиперактивным способна устранить все существующие проблемы.

    Как лечить гиперактивность у детейВ помощь педагогам родители должны поддерживать хорошее физическое самочувствие ребёнка, повышать его иммунитет. К тому же не стоит пренебрегать успокоительными народными средствами.

    Только комплексными мерами и совместными усилиями можно помочь ребёнку преодолеть трудное психическое состояние, которое мешает нормально обучаться в школе. Грамотная коррекция поведения способна повлиять на успешность школьника с СДВГ.

    Гиперактивные дети от быстрых хаотичных движений в течение дня сильно перевозбуждаются.

    Что делать родителям, чтобы «утихомирить» своё чадо перед сном:

  • сменить обстановку (перейти из одной комнаты в другую, где тихо и спокойно)
  • предложить ребёнку посмотреть в окно, на небо или проезжающую машину, идущих по дороге людей
  • Как лечить гиперактивность у детей

  • выпить воды или чашку чая с травками, съесть что-нибудь сладкое
  • полежать (поиграть с игрушкой) в тёплой ванне с пеной и полезными отварами лекарственных растений
  • сделать расслабляющий массаж под спокойную мелодию
  • перед сном мама или папа могут побыть с ребёнком некоторое время, почитать ему книжку или просто поговорить. Особенно это важно, когда мальчик или девочка учатся в школе.
  • Всё это поможет настроиться ребёнку на здоровый спокойный сон, а утром он встанет бодрым, весёлым и настроенным на позитивную деятельность.

    Каков план работы с одаренными детьми в детском саду? Читай статью .

    О программе развития речи детей дошкольного возраста в детском саду читай далее .

    1. В любой ситуации родители должны сохранять спокойствие. Оно передастся ребёнку, и он придёт в норму.
    2. Ребёнок должен понимать, что ему можно, а что нельзя. Каждый запрет нужно объяснять: Почему нельзя! При этом родительский ответ должен быть аргументированным и содержать возможные альтернативные решения.Как лечить гиперактивность у детей
    3. В разговоре с ребёнком важно как можно реже использовать отрицательную частицу НЕ и слово НЕТ. У большинства людей мозг на них не реагирует.
    4. За каждый позитивный момент в поведении и учёбе ребёнка должно следовать поощрение. Можно заранее договориться о системе бонусов. Но родителям никогда не следует обманывать малыша.
    5. Гиперактивные дети, да и почти все мальчики, воспринимают только конкретные, чёткие задачи. Поэтому родители должны использовать короткие реплики с точным смыслом.
    6. Последовательность действий – важный фактор для невнимательного ребёнка. Малыш должен получать задания по очереди друг за другом, все вместе он вряд ли запомнит и сделает, как это нужно. Задания должны иметь чёткое начало (сначала вымой руки) и законченность (потом садись за стол).
    7. Время – ещё один «враг» гиперактивного ребёнка, с которым ему постоянно приходится бороться. В этом случае родителям следует устанавливать строгий регламент для выполнения какого-либо дела. Можно использовать звууковой сигнал или будильник, который станет напоминанием об окончании работы.
    8. Похвала, ласка и нежность со стороны близких родственников особенно необходимы ребёнку с СДВГ. Такие дети чувствительны к проявлению доверия и доброты.Как лечить гиперактивность у детей
    9. В большинстве случаев гиперактивные дети ведут себя неадекватно из-за недостатка внимания со стороны взрослых. Совместная деятельность не только вселит в них уверенность в собственных силах, но и поможет общению и взаимопониманию.
    10. Переутомление опасно для ребёнка с СДВГ, поэтому важно избегать его и чаще менять виды деятельности.
    11. Чёткий режим дня, правильное питание и здоровый восьмичасовой сон – важные составляющие в организации деятельности и создании ситуации успеха для гиперактивного ребёнка.
    12. Любые занятия спортом, подвижные игры и трудовые поручения могут забрать в себя излишки двигательной активности. Как определить, что подойдёт для конкретного ребёнка? Можно попробовать разные занятия: бег, игровые виды спорта, плавание. Разнообразие поможет ребёнку в поиске того, чего он хочет.

    Медикаментозное вмешательство возможно тогда, когда все психолого-педагогические методы и приёмы испробованы. Как лечить ребёнка и какие препараты использовать при этом, может решить только врач.

    Чтобы не усугубить ситуацию, важно получить профессиональную консультацию и последовать назначениям доктора.

    Видео: Школа доктора Комаровского

    Гиперактивность у детей - лечение

    Как лечить гиперактивность у детей

    Последнее время детям все чаще ставят диагноз гиперактивность. Каждый второй родитель знает о смысле этого слова, а каждый третий сам нарекает своего ребенка гиперактивным. Но так ли это на самом деле? Или мы родители, вместе с «врачами-вредителями», ломаем индивидуальность ребенка.

    Можно ли точно диагностировать эту болезнь, ведь представления о ее симптомах достаточно размытые. Каждый ли врач сможет точно определить ту особенную функцию нервной системы, которая присуща данному заболеванию?

    Симптомами гиперактивности принято считать следующие особенности поведения малыша:

  • рассеянное внимание
  • невозможность сконцентрироваться на одном занятии более пяти минут
  • чрезмерная подвижность, включая движения руками и мимику лица
  • отставание в речевом развитии или наоборот – болтливость
  • непризнание авторитета в лице старших людей
  • грубое, резкое поведение в отношении сверстников или наоборот – замкнутость
  • частые головные боли
  • заикание
  • нервные тики.
  • Что самое интересное – последние три симптома часто являются побочной реакцией на медикаментозное лечение гиперактивности у детей. Ведь в него входят сильнодействующие психостимулирующие препараты, одними из них являются препараты амфитамминной группы. Лечение детской гиперактивности сводится к тому, что ребенка пичкают стимуляторами или же седативными успокоительными. Конечно, так легко добиться желаемого эффекта – ребенок становиться покорным, безвольным существом. Но правильно ли это для всестороннего развития ребенка и понимания им самим, в дальнейшем, своего призвания и цели в жизни?

    Как определить гиперактивность у ребенка?

    Если же вы все-таки чувствуете, что ребенок совершенно не может контролировать свои эмоции и поведение. А главное – если понимаете, что это мешает ему самому, а не вам, врачам или педагогам. Попробуйте обратиться к невропатологу и психологу.

    Для постановки диагноза врачи обязательно должны выполнить следующие пункты:

    1. Провести беседу с родителями и ребенком.
    2. Направить на проведение энцефалограммы мозга.
    3. Провести психологическое тестирование.

    Вы можете подозревать гиперактивность у ребенка если:

  • во время беременности мать злоупотребляла спиртным, курением, наркотическими веществами
  • было тяжелое течение беременности, проблемы с поступлением кислорода через нервную трубку плода
  • существует наследственная предрасположенность
  • произошли длительные или скоропостижные роды
  • было внутривенное введение стимулирующих препаратов маме во время родов
  • произошли родовые травмы головы у ребенка
  • возникли инфекции, поражающие мозг, приобретенные во время родов.
  • Гиперактивность с дефицитом внимания - лечение

    Условно диагноз гиперактивность делится на несколько видов:

    1. Гиперактивность с дефицитом внимания.
    2. Гиперативность без дефицита внимания.
    3. Дефицит внимания без гиперактивности.

    Все виды гиперактивности в разной степени лечатся медикаментозно, специальными массажами, психологической коррекцией.

    Коррекция гиперактивности

    Медикаментозное лечение гиперактивности необходимо только в самых сложных ситуациях. Но и оно может не принести большой пользы, а может наоборот – навредить ребенку. Так как имеет массу побочных эффектов.

    Также практикуются расслабляющие массажи и мануальная терапия. Но не всегда удается уговорить ребенка на массаж, ведь бывают совсем беспокойные детки.

    Психологическая коррекция включает в себя работу психолога и родителей малыша. Необходимо учиться самоконтролю не только ребенку, но и его окружающим. Разговаривайте с ним всегда спокойным тоном. Старайтесь давать короткие указания, не содержащие несколько действий одновременно. Например: «Собери игрушки», вместо – «Собери игрушки и иди обедать». Тогда малыш не будет теряться и путаться.

    Не принуждайте к утомительным нагрузкам, особенно умственным. Поощряйте успехи ребенка. Установите режим дня и всегда его соблюдайте.

    Как лечить гиперактивность у детей

    Играйте вместе с ребенком в спокойные игры: собирайте пазлы, конструкторы, рисуйте и т.п. А для выброса накопившейся энергии отдайте малыша в спортивную секцию.

    Самыми щадящими являются гомеопатические препараты. Они не имеют такого сильного действия на функции нервной системы. Эти препараты требуют терпения, так как начнут действовать не ранее чем через три месяца. Отыщите квалифицированного врача-гомеопата и проконсультируйтесь с ним в отношении рационального лечения.

    Проблема гиперактивности преувеличена и очень условна. Важно понять, что каждая личность уникальна. Возможно, к некоторым деткам тяжелее найти подход, чем к остальным. Но внимательные и любящие люди обязательно его найдут.

    Журнал → Гиперактивный ребенок: воспитывать или лечить

    Эти дети выделяются из среды своих сверстников неудержимой энергией. Находясь постоянно в движении, они вовлекают в свои шумные забавы остальных. На занятиях невнимательны, часто отвлекаются, разговаривают. Задания выполняют неохотно и плохо. На замечания совершенно не реагируют или обижаются. В коллективе конфликтуют.

    Что это – результат плохого воспитания или отклонения в психике ребенка? Зачастую ответить на этот вопрос затрудняются даже специалисты. Не исключено, что у ребёнка заболевание, в основе которого лежит минимальная мозговая дисфункция – нарушение функциональной деятельности отдельных подкорковых структур и участков коры головного мозга. Так называемый синдром дефицита внимания с гиперактивностью, имеющий во врачебной практике сокращенное название СДВГ.
    Масштабы проблемы

    Изучением гиперактивности учёные и специалисты многих стран занимались уже давно. Однако, мировая общественность забила тревогу тогда, когда накопленные данные научных исследований показали её масштабы и социальную значимость.

    Статистика свидетельствует, что СДВГ среди детей школьного возраста распространён повсеместно. Процентное соотношение количества гиперактивных детей к общему их количеству в различных странах значительно отличается, однако, находится в диапазоне 1-18% в популяции. Разброс данных обусловлен отсутствием единых критериев для диагностики заболевания.

    Большое беспокойство вызывает то, что дети с СДВГ (почти каждый десятый ребёнок) представляют собой группу риска. Такие дети, плохо адаптируясь в коллективе, а затем и в обществе, в зрелом возрасте могут иметь проблемы с законом. Согласно данным исследований учёных, до 80% преступников страдают этим заболеванием.

    Вопрос заболеваемости СДВГ в Росси начали изучать значительно позже, чем за рубежом. Однако, поначалу исследования не носили системного характера. В последнее время ситуация изменилась к лучшему, о чём свидетельствует ежегодно возрастающее количество публикаций. Несмотря на это, в среде широких слоёв населения и даже в среде педагогов, врачей-педиатров имеет место неосведомленность в вопросах, касающихся этого заболевания. В результате 70-90% российских детей с СДВГ остаются без всякого лечения. Имея постоянные неприятности в школе, не находя понимания дома и не получая необходимой им родительской любви, такие дети зачастую ищут поддержки в уличных кампаниях. Последствия в большинстве случаев бывают плачевными.

    Причины возникновения заболевания

    Клиническая картина СДВГ характеризуется большим разнообразием нарушений поведения, трудностями восприятия и социальной адаптации. Это говорит о том, что заболевание синдромом может быть вызвано множеством различных факторов.

    Выделяют несколько возможных причин заболевания:

    1. Биологические (наследственная предрасположенность, осложнения во время беременности, родовые травмы).

    2. Генетические (врожденные отклонения от нормы некоторых систем мозга).

    3. Социальные (характер и склонности родителей, условия воспитания в семье и школе, материальное положение семьи).

    По мнению многих учёных, причиной заболевания может быть также наличие и других факторов (экология, пищевые красители и консерванты, рафинированные продукты питания, дефицит витаминов и минералов).

    Среди многочисленных признаков этого заболевания можно назвать 3 основные группы:

    1. Недостаток активного внимания: ребёнок невнимателен, часто ошибается во время занятий легко отвлекается не организован, теряет и забывает личные вещи не любит заданий, которые требуют сосредоточенности и умственного напряжения.

    2. Двигательная активность: ребёнок постоянно находится в движении, часто без определённой цели, суетится не может спокойно сидеть на месте, постоянно что-то передвигает, теребит руками, под столом двигает ногами мало и плохо спит очень разговорчив, даже с посторонними.

    3. Импульсивность: ребёнок отвечает, не выслушав полностью вопроса плохо контролирует свои действия, не признаёт установленных правил часто конфликтует с другими детьми, но быстро забывает обиды, проявляет агрессивность

    Кроме перечисленных основных признаков, у детей с синдромом часто наблюдается капризность, раздражительность, излишняя болтливость, невосприимчивость к запретам и замечаниям, эгоистичность, выраженное стремление к лидерству, склонность к общению с младшими по возрасту, левшество (ребёнок левша). Примерно у половины детей с синдромом наблюдаются головные боли напряжения.

    В зависимости от сочетания перечисленных признаков различают несколько форм заболевания: синдром с преобладанием дефицита внимания с преобладанием гиперактивности и импульсивности смешанная форма.

    По степени выраженности симптомов заболевания СДВГ имеет 3 формы: лёгкую, среднюю и тяжёлую.

    Динамика развития заболевания

    Первые признаки заболевания заметны ещё в младенческом возрасте: ребёнок мало и плохо спит, очень подвижен, чрезмерно реагирует на раздражители – свет, звук, имеет постоянно повышенный или пониженный мышечный тонус.

    К 3-4 годам становится заметно, что ребёнок не может сосредоточиться, самостоятельно играть. Он любопытен, но суть его не интересует.

    Наиболее ярко признаки заболевания проявляются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, от 5 до 10 лет. Это обусловлено развитием центральной нервной системы в этот период.

    Второй пик проявления признаков заболевания отмечается в 12 – 14 лет. Он приходится на период полового созревания ребёнка.

    После 14 лет в большинстве случаев признаки болезни практически исчезают. Происходит компенсация недостающих функций головного мозга. Однако, вторичные приобретённые признаки нередко остаются и формируют тип «трудного подростка».

    Возрастная динамика развития заболевания у мальчиков и девочек несколько различается.
    Диагностика и лечение гиперактивности

    Даже если у ребёнка имеются многие из характерных признаков СДВГ, поставить правильный диагноз сможет только врач-психоневролог. При этом потребуются дополнительные обследования и консультации с родителями, врачом-педиатром, педагогом, психологом, возможно с невропатологом и психиатром. Сложность диагностики СДВГ объясняется отсутствием у больного каких-либо патологических изменений мозга, которые можно было бы выявить аппаратными средствами при медицинском обследовании. К тому же, дело осложняется наличием у больных с синдромом большого количества признаков, сходных с признаками других психоневрологических заболеваний или пограничных психических состояний.

    Полное обследование ребёнка может затянуться на несколько лет и требует от родителей большого терпения и настойчивости.

    В США и западноевропейских странах детей с синдромом лечат в основном медикаментозными методами. Психотропные препараты эффективны, удобны в применении. Однако, наряду с положительными качествами, они имеют и отрицательные: подавляя признаки СДВГ, само заболевание не лечат позитивный эффект лечения недолговременный, т. е. после окончания курса приёма препарата признаки гиперактивности проявляются вновь и лечение может продолжаться годами возникает эффект привыкания к препарату, что требует постепенного увеличения его дозировки имеют место побочные явления в виде головных болей, потери аппетита, бессонницы, раздражительности.

    В России основной упор делается на поведенческо-двигательную терапию с медикаментозной поддержкой или без неё. Вопрос о применении лекарств решается лечащим врачом в каждом конкретном случае отдельно.

    Цель лечения СДВГ – восстановление или компенсация нарушенных функциональных связей центральной нервной системы ребёнка и адаптация его в коллективе и обществе.

    Лечение должно носить комплексный характер и в общем случае включать:

    педагогическую и социально-педагогическую работу с ребёнком

    двигательные занятия с ребёнком

    По мнению учёных, наиболее благоприятный для лечения возраст — это 5-8 лет. Если синдром не лечить, то его признаки могут проявляться и в зрелом возрасте. При этом к первичным признакам заболевания добавляются вторичные, социогенного характера из-за постоянного отставания в учёбе и конфликтов с окружающими.

    Гипеактивный ребёнок. Что делать?
    Рекомендации родителям детей с СДВГ

    При первых подозрениях на наличие у ребёнка СДВГ необходимо обратиться к врачу-психоневрологу или психологу за консультацией. Ранняя диагностика и своевременное лечение являются залогом оптимистического прогноза заболевания.

    В связи с замедленным развитием некоторых функций головного мозга и выработкой компенсаторных механизмов ЦНС, не рекомендуется рано отдавать ребёнка с гиперактивностью в садик или школу.

    Следует избегать переутомления ребёнка, будь то занятия, просмотр телепередач или сиденье у компьютера. Длительность занятий в раннем возрасте не должна превышать 10-15 минут и чередоваться с перерывом в 5-7 минут.

    Нужно хвалить ребёнка, если он этого заслуживает. Гиперактивные дети невосприимчивы к запретам и выговорам, зато очень чувствительны к похвале.

    Необходимо отказаться от физического наказания, используя исключительно современные методы воспитания детей, базирующиеся на демократических принципах. Взаимное общение с ребёнком должно основываться на доверии, а не на страхе.

    Не следует сдерживать проявления родительской любви к ребёнку. Он должен чувствовать, что, несмотря на неважные успехи или плохое поведение, его любят.

    Для выработки у ребёнка правильной модели поведения необходимо подавать ему пример здорового образа жизни и правильных поступков.

    Необходимо двигательную активность ребёнка направлять в правильное русло: ему показаны активные игры на свежем воздухе, занятия двигательными видами спорта.

    Нужно поддерживать и поощрять ребёнка в проявлении его наклонностей. Это повышает его самооценку.

    Следует исключить из рациона ребёнка продукты с пищевыми красителями и консервантами, рафинированные продукты. Необходимо отдавать предпочтение натуральным продуктам, свежим овощам и фруктам, богатым витаминами.
    Заключение

    Гиперактивный ребёнок – это не просто отдельные случаи заболевания детей, а социальная проблема, имеющая для общества государственное значение. Количество детей с СДВГ угрожающе велико и продолжает расти. Подавляющее большинство их не получает никакого лечения и помощи. Предоставленные самим себе, лишённые родительской любви и понимания окружающих, дети с синдромом часто находят утешение в употреблении алкоголя, наркотиков. Их называют «трудный ребёнок». Необходимо изменить отношение родителей, педагогов, врачей к этой не «детской» проблеме. Одна из важнейших задач заключается в совершенствовании методов диагностики, лечения и педагогической работы с больными детьми.

    Гиперактивного ребёнка нужно лечить. И лечить правильно.
    Рекомендованная литература:
    Брязгунов И.П. Касатикова Е.В. НЕПОСЕДЛИВЫЙ РЕБЁНОК или Всё о гиперактивных детях. 2-е изд. испр. и доп. – М. Психотерапия, 2008. – 208 с.
    Болотовский Г.В. Чутко Л.С. Попова И.В. Гиперактивный ребёнок. СПБ: НПК «Омега». — 2010. — 160 с.

    24 Май 2013 в 17:14

    Лечение гиперактивности у детей

    Дети – активные любознательные существа. Они всегда в движении, бесконечно задают вопросы, постоянно осваивают что-то новое. Малыши могут поспорить из-за игрушки, отобрать её у соседа по песочнице и даже подраться друг с другом. И это вполне нормально. Маленький человек растёт, развивается, учится общаться, познаёт мир. Но почему-то у одних детей периоды активности сменяются периодами отдыха и спокойствия, а у других, как будто вечный двигатель внутри. Бедный ребёнок, он уже устал, но никак не может остановиться, бегает, прыгает, кричит, дерётся.

    Как лечить гиперактивность у детей Про таких детей говорят, что они гиперактивны. Медицинский термин – дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Как правило, такие детишки не только проявляют повышенную физическую активность, но и не могут сосредоточиться на каком-то одном занятии, ничего не доводят до конца. Сами от этого страдают, но по-другому вести себя не в состоянии. Наступает такой момент, когда родители понимают собственное бессилие в воспитании, тогда обращаются к врачу или психологу.

    Гиперактивность поддаётся лечению и корректировке. Лечение гиперактивности у детей нужно начинать как можно раньше. Такой ребёнок «неудобен» для окружающих, воспитателю, учителю, другим детям трудно с ним найти общий язык, поэтому он может оказаться изгоем в коллективе. Когда гиперактивный ребёнок идёт в школу, он плохо учится, и не потому, что у него низкий интеллект. Он невнимателен, агрессивен, болтает без умолку, сидеть за партой 45 минут для него невыносимо. Сегодня проблема, как лечить гиперактивность у детей, разрабатывается активно и медиками, и психологами.

    На какие симптомы гиперактивности у детей нужно обратить внимание?

  • Повышенная двигательная активность. Движения угловатые, много лишних движений. Ребёнок не может стоять или сидеть спокойно даже пару минут. Начинает подпрыгивать, машет руками.
  • Недостаток внимания (это основной симптом). Отсюда плохое усвоение знаний в школе.
  • Плохо развитая речь.
  • Быстрая утомляемость.
  • Головные боли.
  • Расстройства пищеварения.
  • Аллергические реакции.
  • Что делать, чтобы поставить диагноз?

    Диагностика гиперактивности у детей построена на наблюдении и беседах с ребёнком и родителями. Невропатолог, психолог или психиатр внимательно наблюдают за поведением ребёнка, задают вопросы. Гиперактивность может быть результатом небольших мозговых дисфункций, возникающих в результате родовых травм, кислородного голодания плода во время беременности.

    Как лечат гиперактивность?

    Лечение гиперактивности у детей включает в себя комплекс мер:

  • Медикаментозная терапия ноотропными средствами.
  • Массаж и мануальная терапия. Массаж при гиперактивности ребёнка могут освоить сами родители. Особенно хорош будет расслабляющий массаж, он хоть на некоторое время успокоит маленького непоседу.
  • Психологическая коррекция поведения ребенка, правильная линия поведения родителей. Без определённых усилий со стороны родителей успеха в таком деле, как лечение гиперактивности у детей, добиться практически невозможно.
  • Как вести себя родителям, если у них гиперактивный ребёнок?

      1. Установить режим дня.
      2. Организовать жизнь так, чтобы ребёнок не переутомлялся.
      3. Избегать слишком шумных кампаний, слишком беспокойных товарищей по играм.
      4. Поощрять занятия, которые требуют концентрации внимания.
      5. Хвалить, но только заслуженно.
      6. Не ругать, а объяснять. Делать это твёрдо, но спокойно.
      7. Давать возможность двигательной активности. Сейчас много возможностей для этого. Начиная от прогулок, заканчивая спортивными секциями, танцевальными клубами и бассейном.

    Некоторые родители не понимают своего ребёнка. Они считают себя образцом, а ребёнка частью себя, которая должна во всём на них походить. Если так не получается, они сердятся, ругают и наказывают своё чадо. Конфликт с годами углубляется, но ни поведение, ни состояние ребёнка от этого не становится лучше. Думается, взрослым важно понять, что ребёнок – это самостоятельное существо, и оно может быть совсем другим, чем его родители. Просто, иногда ему нужна помощь.

    Поделитесь с друзьями:

    Источники:
    gopsy.ru, womanadvice.ru, www.baby.ru, lecheniedepressii.ru

    Следующие статьи



    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения