Главная » Рекомендации детского врача

Страхи у детей дошкольного возраста

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста

Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт

Работа посвящена проблеме детских страхов, диагностике, коррекции и преодолению психического неблагополучия ребёнка.

Ключевые слова: детские страхи, фобии, методы коррекции.

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.

Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффек­тивная замкнутость. В связи с этим остро встает вопрос ранней диаг­ностики невротических страхов.

В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечения семьи.

Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту, принять меры по преодолению фобий у ребёнка. B связи с этим, наиболее актуальной для психологии и педагогики, является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.

Снятие страха, когда он возникает, в огромной мере зависит от того, насколько нам удается успокоить ребенка, вернуть ему душевное равновесие: на сколько мы понимаем его и как относимся к его страхам. Необходимо создать такую обстановку в семье, чтобы дети поняли: они без стеснения могут сказать нам обо всем, что их напугало. И они сделают это только в том случае, если не будут бояться нас и почувствуют, что мы не осуждает их, а понимаем.

одним из методов в преодолении страхов является рисование. Рисование неотрывно от эмоций удовольствия, радости, восторга, восхищения и даже гнева, но только не страха и печали. Рисование, таким образом, выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражения эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.

На занятиях ребёнок должен рисовать самостоятельно, без помощи взрослых. Сам факт получения задания, организует деятельность ребёнка и мобилизует его на борьбу со своими страхами. Весьма непросто начать рисовать страхи. Нередко проходит несколько дней, пока ребенок решится приступить к выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер — страх страха.

Решиться рисовать — это значит непосредственно соприкоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображен на рисунке. Вместе с тем осознание условности изображения страха на рисунке уже само по себе способствует уменьшению его травмирующего звучания. В процессе рисования объекта страха, уже не представляет собой застывшее психическое образование, поскольку сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется как художественный образ. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя ее волевым сосредоточением и удовлетворением от выполненного задания. Незримую поддерж­ку оказывает и сам факт участия психолога, давшего это задание, которому можно затем доверить свои рисунки и тем самым как бы освободиться от изображенных на них страхов.

Для преодоления детских страхов, мы использовали методику коррекции А.Л. Венгера «Уничтожение страха». Эту методику психолог применяет в присутствии кого-либо из родителей, который впоследствии будет при необходимости напоминать ребенку о показанном ему способе преодоления страха. Методика может проводиться с детьми дошкольного возраста (возрастных огра­ничений «сверху » она не имеет). Следует иметь в виду, что она мало эффективна в случае, когда страхи используются ребен­ком для привлечения к себе внимания взрослых (то есть в случае истероидной эксплуатации страхов) [1].

Проведение методики включает пять этапов: предварительную беседу, создание изображения, уничтожение изображения, рациональное объяснение ребенку смысла показанного приема и релаксацию (последний этап повышает действенность методики, но не является обязательным). Проведение каждого из этапов варьируется в соответствии с возрастом ребенка, его психическим складом, состоянием, отношением к заданию и т. п.

следующий метод – это фантазирование. Не у всех детей страхи выражены конкретно. Бывают случаи, когда у ребенка превалирует неопределенность, необъяснимая тревожность и подавленность эмоций. В таких случаях невротичного ребенка мы просили закрыть глаза и пофантазировать на тему «Как я представляю свой страх». Не только представить, как он выглядит и его размер, но и чем он пахнет, каков страх на ощупь. Ребенку предлагали побыть этим страхом и рассказать от его имени о своих ощущениях, зачем данный страх пугает людей. Ребенок от имени страха рассказывает самому себе, кто он, как от него избавиться. Во время диалогов следим за сменой интонации ребенка, ведь именно здесь могут промелькнуть важные воспоминания, касающиеся его основных внутренних проблем, с которыми в дальнейшем необходимо работать.

При сниженном настроении ребенка, субдепрессии применяли технику «Обогащение рисунка», относящуюся к арсеналу средств арттерапии. Она применима к детям, начиная с младшего дошкольного возраста и не имеет возрастных ограничений. Ее психокоррекционное действие основано на актуализации эмоциональных представлений, ассоциированных с разными цветами и цветовыми сочетаниями [1].

Ребенку предлагают нарисовать цветными карандашами то, что он захочет. По ходу рисования задаются вопросы, побуждающие его развивать сюжет рисунка, обогащать палитру используемых цветовых тонов. Если вопросы не помогают достигнуть этого результата, то даются прямые указания: «Давай рядом с домом нарисуем мальчика, который вышел погулять», «Давай сделаем одежду яркой, разноцветной» и т. п. Задача состоит в возможно более детализированном развертывании сюжета, повышении плотности и яркости цвета, выразительности цветовых сочетаний, использовании широкого разнообразия цветовых тонов, преимущественно тёплых – от красного до зелёного. На занятии с дошкольником, мы сочетали эту методику с сочинением истории (сказки), сюжет которой отталкивается от первого рисунка, а в дальнейшем иллюстрируется следующими детскими рисунками. Важно «обогащение рисунка» цветом, так как способствует стабилизации эмоционального фона у дошкольника.

На групповых занятиях применяли метод релаксации для снятия мышечного напряжения, игры на телесный контакт [2].

Все описанные выше методы применяли не в отдельности, а комплексно. Причём искали подход индивидуально к каждому ребенку. На индивидуальных занятиях давали возможность выбора, что ребёнку больше по душе — рисование, сочинение рассказа или инсценировка страха. Таким образом, мы искали путь для дальнейшей откровенной беседы с ребенком о его внутренних проблемах и переживаниях.

Взрослые должны с уважением отнестись к страху ребенка, даже если он совершенно беспочвен, или же вести себя так, словно вы давно знаете и нисколько не удивляетесь его испугу кроме того, надо взять себе за правило употреблять понятие страх без всяких опасений и не считать его словом, на которое наложен запрет.

Какой бы способ борьбы с детским страхом вы не выбрали, важно, чтобы вы не оставляли жалобы ребенка без внимания. Только таким образом вам удастся воспитать не закомплексованного, а уверенного в себе человека [3].

1. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- М. Генезис, 2001.- 128с.

2. Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.- М. Генезис, 2003.- 204с.

3. Шишова Т. Страхи – это серьёзно. – М. Издат. дом. «Искатель», 2007.- 94с.

Как побороть страхи у детей дошкольного возраста?

Страхи у детей дошкольного возраста

Многие родители сталкиваются с такой проблемой как страхи у детей дошкольного возраста. Исследования, проведенные психологами, показали, что существует около 30 видов страха. Некоторые из них безобидны или смешны с точки зрения взрослых, но есть и серьезные, такие, которые могут оказать влияние на всю дальнейшую жизнь ребенка. Уже давно доказано, что большинство взрослых страхов формируется еще в детстве.

Что такое страх?

Страх – это природная реакция на опасность, независимо от того настоящая она или вымышленная. Родители не должны забывать о том, что ребенок живет в собственном мире, где неодушевленные предметы могут разговаривать и двигаться, а сказочные персонажи вполне реальны. Поэтому малыш может увидеть угрозу там, где на самом деле ее нет. Чем бы ни был вызван детский страх, и как бы он не проявлял себя, родители должны серьезно отнестись к нему и к его коррекции.

Психологи различают следующие виды детских страхов:

  • Свободный страх характеризуется боязливым ожиданием, не связанным с определенным объектом или ситуацией, которое может проявить себя в любой момент.
  • Невротический страх появляется вследствие нарушения психических функций, например, из-за невроза.
  • Реальный страх является нормальной реакцией врожденного инстинкта самосохранения на внешнюю опасность.
  • Причины

    Психологи разделили причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста на несколько групп.

    Конкретный случай . Определенная ситуация, которая произошла с ребенком, например, его покусала собака, или он потерялся в магазине, может вызвать у него в дальнейшем страх повторения подобного происшествия. Чаще всего такие страхи появляются у детей неуверенных в себе, мнительных, с повышенной тревожностью.

    Окружающая обстановка . Регулярные конфликты в семье могут привести к появлению у ребенка страхов, так как дети часто чувствуют себя виновными в ссорах родителей. Трудности в общении также являются причиной страхов. Если ребенка обижают в коллективе, ему сложно наладить контакт со сверстниками, старшие дети запугивают его, то он может начать страшиться посещения сада или школы.

    Внушение со стороны . Иногда появление страхов у детей бывает спровоцировано излишне эмоциональными предупреждениями об опасности со стороны родителей, бабушек/дедушек, воспитателей. Взрослые переживают за детей, поэтому довольно часто предупреждают их об опасных последствиях какой-либо ситуации или действия, например, «Не ходи – упадешь!», «Не трогай – поранишься». Ребенок обычно запоминает вторую часть предостережения и при этом чувствует тревогу. В дальнейшем ощущение страха и тревоги закрепится в его сознании и будет распространяться на аналогичные ситуации. Внушенный в детстве страх может остаться с человеком на всю жизнь, поэтому такие фобии необходимо корректировать.

    Собственная фантазия . В дошкольном возрасте дети довольно часто сами придумывают себе страхи. Например, ребенок боится темноты, так как в ней могут прятаться ужасные монстры. По мере взросления некоторые дети забывают о таких страхах, а у некоторых они могут стать причиной развития нервных расстройств.

    Расстройства психики . Страхи у детей также являются симптомом невроза – психического заболевания, которое необходимо лечить. При неврозе появляются сильные приступы страха по любому поводу, не характерные для возрастной нормы ребенка.

    Коррекция страхов с помощью рисования

    Страхи у детей дошкольного возрастаВо время рисования ребенок выражает свои эмоции. Рисунок является своеобразным зеркалом, отражающим особенности характера, интересы, увлечения дошкольника. Поэтому психологи считают коррекцию страхов у детей дошкольного возраста с помощью рисования эффективным методом. Когда ребенок рисует объект, вызывающий у него страх, уменьшается его тревожность, спровоцированная ожиданием страшного. Дошкольник не будет бояться рисунка, так как нарисованный страх неопасен, ведь это нечто уже случившееся.

    Продолжительность рисования не должна превышать 20-30 минут. Ребенок сам должен выбирать: нарисовать ему один свой самый большой страх или несколько, вызывающих меньшую боязнь.

    Настройте дошкольника на рисование . До того как ребенок начнет рисовать свои страхи, предложите ему изобразить что-то на нейтральную тему, например, любимых животных или свою семью. По последнему рисунку психолог может определить, какие отношения у малыша с родителями и близкими.

    Перейдите к теме страхов . Предложите ребенку нарисовать рисунок на тему «Страшный сон» или «Чего я боюсь». В случаях, когда дошкольник не знает, как изобразить свой страх, взрослый может подсказать ему. Если малыш отказывается рисовать свои страхи, то это значит, что он их отрицает, в таких ситуациях скорректировать фобию будет непросто.

    Проанализируйте рисунки . Обратите внимание, какие цвета преобладают на рисунке. Если в основном черные и серые тона, то это показатель того, что дошкольник находится в подавленном состоянии. Когда психика ребенка не в состоянии справиться с большим количеством страхов, она проявляет это сниженным настроением. Если малыш рисует конкретные объекты или явления, пугающие его, то это показатель того, что он готов преодолеть свой страх.

    Обсудите рисунки . Поговорите с ребенком о том, что он нарисовал, выразите ему свое одобрение, что он смог побороть свой страх, и изобразить его.

    Сделайте страх смешным . Обсуждая с дошкольником его рисунок, постарайтесь описывать изображенное с юмором. После чего спросите у малыша страшно ли ему. Если ребенок больше не боится того, что нарисовал, обязательно похвалите его. А если фобия еще осталась, то она стала намного слабее, главное, что ребенок чувствует поддержку взрослых. Независимо от результата коррекции скажите малышу, что он хорошо справился с заданием.

    Закрепите результат . В завершении процесса коррекции предложите ребенку нарисовать рисунок на тему «Кем я хочу быть». Он изобразит свое будущее без страха. Это поможет малышу почувствовать себя уверенным и самостоятельным.

    Коррекция страхов должна проходить в присутствии мамы или папы, чтобы ребенок чувствовал поддержку близких людей, в такой атмосфере легче справляться с фобиями. Страхи, преодоленные в детстве, не окажут негативного влияния на жизнь человека в дальнейшем.

    Страхи у детей и их коррекция

    Страхи у детей дошкольного возрастаКак показывают многочисленные исследования, в большинстве своем взрослые фобии формируются в детстве, в том числе самом раннем. Страхи у детей – нормальная реакция на настоящую или вымышленную угрозу. Родители должны понимать, что ребенок живет в собственном мире, где герои сказок реальны, а неодушевленные предметы способны оживать. Именно поэтому малыш иногда видит опасность там, где ее в действительности нет.

    Различают следующие виды детских страхов:

  • Навязчивые страхи, которые ребенок испытывает в конкретных ситуациях (боязнь высоты, темноты, закрытых пространств и т. д.)
  • Бредовые страхи, возникающие без видимых причин. Самая тяжелая форма, обычно указывает на наличие серьезных психических отклонений
  • Сверхценные страхи, связанные с определенными идеями, возникающими у малыша на фоне разыгравшейся фантазии.
  • Независимо от того, как проявляется и что спровоцировало боязнь, взрослые не должны пренебрегать страхами ребенка и вопросом их коррекции.

    Причины страхов у детей

    Почвой для формирования детских страхов чаще всего становится один или несколько из нижеперечисленных факторов:

  • Конкретный случай. Фобия может быть обусловлена прошлым негативным опытом, который приобрел ребенок (покусала собака, потерялся в магазине и т. п.). Боязнь повторения неприятного случая, как правило, легко поддается коррекции. Развитие подобных страхов у детей дошкольного возраста напрямую зависит от характера. В группе риска малыши с повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, мнительностью
  • Окружающая обстановка. У маленьких деток причиной возникновения страхов могут стать конфликты внутри семьи. Бывает так, что ребенок чувствует себя виноватым в частых ссорах родителей. Кроме таких случаев, формирование фобии нередко становится результатом сложностей общения со сверстниками. Если другие дети не принимают малыша в свой коллектив, обижают его, он начинает бояться посещать садик или школу. Запугивание со стороны старших товарищей только усиливает боязливость
  • Внешнее внушение. Частые предупреждения об опасности со стороны взрослых тоже могут стать фундаментом для развития страхов у детей. Родители, близкие родственники и воспитатели нередко чересчур эмоционально предупреждают ребенка о том, что какие-либо действия или ситуации могут быть опасны: «Не бери – обожжешься!», «Не ходи – упадешь!», «Надень шапку, а то заболеешь и попадешь в больницу!» и т. п. Малыш непроизвольно запоминает только вторую часть предложения, и хотя ему еще не знакомы последствия, на основе полученного вербального опыта ребенок распознает угрозу и в конечном итоге регулятором его поведения становится страх. Еще одна ошибка воспитания – запугивание малыша в попытках добиться послушания: «Будешь баловаться – придет злой дядька, посадит тебя в мешок и утащит!»
  • Бурная фантазия. Страхи у детей дошкольного возраста часто являются вымышленными. Кто из нас в детстве не боялся темноты, которая превращала обычные предметы в грозных монстров? Однако каждый ребенок по-разному реагирует на собственные выдумки: кто-то быстро забывает о них, а у кого-то на их фоне развиваются нервные расстройства
  • Нарушения психики. Иногда фобии становится одним из симптомов невроза – психического расстройства, которое требует обязательного лечения. Проявлением невроза могут стать страхи, нехарактерные для детского возраста, или тяжелые приступы тревоги по различным поводам (в том числе и не выходящим за пределы возрастных норм).
  • Методы коррекции страхов у детей

    1. Постарайтесь создать в семье стабильную, доброжелательную атмосферу, окружите малыша вниманием, заботой и любовью. Он должен чувствовать свою значимость, незаменимость и защищенность
    2. Для детей большую роль играет телесный контакт, поэтому чаще обнимайте чадо, прижимайте к себе, целуйте, гладьте по голове
    3. Родители должны знать, что стало причиной страхов у детей. Расспрашивайте ребенка, что его пугает, спокойно и с доверием реагируйте на его признания. Ваша задача – как можно больше узнать о том, кого или чего боится малыш. Попробуйте развеять детские сомнения, вместе подумайте, как избавиться от этих страхов. Если кроха почувствует, что вы понимаете его положение и пытаетесь помочь, полпути будет пройдено
    4. Преподнесите ребенку какую-то безделушку-талисман, которую он мог бы всегда носить с собой, имея постоянное напоминание, что вы его оберегаете. Еще один вариант – приобрести для малыша плюшевого товарища, с которым он мог бы спать, играть и делиться своими фобиями. Пускай мягкая игрушка станет верным другом и надежным защитником
    5. Избегайте совместного просмотра с ребенком сомнительных телепередач – детям бывает сложно отличить вымысел от действительности
    6. Одним из эффективных способов коррекции страхов у детей является прием под названием «эмоциональные качели». Его суть состоит в контрасте отрицательных и положительных эмоций (ребенок дотрагивается до пылесоса, который его пугает, и тут же оказывается в маминых объятиях). Однако малыш должен самостоятельно решиться на подобный поступок
    7. Дети часто боятся того, что им непонятно и незнакомо. Задача родителей – постепенно приучать ребенка к пугающим его предметам. Объясните, зачем они нужны и как работают. Обязательно подчеркните, что эти вещи не способны причинить человеку вреда. Если ребенок боится собак, подарите ему игрушечного песика, прочитайте добрую сказку, где главным героем является четвероногий друг, а после познакомьтесь с хорошим соседским щенком
    8. Поделитесь с малышом собственным опытом, расскажите, чего вы боялись в детстве и как вам удалось преодолеть свою фобию
    9. Совместно с ребенком нарисуйте пугающие его ситуации или предметы, чтобы озвучить их. Перенося свои страхи на бумагу, дети освобождаются от них. В конце лист бумаги с рисунком необходимо смять и сжечь.

    Текст: Инга Стативка

    Страхи у детей дошкольного возраста

    отделения дневного пребывания СРЦ

    СТРАХИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Каждому взрослому человеку знакомо чувство страха, а малышу и подавно. Страхи детей – это нормальное явление в их развитии. В норме они выполняют охранительную функцию (самосохранение), поэтому необходимы для правильного функционирования психики и построения поведения. Познавая мир и утверждаясь в жизни, дети вырабатывают определенный иммунитет к страхам. Негативное воздействие способны оказать лишь неадекватные, чрезмерно сильные, болезненно заостренные страхи. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье.

    Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Страх — эмоция, которая может возникнуть в период новорожденности. В возрасте после 5 месяцев у детей часто возникает страх при встрече с незнакомыми людьми, при виде необычных предметов, при необычной ситуации. В 2-3 года дети обычно боятся животных. После 3 лет многие дети боятся темноты. Появление страха темноты совпадает по времени с развитием сферы воображения ребенка. Дети, не отделяя вымысел от реальности, иногда начинают бояться персонажей из сказок, особенно Змея-Горыныча, Бабы-Яги, Кощея бессмертного. С 6 - 7 лет дети могут бояться пожара, животных, несчастий с близкими, катастроф. С 8 лет некоторые дети боятся сами умереть или боятся смерти близких. Эти детские страхи обычно являются возрастными, но они могут способствовать появлению агрессивности, нервозности, расстройства сна, речи, общения, быть и проявлением патологии. Бессознательно «заражаться» эмоцией страха от других ребенок может очень рано. Осознавать, что другому страшно, он способен лишь с 5 лет.

    Существует несколько причин возникновения страха.

    1. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Но не у всех детей, испуганных собакой, развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера ребенка (тревожность, мнительность, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т. д.). А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают малыша: Не будешь спать – заберет Баба-яга!.

    2. Самые распространенные – это внушенные страхи. Их источник - родители, бабушки, воспитатели, которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: Не ходи – упадешь, Не бери – обожжешься, Не гладь — укусит», Не открывай дверь — там чужой дядя и т. д. Но если запугивать без нужды, так, на всякий случай, то ребенок полностью теряет спонтанность в поведении и уверенность в себе. Ребенку пока еще не ясно, чем все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и, естественно, у него возникает реакция страха, как регулятор его поведения. Тогда-то страхи и начинают размножаться без каких-либо ограничений, а ребенок становится все более напряженным, скованным и осторожным. К числу внушенных можно также отнести страхи, которые возникают у чересчур беспокойных родителей. Разговоры при ребенке о смерти, несчастьях и болезнях, пожарах и убийствах помимо воли запечатлеваются в его психике.

    3. Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Многие из нас в детстве боялись темноты, где перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу их забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.

    4. Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной.

    5. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, его обижают и малыш не хочет идти в детский сад, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Также причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями.

    6. Причина последняя – наличие более серьезного расстройства - невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребенка, или очень сильное проявление страхов, которые не входят в понятие нормы.

    Если вы хотите устранить многие страхи пока малыш дошкольного возраста и вырастить уверенного в себе ребенка, то попробуйте следовать нескольким несложным правилам:

    ● Не унижайте и не оскорбляйте достоинство ребенка, а также не возносите малыша слишком высоко. Он должен быть равноправным членом семьи по своим правам и обязанностям.

    ● Не пугайте ребенка фантастическими персонажами, Бабой-Ягой, Бармалеем, а также волками и чужим дядей, который непременно должен прийти и забрать кроху в тот момент, когда он начинает плакать. Дети воспринимают все намного серьезнее, чем взрослые.

    ● Не стоит относиться к страху своего ребенка как прихоти, глупости, высмеивать его страх. Это существенно понизить ваш авторитет в глазах ребенка, заставит его затаиться. Попробуйте переубедить ребенка. Но не уменьшать его страх, не говорить ребенку, что все это сплошные глупости. Этим вы обидите ребенка. Лучше поделитесь с ним своим опытом, расскажите о своих детских страхах, и самое главное о том, как вы с ними справились.

    ● Чаще рисуйте и разрешайте малышу мастерить все, что он захочет. Это поможет ему избавляться от своих переживаний, кроме того, Вы сможете анализировать психологическое состояние ребенка по его поделкам.

    ● Не акцентируйте внимание на детских неудачах! Даже если вы сами расстроилась из-за них, не нужно показывать этого ребенку, чтоб не вызвать реакцию страха. Скажите малышу, что цените сам факт его старания, попытку сделать что-либо. Наоборот, если что-то у него получилось хорошо, нужно это обязательно отметить, проговорить, а также похвастаться всем домашним. А задача любящего семейства – громко обрадоваться даже самой незначительной детской победе. Об этом любящей мамочке стоит заранее побеседовать со всеми родственниками, выработав единую тактику поведения.

    ● Не забывайте о телесном контакте с малышом. Чаще гладьте его и целуйте. Это даст ему ощущение безопасности и защищенности.

    ● Стабильная и доброжелательная обстановка в семье поможет свести детские страхи к минимуму.

    ● Не забывайте говорить малышу о своей безусловной любви. Он должен быть уверен, что нужен маме и папе любым, со всеми своими недостатками и ошибками. Важно пояснить ребенку, что любой характер состоит как из положительных, так и из отрицательных качеств и все они необходимы человеку. Ведь страх у детей может не только мешать, но и спасать, защищать от чего-то серьезного. Бояться – не стыдно. Расскажите ребенку о собственных страхах и успешных рецептах их преодоления.

    Источники:
    www.sworld.com.ua, ymadam.net, lady7.net, nsportal.ru

    Следующие статьи



    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения