Главная » Рекомендации детского врача

Диагноз ммд у ребенка

Он живой и вертится

Часто Вы видели детей, способных усидеть спокойно на месте, не задавая тысячи вопросов и не откручивая параллельно очередную деталь от маминого будильника? Непоседливость, любознательность, подвижность - нормальная черта поведения ребенка, особенно младшего возраста. Даже такое название периода детства существует - гипермоторный этап нервно-психического развития. Однако, любой непоседа способен сосредоточиться и хотя бы на полчаса заняться кропотливой работой, требующей концентрации внимания и сосредоточенности, например конструктором или раскрашиванием по образцу.

Если же у вашего ребенка таких минут усидчивости нет, если он - яркий пример броуновского движения, а походы в гости, магазин превращаются в кошмар, то эта статья для вас! В настоящее время такие поведенческие расстройства принято называть по разному: минимальная мозговая дисфункция у детей (ММД), гиперактивность и дефицит внимания (СДВГ), синдром школьной дезадаптации и т.д. Все эти термины объединяют одно - легкие нарушения поведения и обучения, которые развиваются вследствие страдания нервной системы в раннем возрасте.

У большинства детей в анамнезе имеется отягощенный перинатальный период, связанный, прежде всего с неблагополучным течением беременности и родов. Вторая половина беременности, роды и первые 20 недель жизни характеризуются наиболее активным ростом и созреванием мозга у человека. Этот же период является критическим, когда структуры ЦНС становятся
наиболее чувствительными к влияниям, задерживающим рост и препятствующим активному развитию. Существенная роль в развитии этой патологии принадлежит наследственной неполноценности функциональных систем мозга. Так, 37% детей с диагнозом ММД имеют братьев и сестер, двоюродных родственников, а также родителей с признаками ММД. В литературе
подчеркивается преобладание мальчиков среди больных. Социальные факторы играют немаловажную роль в формировании ММД у детей . такие как, нежеланная беременность, одинокая мать или воспитание в неполных семьях, частые конфликты и несогласованность подходов к воспитанию, низкий уровень образованности родителей - все складывается так, что усугубляет проявления болезни. Однако, именно благоприятные социально-психологические условия могут послужить основой для своевременной и наиболее полной компенсации нарушений при ММД.

Диагноз ММД может поставить врач-невролог или детский врач психиатр. В беседе с родителями врач выясняет информацию о течении беременности и родов, моторном и психическом развитии малыша на первом году жизни, обращает внимание на становление речи и особенности темперамента.

ММД у детей

В настоящее время такой диагноз, как ММД у детей . имеет общепринятые диагностические критерии и требования:
-Дебют симптомов в возрасте младше 7 лет
-Постоянное их сохранение на протяжении как минимум 6 месяцев
-Симптомы наблюдаются как минимум в двух социальных сферах: например, в детском коллективе и дома.

К основным признакам этого синдромокомплекса относят дефицит внимания, импульсивность и гиперактивность у детей. Диагностические требования приводятся ниже.
Синдром дефицита внимания характеризуется следующими признаками:
- ребенок с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр
- не в состоянии исполнить задания до конца, что не связано с негативным настроем или непониманием сути задания
- не доводит начатое дело до конца, быстро переходит от незавершенного - к новому
- легко отвлекается на постороннее
- избегает или высказывает агрессивность при выполнении заданий, которые требуют длительного сохранения внимания
- испытывает сложности при самостоятельной организации видов деятельности
- часто теряет предметы, необходимые для выполнения заданий, в школе и дома
- проявляет забывчивость в повседневных ситуациях
- не слушает обращенную речь
- демонстрирует неспособность удержать внимание на деталях, из-за небрежности допускает частые ошибки в сферах своей деятельности.

Диагностическим считается наличие не менее шести вышеперечисленных симптомов, регистрируемых на протяжении последних шести месяцев. Синдром гиперактивности проявляется следующими симптомами:
- не может играть в тихие, спокойные игры
- бегает, крутится, пытается куда-то влезть в неприемлемых ситуациях (бесцельная двигательная активность)
часто находится в постоянном движении, как будто к нему прикрепили мотор
-не сидит спокойно, когда требуется, вскакивает*
крутится, ерзает, сидя на месте совершает лишние движения кистями и стопами (бесцельные движения)
демонстрирует болтливость.

Синдром импульсивности включает ряд типичных симптомов:
- отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав вопрос
- допускает выкрики во время уроков
- мешает другим детям, взрослым, пристает, влезает в игры, разговоры
- не ждет своей очереди в коллективных играх
- совершает опасные для себя и окружающих действия, но при этом не ищет
- острых ощущений или приключений
-часто вступает в драки, но не по причине агрессивности, а из-за неумения проигрывать.

Диагностическим критерием выступает сочетание 6 симптомов гиперактивности и импульсивности, отмечаемые в течение не менее 6 месяцев.

Возникновение симптомов ММД (минимальная мозговая дисфункция у детей ) или их нарастание, как правило, происходит в определенные возрастные периоды, обычно связанные с началом посещения детского сада или школы, когда к ребенку предъявляют требования в виде повышенной самостоятельности, сосредоточенности, целеустремленности. Однако первые предвестники ММД отмечаются у младенцев 1-го года жизни. Они часто страдают нарушениями сна и повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. В дальнейшем дети становятся крайне непослушными и гиперподвижными, их поведение с трудом контролируется родителями. Вместе
с тем дети, имеющие в дальнейшем синдром дефицита внимания без гиперактивности, в младенчестве могут умеренно отставать в двигательном (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес. позднее) и речевом развитии, они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. Также основными критическими периодами становятся дошкольный и младший
школьный возраст (6-8 лет), которые совпадают с подготовкой к школе и началом обучения. Второй пик появлений ММД у детей приходится на пубертатный период (12-14 лет), что обусловлено не только преходящим дефицитом корковых функций, но и гормональным всплеском, характерным для этого возраста.

Проявления ММД индивидуальны и очень вариабельны в разные возрастные периоды, поэтому психологическое тестирование - неотъемлемая часть общего обследования ребенка. Психолог беседует с родителями, наблюдает за ребенком на приеме, проводит необходимый набор диагностических методик.

Лечение ММД

Начало лечения должно быть как можно более ранним. Необходимо понимать, что за один курс лечения, пусть даже самыми дорогими препаратами, ситуация кардинально не изменится, ведь поведенческие расстройства формировались во время беременности, весь период младенчества и те несколько лет, когда родители особо не обращались к специалистам.

Важно отметить значимость положительного настроя на здоровье ребенка и у родителей. В процесс лечения ММД обязательно вовлекается не только ребенок, но и его окружение, с целью создания спокойного, последовательного отношения к нему. Основными направлениями в терапии ММД считаются:
направленная двигательная активность, психолого-педагогическая коррекция, медикаментозная терапия.

1. Направленная двигательная активность.
Целью этого коррекционного направления терапии служит тренировка координации и ловкости. Рекомендуются спортивные занятия и игры, носящие аэробную нагрузку - длительный бег, лыжи, плавание, езда на велосипеде, туризм. Очень важно избегать переутомления и тех видов спорта, где выражен эмоциональный компонент (соревнования, показательные
выступления).

2. Психолого-педагогическая коррекция.
Ребенку рекомендуется обязательное соблюдение четкого режима дня, ограничение работы за компьютером и просмотр ТВ до 30 минут в сутки. В школе попросите пересадить ребенка за первую парту (контакт глаз учителя и ребенка улучшает концентрацию внимания). В своих отношениях с ребенком придерживайтесь позитивной модели - хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах. Избегайте повторений слов нет и нельзя. Говорите сдержанно, спокойно и мягко. Давайте ребенку только
одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение). Избегайте по возможности скоплений людей, пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т. д. оказывает на ребенка
чрезмерно стимулирующее воздействие. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером, избегайте беспокойных и шумных приятелей.

3. Медикаментозное лечение ММД .
Лекарственные средства назначаются в тех случаях, когда нарушение когнитивных функций и проблемы поведения у ребенка не поддаются только психолого-педагогическим мероприятиям. В настоящее время при медикаментозном лечении ММД используются несколько групп препаратов:
-психостимуляторы, трициклические антидепрессанты, а также препараты ноотропного ряда. Они обладают стимулирующим влиянием на высшие психические функции и нейромедиаторные процессы в головном мозге. В
литературе имеется ряд публикаций по клинико-психологической оценке эффективности некоторых из них: церебролизина, фенибута, инстенона, пирацетама, семакса и сонапакса. Подбор лекарственного средства проводится с учетом индивидуальных особенностей ребенка, преобладания в клинической картине симптомов поведенческих или статико-моторных нарушений, коморбидных состояний: гиперкинезов, нарушения сна, энуреза,
вегетативной нестабильности.

Минимальная мозговая дисфункция у детей (ММД)

Не ошибемся, если скажем, что все мы любим своих непоседливых малышей.

Именно непосредственность детского возраста умиляет родителей, малыши очаровывают нас своей неуемной энергией, своим активным интересом к познанию жизни.

Да, следить за подрастающим поколением необходимо.

Порой вам достаточно отвернуться, как ребенок уже проверяет таблетки в домашней аптечке или хозяйничает в бельевом шкафу. Но даже у самых быстрых, самых непоседливых детей бывают достаточно спокойные периоды, когда они сосредоточенно занимаются каким-то делом - рисуют, лепят, раскрашивают или мастерят что-то архиважное из конструктора.

Если ваш ребенок просто физически не может усидеть на месте больше минуты, не может сконцентрировать свое внимание, начинает что-то делать и тут же бросает, возможно, в его медицинской карте при обращении к врачу возникнет диагноз минимальной мозговой дисфункции (ММД ).

Синонимами этого термина являются:

Но, как бы ни называлась патология, все эти термины обозначают небольшие поведенческие нарушения.

Диагноз ммд у ребенка

Причины возникновения ММД

  • Неблагополучная беременность мамы
  • Тяжелые роды
  • Патологии перинатального периода
  • Патологические воздействия на нервную систему ребенка в раннем возрасте
  • Наследственный фактор
  • Диагностика ММД

    Диагноз ММД выставляется детским неврологом или психиатром на основании определенного комплекса симптомов.

    Для постановки диагноза ММД у ребенка должны наблюдаться три постоянных синдрома.

  • Повышенная импульсивность
  • Гиперактивность
  • Дефицит внимания
  • Все эти симптомы должны присутствовать у ребенка на протяжении достаточно долгого периода, не менее полугода, причем такие симптомы наблюдаются и дома, и в детском коллективе. Возрастной предел распознавания симптомов - 7 лет.

    Симптомы проявления минимальной мозговой дисфункции

    Рассмотрим подробнее каждый из синдромов ММД.

  • Повышенная импульсивность
  • Ребенок постоянно мешает сверстникам играть, вмешивается, пристает
  • Выкрикивает на занятиях
  • Часто дерется
  • Быстро дает ответы на вопросы, не дослушивая вопрос
  • Не может сидеть спокойно
  • Не играет в спокойные игры
  • Бесцельно двигает кистями рук, стопами
  • Крутится, бегает, куда-то залазит
  • Много говорит
  • 3. Дефицит внимания :

  • Легко отвлекается
  • Не доделывает задания, бросает, берется за новое
  • Не может организовать самостоятельную деятельность
  • Не может долго сохранять внимание
  • Выявляется ММД чаще всего, когда ребенок начинает посещать детское учреждение - детский сад или школу.

    Иногда болезнь выявляется в возрасте 12 - 14 лет. Этот период чаще связана с гормональной перестройкой организма.

    Лечение минимальной мозговой дисфункции

    Лечение должно быть комплексным, включая в себя педагогическую коррекцию поведения, занятия с психологами, доброжелательную, спокойную обстановку в семье, медикаментозную терапию.

    Медикаментозное лечение назначает врач-психиатр или невролог, при отсутствии эффекта от проводимых коррекционных педагогических мероприятий.

    Чем раньше начнутся коррекционные занятия со специалистом, тем больше вероятность выздоровления.

    Минимальная мозговая дисфункция

    5 клинических вариантов ММД:

    • синдром гиперактивности с дефицитом внимания, проявляющийся, в основном, повышенной возбудимостью, агрессивностью, импульсивностью, а также рассеянностью внимания и невозможностью сконцентрироваться на одном предмете или действии

    • синдром гипоактивности с дефицитом внимания, характеризующийся кратковременностью сосредоточения внимания и сочетающийся с заторможенностью реакций, вялостью

    • нарушение общей и тонкой моторики, проявляющееся несовершенной координацией, неупорядоченностью движений, а также их избытком

    • изменение восприятия, связанное с отсутствием у ребенка должных навыков и неумением ориентироваться в различных ситуациях

    • речевые дисфункции в виде нарушений импрессивной и экспрессивной речи.

    ММД являются полиэтилогическим нарушением и часто в своей основе имеют биологический субстрат. Вредные факторы, воздействующие в перинатальном периоде, не приводя к тяжелым повреждениям нервной системы, накладывают свой отпечаток на последующее постнатальное развитие. Особенно ярко мозговые дисфункции манифестируют в подростковом периоде. Они нередко проявляется агрессивностью, асоциальным поведением, склонностью к употреблению наркотиков, ранним сексуальным контактам и др.

    Оценивая частоту и характер ММД, следует принимать во внимание возраст ребенка. У новорожденных функционируют в основном мозговой ствол и подкорковые образования. Поврежденная, но еще не функционирующая, кора головного мозга не в силах сигнализировать о тех или иных своих дефектах. По мнению одних авторов, ММД наблюдается только у детей до 7 лет, другие уверяют, что к этому возрасту, наоборот, проявления ММД становятся более заметными в связи с возрастными нагрузками (обучением в школе и др.).

    Нередко считают, что нарушения, наблюдаемые при ММД, могут быть связаны с первичной незрелостью эмоционально-волевой сферы и личности (психическим инфантилизмом) либо они возникают вследствие астенических и церебрастенических состояний.

    ММД может протекать по дизонтогенетическому и энцефалопатическому типам. Отмечается нарушение морфофункциональной зрелости структур ЦНС и, в первую очередь, лобных отделов коры. Основными причинами являются первично-органический дефект относительно быстро развивающихся в ходе пренатального онтогененза функциональных систем мозга (ствола мозга и, в первую очередь, ретикулярной формации, связанных с ней подкорковых образований и структур лимбической системы), нарушение обмена катехоламинов, избирательная потеря тормозных синапсов, нарушение формирования функциональной специализации полушарий.

    У детей с дизонтогенетическим типом ММД расстройства выражены негрубо и проявляются обычно в виде церебрастенических явлений и психомоторной возбудимости. В неврологическом статусе отмечаются легкая рассеянная микросимптоматика, признаки незрелости, вегетативная неустойчивость.

    Неустойчивость психофизического состояния у этих детей сочетается с достаточными компенсаторными возможностями, большинство из них (70%) в условиях специализированного обучения и адекватной медикаментозной терапии успешно адаптируются к школьным требованиям. Около 30% детей испытывают стойкие трудности в обучении, связанные с недостаточностью корковых функций (речи, тонкой моторики, пространственного восприятия), либо с частичной декомпенсацией энцефалопатических и соматических расстройств. Регуляторные трудности у детей с задержкой психического развития по дизонтогенетическому типу нарушены в звене контроля. Усиление речевого контроля (введение речевого отчета, предваряющего моторное воспроизведение, проговаривание выполняемого действия), усиление мотивации, как правило, приводит к успешному выполнению заданий.

    У детей с энцефалопатическим типом ММД черты незрелости сочетаются с признаками повреждения нервной системы. Неврологически, наряду с признаками незрелости, нередко наблюдаются явления очагового поражения нервной системы в виде гемисиндрома, экстрапирамидной и стволовой недостаточности.

    У детей с энцефалопатической формой ММД, наряду со стойкими динамическими трудностями, наблюдаются явления первичного дефицита некоторых высших корковых функций. При пробах на праксис выявляются персеверации, плохая ориентировка между «правым» и «левым», зеркальность в написании букв, трудности в сфере слухоречевой памяти, затруднения в построении развернутых фраз, низкая речевая активность. Характерны нарушения не только в звене контроля, но и в программировании деятельности. Недостаточность гнозиса, праксиса, речи и памяти обуславливает большие трудности в усвоении элементарных школьных навыков - лишь у 1/3 детей с этим типом ММД возможен благоприятный прогноз в плане компенсации.

    В периоде новорожденности для детей с ММД характерны синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости (беспокойство, повышенная активность, нарушение сна и аппетита, тремор подбородка и рук).

    В возрасте от 1 до 3 лет дети чрезмерно возбудимы, двигательно расторможены, несколько отстают в психоречевом и моторном развитии, упрямы. Часто у них отмечается задержка формирования навыков опрятности (энурез, энкопрез). После 4-5 лет проявления этих нарушений уменьшаются или вовсе исчезают. Очень часто родители не обращают внимания на данные проявления и своевременно не обращаются к специалистам. Поэтому большой неожиданностью для них являются жалобы воспитателей, а затем и учителей на неуправляемость, невнимательность, неспособность ребенка справляться с предъявляемыми требованиями.

    В возрасте от 3 до 5 лет окружающие начинают обращать внимание на необычное поведение ребенка. В этом возрастном периоде начинается активное развитие внимания, памяти, речи. Если родители форсируют увеличение нагрузки, это может привести к нарушению поведения в виде упрямства, непослушания, что в свою очередь, может способствовать еще большему отставанию в нервно-психическом развитии. С 4 лет прослеживается полиморфизм клинических проявлений, в поведении преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, импульсивность, инфантилизм.

    Возраст от 6 до 7 лет - это один из самых критических периодов. В это время происходит становление письменной речи, функции произвольного внимания, памяти, целенаправленного поведения и других важных психических функций. Поскольку большинство детей с СДВГ не готовы к школьному обучению из-за замедленных темпов функционального созревания коры и подкорковых регуляторных структур, как правило, систематические школьные нагрузки приводят к срыву компенсаторных механизмов ЦНС в первые месяцы учебы. Развивается дезадаптационный школьный синдром. В возрасте от 7 до 12 лет максимально проявляется СДВГ. Этот временной интервал совпадает с периодом наиболее активного становления мозговых структур и корково-подкорковых взаимосвязей, ответственных за мыслительную деятельность. Возникают трудности с усвоением школьной программы, дислексия, дисграфия, дискалькулия, трудности с чтением (нежелание читать, склонность к иллюстративным изданиям, комиксам, телевидению, запинающееся монотонное чтение, чтение воображаемых (похожих) слов, при письме - пропуски букв, слогов (23 вместо 32, слепота на ошибки).

    Если в 7-10 лет на первый план выступали трудности с приобретением навыков обучения, то после 11 лет на первый план выходят нарушения поведения, повышается агрессивность, ухудшаются взаимоотношения в семье, школе. На особенностях поведения и отношения к учебе отражается и гормональный криз в период полового созревания. «Трудный» ребенок перерастает в «трудного» подростка, который может решиться расстаться со школой. Для таких подростков характерно нарушение дистанции и оценки межличностных отношений. В дальнейшем функциональные нарушения ЦНС способствуют раннему развитию склонности к асоциальному поведению: правонарушениям, употреблению спиртных напитков, наркомании. Развиваются патохарактериологические личностные особенности, которые позже становятся причиной неудач в личной и общественной жизни.

    Таким образом, если в раннем возрасте энцефалопатия является в основном неврологической проблемой, то в школьном возрасте проблема ММД приобретает психиатрический и педагогический характер.

    Особо неблагоприятными исходами перинатальной энцефалопатии являются детский церебральный паралич, гидроцефалия, эпилепсия, микроцефалия и другие тяжелые поражения ЦНС, которые будут находиться в компетенции неврологов.

    Рассмотрим клинические примеры.

    Пример 1. Аня Л. Родилась от молодых здоровых родителей, от первой беременности, протекавшей с токсикозом, сильными болями в позвоночнике во второй половине беременности. Роды тяжелые, продолжительностью более двух суток, со стимуляцией. Масса при рождении - 3200 г, длина тела - 52 см, крик сразу. Выписана из роддома на 6 день без указания на наличие какой-либо патологии. В возрасте ребенка 2 недель мама предъявляла следующие жалобы: девочка очень беспокойна, «путает день с ночью» (инверсия сна), частые срыгивания, стул до 9 раз в сутки жидкий, с зеленью, тремор подбородка и ручек. При осмотре обращали на себя внимание выраженная мраморность кожных покровов, повышение мышечного тонуса и его асимметрия в конечностях, повышение сухожильных рефлексов, спонтанный рефлекс Моро, легкое сходящееся косоглазие, умеренное выбухание большого родничка, усиление венозного рисунка на коже головы. Был поставлен диагноз: ПЭП гипоксически-травматического генеза, острый период (синдром гипервозбудимости, вегетовисцералъный синдром, синдром двигательных нарушений, синдром внутричерепной гипертензии (?). Назначен курс восстановительной терапии. Всего за первый год было проведено 4реабилитационных курсов с положительной динамикой. Девочка развивалась в соответствии с возрастом. К году из жалоб отмечались поверхностный сон с трудным засыпанием, эмоциональная неустойчивость с проявлением агрессии. После того, как девочка начала самостоятельно ходить, довольно резко выявилось 0-образное искривление конечностей. Поскольку рахит ирахитоподобные заболевания были исключены, оставалось предполагать, что искривление конечностей обусловлено неодинаковым тонусом наружных и внутренних мышц нижних конечностей. Усугубило ситуацию, вероятно, недифференцированное проведение массажа до года. Был назначен дифференцированный массаж с общеукрепляющей терапией уже через 2-3 месяца была отмечена значительная положительная динамика в 2 года - ножки прямые, отмечались лишь умеренная дизартрия и эмоциональная лабильность. После перенесения интеркурентных заболеваний, эти проявления становились более выраженными, в связи с чем в течение первых четырех лет проводились курсы общеукрепляющей терапии (витамины, аминокислоты), иногда седативная фитотерапия, изредка - назначался прием ноотропных препаратов. Только к четырем годам можно было говорить о выздоровлении (скорее о компенсации). Девочка смогла посещать детский сад, адекватно общаться со сверстниками и членами семьи. В 7 лет пошла в школу, учится хорошо, индекс IQ - 123 (выше среднего), однако отмечается дизграфия.

    Как видно из примера, несмотря на раннюю диагностику ПЭП и своевременное лечение, компенсация нарушенных функций произошла только к 4 годам, но некоторые особенности (дисграфия) остались и в 7 лет.

    Пример 2. Андрей В. Мальчик от поздней беременности (родителям около 40 лет), протекавшей хорошо. Роды в США с применением эндолюмбального наркоза, со слов мамы, протекали «прекрасно». Ребенок до года наблюдался американским педиатром, последний осмотр производился в 1 год со слов родителей, заключение врача - «прекрасный ребенок, здоров».

    В Санкт-Петербурге при осмотре в возрасте 1 год 1 месяц отмечены: неустойчивая походка с приволакиванием левой ножки, выраженная мышечная диффузная гипотония, практическое отсутствие мышечного и подкожно-жирового слоя, относительное преобладание мозгового черепа над лицевым, резкое усиление рисунка подкожных вен головы, вдавление грудины, крыловидные лопатки, развернутая нижняя апертура грудной клетки, гипотоничный увеличенный живот. Сухожильные рефлексы оживлены, симметричны.

    Диагноз: последствия перинатального поражения ЦНС (миатониче-ский синдром, синдром спинальной недостаточности, синдром внутричерепной гипертензии (?). Родители категорически отказались от лечения, за исключением массажа. В дальнейшем мальчик рос слабым, часто болел ОРЗ, начал говорить в 2,5 года, отмечалась выраженная дизартрия, в 3 года выявлены сколиоз (асимметрия лопаток составляла 6 см), моторная неловкость, энурез и дневное недержание мочи до 7лет, поведенческие нарушения с резко выраженной агрессией, психопатоподобные проявления. В 3 года ребенок был обследован неврологом, выявлены внутричерепная гипертензия, сколиоз нейрогенного генеза, нарушение мозгового кровообращения преимущественно в вертебробазиллярном бассейне, недержание мочи (дневное и ночное), отставание в ПМР. Резкая выраженность миатонического синдрома потребовала проведения дифференциального диагноза с синдромом Элерса-Данлоса.

    Несмотря на хороший уход, заботу и даже гиперопеку взрослых, многочисленные занятия в различных дорогих дошкольных образовательных учреждениях и дома с гувернантками, в 5-летнем возрасте мальчик на 2 года отставал от сверстников по психомоторному развитию. Пошел в школу с 8 лет, проявил способности к математике, однако через месяц стал учиться плохо, отмечались проблемы с письмом, дисграфия, агрессивные вспышки, неадекватное поведение, при переутомлении - недержание мочи.

    Данный пример отчетливо демонстрирует отрицательные последствия отсутствия адекватной терапии перинатальных поражений ЦНС у ребенка. Очевидно, у мальчика имеет место дисплазия позвоночника на шейном и поясничном уровнях, в первые месяцы жизни имел место синдром угнетения, на который не обратили внимания американские врачи, поскольку ребенок был тихим и спокойным. Столь выраженная мышечная гипотония могла быть обусловлена либо травмой на шейном уровне (данный факт отрицается родителями), либо дисплазией позвоночника, которая способствует нарушению кровообращения в ВБН. При этом, как известно, страдает от гипоксии ретикулярная формация, что проявляется миатоническим синдромом. Такие дети, как правило, вялые при рождении. Спокойное поведение ребенка до года впоследствии проявилось, наоборот, агрессивными и психопатоподобными приступами, синдромом гипервозбудимости с дефицитом внимания, что затрудняло семейную и социальную адаптацию ребенка.

    ММД у детей

    Диагноз ммд у ребенка

    Столько энергии, сколько есть у наших детей, нет, наверное, ни у одного живого существа в мире. Их постоянные «почемучки», прыжки, перебежки заставляют хвататься за голову ни одну маму – и это совершенно нормально для детишек младшего возраста. Ведь любой непоседа способен уделить как минимум полчаса и на спокойную игру – собирание конструктора, рисование, разглядывание картинок в интересной книжке. Конечно, из каждого правила есть и свои исключения: если ваш малыш чрезвычайно активен и минуты спокойствия вам только снятся, то следует задуматься о таком диагнозе, как минимальная мозговая дисфункция.


    Признаки и причины ММД

    Обусловлен этот диагноз именно расстройствами в поведении ребенка: гиперактивность, дефицит внимания, нарушение сна и аппетита, повышенная утомляемость, упрямство и многое другое – все это должно насторожить родителей и послужить поводом обращения к врачу. Основной причиной минимальной мозговой дисфункцией у детей считается неблагополучное формирование нервной системы ребенка на самых ранних стадиях, начиная еще с беременности мамы. Социальные факторы (нежелательная беременность, конфликты в семье, низкий уровень образования и культуры у родителей), наследственность, несомненно, влияют на психическое развитие малыша.

    Если, понаблюдав за крохой, вы заметили пусть даже самые незначительные симптомы ММД, то обязательно покажите ребенка врачу, в первую очередь неврологу и педиатру. Ведь своевременное обращение принесет более значительные результаты в гораздо меньшие сроки. ММД у детей поддается лечению, при этом очень важен настрой ребенка и его окружения, а совокупность методов: активного движения, психолого-педагогической поддержки и медикаментозного поможет направить развитие ребенка в правильное русло.

    1. Метод активного движения позволяет научить малыша ловкости и координации, здесь подойдут любые спортивные нагрузки, но желательно не соревновательного плана.
    2. Психолого-педагогическая поддержка подразумевает под собой ограничение ребенка от долгого просмотра телевизора, компьютерных игр, от мест большого скопления народа и шумных компаний. Следует установить малышу режим дня, проводить занятия для улучшения памяти, развития внимания. Помните, крайне важно постоянно его хвалить, говорить мягким и спокойным тоном, избегая запретов и упреков.
    3. К медикаментозному методу прибегают в том случае, если предыдущие два не дали должного результата. Лекарственные средства (психостимуляторы, антидипрессанты) назначает только врач, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

    Симптомы ММД

    Чаще всего ММД у детей проявляет свои симптомы до достижения ими 7 лет. Родителям следует начинать бить тревогу, если признаки данного заболевания беспокоят их малыша постоянно в течение как минимум полугода, и наблюдаются не только дома, но и в коллективе. Основными симптомами, как уже было сказано выше, считаются гиперактивность малыша, отсутствие внимания и импульсивность. Вот, что кроется за этими тремя врачебными терминами:

  • бесцельная двигательная активность: ребенок бегает, прыгает, крутится, совершает различные движения, не несущие какой-то смысловой нагрузки
  • отсутствие у малыша желания играть в тихие спокойные игры
  • невозможность выполнить задание от начала до конца: отсутствие внимания, частые ошибки, постоянное отвлечение на различные посторонние предметы
  • частая потеря вещей для выполнения тех или иных заданий в школе, забывчивость, Диагноз ммд у ребенка
  • ребенок не слушает людей, обращающихся к нему, встревает в разговоры взрослых, детей
  • отвечает на вопросы, не задумываясь, часто даже не дослушав до конца
  • в коллективных играх со сверстниками не ждет своей очереди, бывает беспричинно агрессивен.
  • Диагноз ММД у ребенка – это, конечно же, ни в коем случае не приговор. При правильном подходе и своевременном обращении к специалистам: неврологу, педиатру, логопеду, психологу – ваш малыш сможет в дальнейшем гармонично развиваться и вырасти успешным человеком. Родительские любовь, внимание и забота не дадут болезни и шанса загубить потенциал и скрытые возможности вашего крохи.

    Источники:
    www.neuroclinic.ru, baby-i-mama.ru, www.blackpantera.ru, womanadvice.ru

    Следующие статьи



    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения