Главная » Советы педиатра

Характеристика детей с онр

Дети с ОНР 3 уровня

Характеристика детей с онрВашему малышу логопедом поставлен диагноз ОНР (общее недоразвитие речи). Разумеется, это не особо радостное известие для родителей - за исключением тех случаев, когда изначально уровень был ниже. Как развиваются дети с ОНР, на какие его особенности должны обратить внимание родители, и самое главное – сможет ли учиться такой ребенок в обычной школе? Эти вопросы очень актуальны сегодня – ведь, к сожалению, диагноз ОНР 3 уровня дети-дошкольники имеют достаточно часто (по некоторым данным, до 40%).

В одной из предыдущих статей мы описывали все четыре уровня ОНР. Давайте вспомним краткие характеристики детей каждого уровня:

  • Первый уровень – безречевой. Дети пользуются лепетными словами и предложениями из 2-4 слов
  • Второй уровень – это зачатки правильной речи, когда малыш пробует произнести многие слова, сильно искажая их. Не использует склонения по родам и падежам, путает множественное и единственное число
  • Третий уровень – это фразовая речь, в которой ребенок допускает много ошибок. Дошкольник охотно общается только в присутствии близких людей, стесняясь делать это самостоятельно
  • Четвертый уровень – это незначительно измененная речь, в которой присутствуют перестановка звуков или слогов, затруднения при выговаривании отдельных букв и произнесении сложных слов.
  • Давайте теперь подробнее рассмотрим, какие проблемы с речью характерны для детей с ОНР 3 уровня.

    ОНР 3 уровня: характеристика детей

    Прежде всего, нужно напомнить родителям, что ОНР потому так и называется, что у ребенка существуют общие проблемы с речью – не только со звуковой ее стороной, но и со смысловой. Так что если ребенок не произносит какие-либо звуки, само по себе это не является диагнозом ОНР. Логопед при обследовании ребенка будет обращать внимание на лексику, грамматику и фонетику одновременно.

    Дети в школе могут испытывать трудности с чтением и письменной речью. Дисграфия и дислексия – частые спутники ОНР. Поэтому коррекцию речи дошкольника нужно начинать как можно раньше, и обычных логопедических групп при детских садах здесь, как правило, недостаточно. Потребуются регулярные занятия.

    Для третьего уровня могут быть характерны сложности с произнесением не только шипящих и свистящих звуков, но и соноров и аффрикат.

    Один звук при этом заменяет два или более. Речь у детей с 3 уровнем ОНР гораздо более связная, чем у детей предыдущих уровней, и ребенок вполне может составить рассказ по предложенной ему сюжетной картинке или рассказать о своей семье и событиях из жизни. При этом дошкольник пользуется различными частями речи и пытается построить сложносочиненные или сложноподчиненные предложения. Его словарный запас достаточно большой. Однако ошибок у детейвсе еще много.

    Правильные предложения в речи такого ребенка могут соседствовать с неправильными – в зависимости от ситуации одна и та же грамматическая форма может изменяться. Много ошибок дети допускают в вопросах согласования и управления. Например, неправильное употребление существительных во множественном числе («ухи» вместо «уши», «роты» вместо «рты»), неверное согласование прилагательных и существительных («глубокая озеро»).

    Несмотря на то, что словарный запас детей с ОНР 3 уровня обогащается за счет новых существительных и глаголов, они зачастую неверно или неточно их употребляют, подменяя одно понятие другим («стул» вместо «табуретка»).

    Часто наблюдается затруднение в произношении многосложных слов («милисинер» вместо «милиционер», «висипед» вместо «велосипед»).

    Родителям таких детейстоит следить и за своей речью, проговаривая слова правильно, и не пытаться говорить с ребенком на его языке, коверкая слова – пассивный словарь в этом возрасте гораздо больше, чем активный, и неправильно произносимые родителями слова запечатлеются в памяти ребенка именно в таком виде.

    ОНР и школа

    В какой школе будет учиться малыш, если ему поставлен диагноз ОНР 3 уровня? Для понимания проблемы стоит рассказать о некоторых особенностях дошкольников. Важной характеристикой детей с ОНР 3 уровня является то, что они понимают недостаточность своей речи и стесняются ее. Поэтому вступление в контакт с незнакомыми детьми и взрослыми у них затруднено. Это нужно всегда иметь в виду родителям, которые должны поощрять попытку дошкольника пообщаться с другими людьми. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы над ребенком смеялись и передразнивали его.

    Дошкольники с ОНР отличаются плохой устойчивостью внимания и снижением памяти: им тяжело учить стихи, подолгу сосредотачиваться на одной задаче, или, наоборот, вовремя переключаться с одного объекта на другой. Поэтому они быстро утомляются и допускают ошибки при выполнении задач. Нарушение мелкой моторики рук – еще одна характерная особенность дошкольников. Их координация пальцев нарушена.

    Тем не менее, дети с ОНР 3 уровня в школе могут обучаться в обычных, а не коррекционных классах, и уж тем более этот диагноз не является обоснованием для коррекционной школы. Правильно организованный распорядок дня, дополнительные занятия с логопедом и выполнение его рекомендаций помогут ребенку и родителям добиться правильной речи. Если вы не согласны с выставленным логопедом диагнозом, вы имеете право посетить другого независимого специалиста и получить его рекомендации.

    Текст: Ольга Панкратьева

    Общая характеристика детей с ОНР

    Елена Барахтина
    Общая характеристика детей с ОНР

    Общее недоразвитие речи (ОНР) - сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.

    Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интел-лектуальной . сенсорной и волевой сфер.

    Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями.

    Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности. от пол-ного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Исходя из коррекционных задач, Р. Е. Левиной была предпринята попытка сведения многообразия речевого недоразвития к трем уровням. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов. Переход от одного к другому характеризуется появлением новых речевых возможностей.

    Первый уровень речевого развития характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь оказывается уже полностью сформированной.

    У детей . находящихся на первом уровне речевого развития, активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Слова и их заменители упот-ребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий, причем они используются в самых разных значениях. Дети широко пользуются пара-лингвистическими средствами общения - жестами, мимикой. В речи отсутствует морфологические элементы для передачи грамматических отношений. Речь ребенка понятна лишь в конкретной ситуации.

    Описывая второй уровень речевого развития, Р. Е. Левина указывает на возросшую речевую активность детей . У них появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом от-ношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи детей отмечаются уже различные лексико-грамматические разряды слов. существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьей, знакомыми явлениями окружающего мира, но они не знают многих слов, обозначающих животных и их детенышей . части тела, одежду, мебель, профессии и т. д.

    Характерным остается резко выраженный аграмматизм. Понимание обращенной речи остается неполным, так как многие грамматические формы различаются детьми недостаточно.

    Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развернутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов к, в, из-под, из-за, между, через, над и т. д.,

    Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме. они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают звуковую структуру и звуконаполняемость слов.

    Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отноше-ния.

    Нарушение связной речи - один из симптомов общего недоразвития речи. При пересказе текстов дети с ОНР ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» дейст-вующих лиц.

    Рассказ-описание малодоступен для них. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета по плану, данному логопедом. Обычно дети подменяют рассказ перечислением отдельных признаков или час-тей объекта, при этом нарушают всякую связность. не завершают начатое, возвращаются к ранее сказанному.

    Творческое рассказывание детей с ОНР дается с большим трудом. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, в изло-жении последовательного развития сюжета. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста. Экспрессивная речь детей может служить средством общения, если со стороны взрослых оказывается по-мощь в виде вопросов, подсказок, суждений.

    В редких случаях дети бывают инициатором общения, они не обращают-ся с вопросами к взрослым, игровые ситуации не сопровождают рассказом. Все это тормозит процесс развития связной речи и требует целенаправленной коррекционно-педагогической работы.

    Четвертый уровень речевого развития, представлен в работах Т. Б. Филичевой, характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики кажутся несущественными, однако их совокупность ставит ребенка в затруднительное положение при обучении письму и чтению. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения очень низкая, правила грамматики не усваиваются.

    Понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, понимание соотношения первичных и вторичных нарушений необходимо при направлении детей в специальные учреждения, выборе адекватных коррекционных мероприятий, предупреждении нарушений чтения и письма в начальной школе.

    Публикации по теме:

    Анкета «О развитии речи вашего ребенка» Анкета «О развитии речи вашего ребенка» 1. Как вы считаете, уровень развития речи связан с интеллектуальным развитием ребенка? 2. По каким.

    Пример психолого-педагогической характеристикина воспитанника детского сада Психолого-педагогическая характеристика на ___ Дата рождения. ___поступила в логопедическую.

    Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста с ОНР

    Первые упоминания об определенном типе взаимоотношений, которые складываются между детьми в классе, можно заметить еще в литературе XIX века. Еще Л.М. Толстой вспоминал о таком явлении, как «дух школы».

    Педагоги и психологи определяют, что школьники имеют значительные резервы в своем развитии. В этот период происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма. После этого создаются условия для осуществления целенаправленного произвольного планирования и выполнения программ действий. Растет подвижность нервных процессов, наблюдается большая, чем у младших детей, выносливость в процессе возбуждения и торможения, хотя возбуждение преобладает. Растет функциональная роль второй сигнальной системы, слово приобретает обобщенное значение. Существенно возрастает физическая выносливость ребенка, но она относительная.

    П.Н. Якобсон отмечает, что школа у младшего школьника вызывает очень много новых видов переживаний, которых не было в дошкольном возрасте. Это, в частности, переживания, связанные с пребыванием в ученической группе, общением со сверстниками, учителем, оценка которого, похвала или замечания являются очень значимыми для ученика в такой период [43].

    Норма речи - общепринятые варианты использования языка в процессе речевой деятельности, обеспечивается сохраненными психофизиологическими механизмами речевой деятельности [32].

    Нарушения в речи определяются как отклонение в речи говорящего человека, от языковой нормы, принятой в определенном языковом окружении, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности [32]. Речевые нарушения имеют следующие особенности: 1) они не соответствуют возрасту человека 2) не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка 3) связанные с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи 4) оказывают негативное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка 5) имеют устойчивый характер и не исчезают самостоятельно 6) требуют логопедической помощи, в зависимости от их характера. Поскольку, нарушение речи представляют собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности, то под структурой речевого дефекта мы понимаем множество речевых симптомов данного нарушения речи и характер их взаимосвязи.

    Проблема речевого недоразвития у детей основательно разрабатывалась и освещалась в отечественной и зарубежной литературе многими учеными начиная еще с 50-60-х годов ХХ века (Р. Левина, В. Орфинская, В. Воробьева, Б. Гриншпун, Л. Спирова, Е. Соботович, Л. Ефименкова, К. Мастюкова, Г. Каше, Г. Чиркин, Т. Филичева, Л. Трофименко, М. Шевченко, В. Тарасун и др.).

    Все нарушения речи можно рассматривать по двум классификациям: психолого-педагогической и клинико-педагогической. По психолого-педагогической классификации, предложенной Р. Левиной в 1968 году, выделяют нарушения средств вещания и нарушения их применения в общении. К нарушениям средств общения относят фонетическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи, а к нарушениям применения средств общения относят заикание. Общее недоразвитие речи (ОНР) включает в себя тяжелые нарушения, такие как моторная и сенсорная алалия, сложные формы ринолалии и дизартрии. При ОНР нарушаются все компоненты речи: фонематические процессы, звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй и связная речь.
    Итак, общее недоразвитие речи - это различные многочисленные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [39, с. 174].

    Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления. Без специального обучения дети с ОНР с трудом овладевают навыками анализа и синтеза, сравнением и обобщением. Вместе с общей соматической ослабленностью им свойственно и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Для детей с ОНР характерно нарушение последовательности элементов действия и пропуски его составных частей, наблюдается недостаточность координации пальцев рук, недоразвитие мелкой моторики, замедленность [21].

    У детей с ОНР формирование форм общения происходит с опозданием, наблюдаются устойчивые трудности во взаимосвязи и взаимодействии с окружающими. У детей не формируется соответственно возрасту понимание эмоций, состояний, отношений и действий окружающих и самого себя [6, с.37-41].

    ОНР III-го уровня характеризуется следующими недостатками:

    - Понимание речи в пределах повседневности

    - Наблюдается импрессивный аграмматизм

    - Имеются устойчивые отклонения в усвоении и применении грамматических законов речи

    - Наблюдается неосведомленность в отдельных словах и выражениях, смешивания смысловых значений слов, близких по значению, неточное знание и неуместное использование многих слов из повседневного обихода, преобладают существительные и глаголы, мало слов, характеризующих качества, признаки, состояние предметов и действий, большое количество ошибок при использовании простых предлогов, а сложные предлоги почти не используются

    - В монологической речи дети используют в основном простые предложения, отмечаются трудности и полное неумение расширять предложения и строить сложные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные)

    - У большинства детей сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения составляющей строения слова

    - Отмечается недоразвитие всех фонематических процессов, замедляет процесс овладения навыками звукового анализа, синтеза и грамоты

    - Без специального коррекционного обучения грамоте возникает много ошибок специфического характера, что является причиной неуспеваемости детей при обучении в школе [51, с. 5-9].

    Многолетнее изучение Т. Филичева речи 7-9-летних детей позволило установить, еще одну категорию детей, которая оказывается за пределами выше описанного уровня и может быть определена как IV-й уровень речевого недоразвития - нерезко выраженное недоразвитие речи [51].

    У детей с IV-м уровнем недоразвития речи выявляются незначительные нарушения всех его компонентов. У таких детей нет выраженных нарушений звукопроизношения, имеет место лишь недостаточная дифференциация звуков. Характерным своеобразием является то, что, понимая значение слова, ребенок не удерживает в памяти его фонематический образ и, как следствие, наблюдается искажение в различных вариантах: персеверации, перестановка звуков и слогов, парафазиями, опускание слогов, добавления звуков и слогов. Вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанности речи. Образование слов с помощью суффиксов также вызывает значительные затруднения. Устойчивыми остаются ошибки при употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами единичности, существительных, характеризующих эмоционально-волевое и физическое состояние объектов, притяжательных прилагательных. Это позволило выделить детей с более легкой формой ОНР в самостоятельную группу - четвертый уровень речевого недоразвития [51].

    Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (то есть быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, дергают то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро устают, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также до конца недели. Усталость сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствие. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости или, наоборот, повышенной двигательной активности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на уроке, встают, ходят по классу, выбегают в коридор во время урока. На перемене дети излишне возбудимы, не реагируют на замечания, а после смены с трудом сосредотачиваются на уроке.

    Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

    Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи с чем их работоспособность резко меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать достаточно высоких результатов в обучении.

    Дети с функциональными отклонениями эмоционально реактивные, легко дают невротические реакции и даже расстройства в ответ на замечание, плохую оценку, неуважительное отношение со стороны учителя и детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, наоборот, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии центральной нервной системы детей, страдающих речевыми расстройствами [51].

    В то же время и психологи, и психолингвисты (А.А. Бодалёв, И.Н. Горелов, К. Изард, В.А. Лабунская, А.А. Леонтьев, М. Argyale, R. Dirdwhistell, P. Ekman и др.) убедительно доказали, что невербальные средства играют огромную роль не только в общении, но и в процессах речепорождения и речевосприятия. Вербальная и невербальная система знаков взаимосвязаны таким образом, что в рамках речевой деятельности они достигают своего значения и ценности только в условиях взаимной интеграции и взаимного присутствия (И.Н. Горелов, В.И. Жельвис, А.А. Леонтьев и др.). Раскрывая психологический смысл нелингвистических явлений, А.А. Леонтьев отмечает, что интонация, тембр, мимика и т.д. могут сводить к минимуму воздействие «прямого» значения вербальной информации даже противоречить ему. Согласно М.М. Бахтину эмоции, оценка, экспрессия чужды слову языка и рождаются только в процессе высказывания, живого употребления.

    infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

    Характеристика детей с ОНР

    У детей данной группы с общим недоразвитием речи страдает речевая деятельность. У детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.

    Наличия развернутой речи у данной группы с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематических нарушений и аграмматизмов . У детей данной группы лучше развита импрессивная речь . Наблюдается снижение вербальной памяти при относительно сохранной смысловой, зрительной памяти. Для них характерно отставание в развитии общей и мелкой моторики, страдает пространственная и зрительная ориентация особо затрудняются при словесной инструкции. У таких детей плохо развиты мыслительные операции связанные с речью (обобщение, анализ, синтез, сравнение.), что приводит к снижению познавательной активности.

    Для детей характерно преобладание в активном словаре существительных и глаголов . Мало слов характеризующих качество, признаки, состояние предметов действий и способов действий. В речи используются простые предложения. Допускаются ошибки в согласовании и управлении, затрудняются в использовании сложных предлогов. У них наблюдаются недостатки в звукопроизношении, нарушения слоговой структуры слова и трудности в овладении звуковым анализом и синтезом. Понимают обиходную речь, но смешивают значения близких по звучанию слов.

    подготовительные курсы вузы кликай

    У этих детей наблюдаются отдельные недочеты в произношении звуков . не договаривают окончаний, не четкое произношение некоторых согласных, испытывают трудности в различении акустически и арткуляторно близких звуков отсюда недостаточная сформированность фонематического восприятия . Некоторые затруднения в воспроизведении слов сложного звукового состава. В словаре преобладают слова, обозначающие конкретные предметы и действия, при недостаточном количестве обобщающих слов и слов обозначающих абстрактные понятия. Недостаточная сформированность понимания значений слов лежит в основе неправильного написания слов и их употребление в речи.

    Много ошибок в употреблении суффиксов, приставок и окончаний, например: «медведиха» - медведица, «отрезал»- вырезал, «морковенный»- морковный и т. д. Это затрудняет расширение словарного запаса и подбор однокоренных слов. В речи преобладают простые предложения. Допускают ошибки в согласовании, в падежном и предложном управлении.

    В целом речь нарушена негрубо, но создает препятствия к овладению грамотой и усвоению знаний.

    Источники:
    lady7.net, www.maam.ru, infopedia.su, logoped18.ru

    Следующие статьи



    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения