Главная » Отклонения в развитии

Работа психолога с детьми зпр

Задержка психического развития ЗПР

Определение понятия задержки психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) — замедление темпа развития психики, парциальное (частичное) недоразвитие высших психических функций, которое может, в отличие от олигофрении, носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте.

Причины ЗПР

  1. Биологические: патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода недоношенность асфиксия и травмы при родах заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка генетическая обусловленность.
  2. Социальные: длительное ограничение жизнедеятельности ребенка неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка.

Отмечаются также сочетания нескольких факторов различного происхождения.

Классификация видов ЗПР

В специальной литературе представлено несколько классификаций задержки психического развития.

В последнее время выделяют 4 основных типа ЗПР:

  1. ЗПР конституционного генеза (наследственно обусловленный психический и психофизический инфантилизм)
  2. ЗПР соматогенного генеза (обусловлена инфекционными, соматическими заболеваниями ребенка или хроническими заболеваниями матери)
  3. ЗПР психогенного генеза (обусловлена неблагоприятными условиями воспитания, частыми психотравмирующими ситуациями в жизни ребенка)
  4. ЗПР церебрально-органического генеза (при этом типе сочетаются признаки незрелости нервной системы ребенка и признаки парциального нарушения ряда психических функций).

Особенности познавательных процессов детей с ЗПР

В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость. Для ребенка с ЗПР необходим более длительный период для приёма и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений.

Для детей с ЗПР характерны ограниченный (гораздо беднее, чем у нормально развивающихся детей того же возраста) запас общих сведений об окружающем, недостаточно сформированные пространственные и временные представления, бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности.

Наиболее характерная особенность этих детей – несоответствие между уровнем наглядно действенных операций и словесно-логического мышления . Все задания, которые требуют привлечения логического мышления и объяснения, выполняются ими значительно хуже, чем нормально развивающимися детьми. При выполнении того же задания по наглядному образцу качество его выполнения улучшается, и ребенок с ЗПР показывает более высокий уровень мыслительной деятельности, чем ребенок с умственной отсталостью. Например, при выполнении задания на классификацию, правильно сгруппировав предметы по родовой принадлежности, они часто не могут назвать эту группу соответствующим понятием, не могут объяснить принцип, по которому объединили их.

Особенности обучения детей с ЗПР

Незрелость функционального состояния ЦНС служит одной из причин того, что дети с ЗПР не готовы к школьному обучению к 7 годам. У них к этому времени, как правило, не сформированы основные мыслительные операции, они не умеют ориентироваться в заданиях, не планируют свою деятельность. Такой ребенок с трудом овладевает навыками чтения и письма, часто смешивает буквы, сходные по начертанию, испытывает трудности при самостоятельном написании текста.

В условиях массовой школы дети с ЗПР попадают в категорию стабильно неуспевающих учеников, что ещё больше травмирует их психику и вызывает негативное отношение к обучению. Это в ряде случаев приводит к конфликту между школой и семьёй ребенка.В данной ситуации особенно важно вовремя направить ребенка с такими проблемами на психолого-медико-педагогическую комиссию с целью проведения квалифицированной диагностики.

Работа психолога с детьми с ЗПР

Педагог-психолог свою деятельность по отношению к детям с ЗПР должен осуществлять в следующих направлениях :

  1. Осуществление системы коррекционных и развивающих мероприятий.
  2. Осуществление комплекса поддерживающих, консультативных и просветительских мероприятий в отношении педагогов и родителей детей.
  3. Осуществление социально-диспетчерской функции.

Наиболее важным является направление – коррекционно-развивающее. Главной особенностью коррекционной работы является комплексный подход к формированию тех или иных навыков у детей, который предполагает:

  • диагностическое изучение ребенка на момент поступления его в группу для уточнения стартовых возможностей, перспектив и темпов обучения
  • обратная связь с семьей с целью получения полной информации о развитии ребенка и консультирования семьи
  • взаимодействие с врачами-специалистами, особенно невропатологами и детским психиатром, с целью контроля за состоянием здоровья ребенка и оказания своевременной медицинской помощи
  • использование игровой мотивации на всех занятиях.
  • Разрабатывая программу коррекционной работы с детьми с ЗПР, следует ориентироваться на реализацию следующих задач :

    1. Комплексное обследование фонда знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, нейропсихологическое изучение, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы, выстраивание психолого-педагогического прогноза.
    2. Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности. Формирование знаний, умений и навыков с учетом возрастных и индивидуально-типологических возможностей.
    3. Обеспечение полноценного психического развития ребенка:
    4. Формирование психологического базиса для развития высших психических функций: обеспечение полноценного физического развития, оздоровление организма коррекция недостатков в двигательной сфере развитие общей и мелкой моторики формирование чувства ритма создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игровых упражнений.
    5. Целенаправленное формирование высших психических функций: развитие сенсорно-перцептивной деятельности и формирование эталонных представлений формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядное моделирование в различных видах деятельности развитие творческих способностей.
    6. Формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов: целенаправленное формирование учебной деятельности: умение программировать, контролировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий всестороннее развитие предметно-практической деятельности.
    7. Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере: формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения преодоление негативных качеств формирующегося характера, предупреждение и устранение аффективных, негативистских проявлений, отклонений в поведении.
    8. Преодоление недостатков в речевом развитии: целенаправленное формирование функций речи особое внимание следует уделить развитию словесной регуляции действий у детей с ЗПР, формированию и развитию связной речи создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы формирование навыков письма и чтения.
    9. Формирование коммуникативной деятельности: обеспечение эмоциональных и “деловых” контактов со взрослыми и сверстниками формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формирование полноценных межличностных связей.

    Psinovo.ru - сайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям.

    Коррекционное занятие детей с задержкой психического развития Размещено

    ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗПР. Основной причиной является слабовыраженные органические повреждения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникли при родовом или раннем периоде жизни ребенка, могут быть неблагоприятные течения беременности, патология родов, Социальные факторы: педагогическая запущенность, ограниченные эмоциональные контакты с ребенком на ранних этапах развития, двуязычие.

    Коррекционное занятие детей с задержкой психического развития Размещено.

    Коррекционное занятие детей с задержкой психического развития Размещено на / Московский гуманитарный институт им. Е. Р. Дашковой гуманитарный факультет Отделение Психологии ПРЕДМЕТ: СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР Выполнила студентка 3 курса заочного (ускоренного) отделения Полуханова А. А. Преподаватель: Бучацкая М. В. Москва 2011 год СОДЕРЖАНИЕ Введение Коррекционные занятия для детей с ЗПР Заключение ВВЕДЕНИЕ (ЗПР) ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ – это нарушение нормального темпа психического развития. Проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в неумении сосредоточиться на выполняемом задании, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности не соответствуют возрасту).

    ЗПР не передается по наследству, но в некоторых случаях наблюдается генетическая обусловленность недостаточности ЦНС. ВЫДЕЛЯЮТ ДВА ВАРИАНТА ЗПР: медицинский и педагогический.

    МЕДИЦИНСКАЯ На основе неврологического анализа у детей раннего возраста предложили выделить 2 типа ЗПР исходя из недоразвития. Доброкачественное или неспецифическое.

    Оно не связано с повреждением мозга и с возрастом компенсируется при благоприятных условиях внешней среды даже без специфических мероприятий. Проявляется в запаздывании двигательных функций.

    Специфическая или церебрально-органическая задержка развития связанная с повреждением мозговых структур и частичном отставании их функций. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ Конституционального происхождения – состояние задержки определяется наследственностью семейной конституции.

    В своем замедленном темпе развития ребенок, как бы повторяет жизненный сценарий отца и матери. Генетическая предрасположенность проявляется в высокой чувствительности к средовым факторам развития.

    К поступлению в школу у этих детей наблюдается несоответствие Психического возраста его паспортному возрасту, у семилетнего ребенка он может быть соотнесен с детьми 4 – 5 лет. Незрелость психического облика проявляется в эмоционально-волевой сфере при относительно сохраненной познавательной деятельности, т. е. незрелость эмоционально-волевой сферы приводит к недоразвития познавательной.

    Для детей с конституциональной ЗПР характерен благоприятный прогноз развития при условии целенаправленного педагогического воздействия, доступных ребенку занятий в игровой форме, положительном контакте с учителем. Такие дети компенсируются к 10 – 12 годам.

    Особое внимание необходимо уделить на развитие эмоционально-волевой сферы. Соматогенного происхождения – длительные хронические заболевания, стойкие астении (нервно-психическая слабость клеток головного мозга) приводят к ЗПР.

    Такие дети рождаются у здоровых родителей, а задержка развития – следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний: хронические инфекции, аллергии и т. д. первичный интеллект не снижается, но в силу своей истощенности оказывается крайне нетрудоспособным в процессе школьных занятий. У всех детей с данной формой ЗПР имеет место выраженные астенические симптомы в виде головной боли, повышенной утомляемости, снижение работоспособности, на этом фоне расстройство, переживание, внимание снижается, память и интеллектуальное напряжение удерживается на очень короткое время..

    Эмоционально-волевая сфера отличается не зрелостью при относительно сохраненном интеллекте. В состоянии работоспособности могут усваивать учебный материал.

    В упадок работоспособности могут отказаться от работы. Склонны фиксировать внимание на своем самочувствии и могут воспользоваться этими способностями для того, чтобы избежать трудностей.

    Испытывают трудности в адаптации к новой среде. Дети с соматогенной ЗПР нуждаются в систематической психолого-педагогической помощи.

    ЗПР психогенного происхождения. Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, функционально полноценные мозговые системы, соматически здоровы.

    ЗПР обусловлено неблагоприятными условиями воспитания. ЗПР церебрально-органического происхождения.

    Причиной нарушения темпа развития интеллекта и личности становятся грубые и стойкие локальные разрушения созревания мозговых структур (созревание коры головного мозга) токсикоз беременной, перенесенные вирусные заболевания во время беременности, грипп, гепатит, краснуха, алкоголизм, наркомания, матери, недоношенность, инфекция, кислородное голодание. У детей этой группы отмечается явление церебральной астении которое приводит к повышенной утомляемости, непереносимости дискомфорта, снижение работоспособности, слабая концентрация внимания, снижение памяти и, следствие этого, познавательная деятельность значительно снижена Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетаются у этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы.

    Им необходима систематическая комплексная помощь медика, психолога, дефектолога. КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР.

    С учетом сложной структуры эмоциональных проблем у детей с ЗПР выделены четыре основные фазы процесса групповой психокоррекции. ДИНАМИКА ГРУППОВОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

    Фаза Задачи Психотехнические приемы Субъект психокоррекции Установочная 1. Образование группы как целого. 2.Формирование положительного настроя на занятие.

    3.Диагностика пове дения и особенно стей общения детей Спонтанные игры: игры на невербальные коммуникации. Коммуникативные игры Дети с ЗПР всех форм: конституциональная, соматогенная, психогенная, церебрально-органического генеза Подготовительная 1. Структурирование группы.

    2. Формирование активности и самостоятельности 3. Формирование эмоциональной поддержки членами группы Сюжетно-ролевые игры. Игры-драматизации для снятия эмоцио - нального напряжения Для детей с ЗПР соматогенной формы и церебрального генеза со снеженным социальным опытом — игры-драматизации.

    С психогенной формой, конституциональной, без выраженных нарушений социального опыта - сюжетно-ролевые игры Реконструктивная 1. Коррекция неадекватных эмоциональных реакций на дефект. 2. Проработка негативных переживаний.

    3. Обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования в различных ситуациях Разыгрывание конкретных жизненных проблемных ситуаций Для детей с ЗПР с тяжелой церебрально-органической недостаточностью, возможно привлечение родителей Закрепляющая 1. Закрепление адекватных форм эмоционального реагирования на конфликт. 2. Формирование адекватного отношс-1ия к себе и окружающим Специальные сюжетно-ролевые игры, предложенные детьми Детям с ЗПР необходима помощь психолога в выборе игры.

    Рекомендуется включать в игру родителей и здоровых сверстников или сверстников с ЗПР с более легкими формами На основе выделенных выше структуры и этапов групповой динамики разработаны планы-схемы психокоррекционных занятий для детей с ЗПР. СХЕМА ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ С ЗПР.

    Психотехнические приемы Радикалы для Психологического наблюдения Критерии эффективности занятий Занятие 1. Цель: знакомство детей друг с другом формирование позитивного настроя на занятие. Игра I. «Знакомство» с воздушными шарами Дети располагаются в круге и поочередно бросают надувной шар друг другу, при этом называя свое имя.

    Через некоторое время предлагается кинуть шар тому, с кем хочешь поиграть, поговорить. Игра 2. «Угадай, кто это» Ребенок с завязанными или закрытыми глазами ощупывает других детей и называет их имена.

    Игра 3. «Ворвись в круг» Группа детей образуют круг, взявшись за руки. Один из желающих пытается проникнуть в круг, но группа его не пускает Отношение ребенка к занятию Коммуникативные навыки Спонтанность поведения Эмоциональные реакции на препятствия Предпочтения в выборе партнера Специфические реакции (уход от игры, активное стремление быть лидером, отношение к неуспехам) Спонтанное, естественное поведение ребенка Проявление активности на этапе занятий Положительный эмоциональный фон в процессе занятий Занятие 2. Цель: сплочение группы, снятие напряженности, скованности Приветствие Разминка: дети вспоминают имена друг друга в процессе игры с мячом.

    Игра 1. «Кто громче крикнет» Детям предлагается издавать громкие звуки. Но крик должен постепенно превратиться в общую мелодию (хор).

    Игра 2. Создание коллективного рисунка Психолог предлагает детям подойти к доске, на которой прикреплен большой ватман, и фломастерами нарисовать то, что желает каждый, но сделать это так, чтобы получился общий рисунок. После выполнения задания рисунок коллективно просматривается и обсуждается Включенность ребенка в процесс занятий Естественность поведения детей.

    В процессе выполнения коллективных занятий необходимо проследить, какая позиция у каждого участника коррекции: не подчиняется групповому влиянию быстро подчиняется стремится к лидерским позициям. Проявление выраженного интереса к занятию Охотное включение в процесс занятий Положительный эмоциональный фон.

    В процессе беседы с родителями выяснить, как ребенок отзывался о занятии. Занятие 3. Формирование эмоциональной поддержки членов группы созданием условий для выбора и принятия коллективных решений.

    Формирование инициативы. Приветствие Игра I. По выбору детей.

    Психолог предлагает детям выбрать игру из тех, которые были на прошлых занятиях, и принять коллективное решение. Игра 2. «Испорченный телефон» Психолог выбирает ведущего, который называет первое слово и «запускает испорченный телефон».

    Игра 3. «Реши задачу» Ведущий предлагает детям задачи из матриц Равена, тестов Айзенка. Дети коллективно находят правильный ответ.

    Игра 4. Дети сами придумывают задачу и предлагают се группе. Сплоченность группы при решении коллективных задач Уровень самостоятельности и активности каждого ребенка Лидерские позиции членов группы Дети, имеющие проблемы группового взаимодействия, нуждаются в эмоциональной поддержке психолога.

    Активность и самостоятельность детей в процессе занятий. Проявление инициативы.

    Занятие 4. Цель: формирование навыков самоконтроля в процессе группового взаимодействия Приветствие Игра 1. «Моргалки» Дети разбиваются на пары. Задача — пристально смотреть друг на друга как можно дольше, не моргая.

    Победитель выбирает, с кем он продолжит игру. Игра 2. «Зеркало» Ведущий изображает кого-то из животных.

    Члены группы угадывают. Ведущие поочередно меняются.

    Игра 3. «Все наоборот» Психолог предлагает детям разделиться на пары. Каждой паре вручаются карточки, где символически изображены движения.

    Например, руки, вправо, влево. Играющие как можно быстрее должны выполнить эти движения, но наоборот.

    Ведущий оценивает число ошибок Затем дети меняются ролями Симпатии детей друг к другу (выбор пары) Способность детей конструктивно общаться Развитие навыков самоконтроля Интерес детей к занятию. Желания группового взаимодействия.

    Адекватная оценка своих неуспехов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ психический детский медицинский психокоррекция Желательно, чтобы возраст детей - участников группы был одинаковым, допустима небольшая разница: плюс-минус один год.

    Необходимо, чтоб в группе были разнополые дети. Число участников группы не должно превышать 5 - 7 человек ( малые группы).

    Для детей дошкольного возраста 6-7 лет. Опыт нашей группы показал, что группа обязательно должна быть закрытой, то есть с постоянным составом ее членов.

    Не рекомендуется включать в группу детей с тяжелыми формами речевых нарушении. Желательно, чтобы в группе были дети с различной направленностью конфликта.

    Перед началом групповых занятий необходимо предварительно побеседовать с каждым родителем, разъяснить им необходимость и значение занятий, раскрыть им основные принципы работы группы. В процессе групповой психокоррекции каждый участник моделирует свою реальную жизненную ситуацию, использует привычные для него типы эмоционального реагирования на ситуацию, реализует конкретные эмоциональные установки и отношения.

    В атмосфере откровенности и доверия ребенок свободно раскрывает свои эмоциональные проблемы, получает эмоциональную поддержку, модифицирует свои эмоциональные отношения и переживания и способы реагирования. Размещено на Похожие рефераты: Задержка психического развития ПЛАН: Введение Изучение закономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции.

    Коррекционное занятие детей с задержкой психического развития Размещено.

    Метки: психология, психологического, психического, конфликт, социальный

    Материал для психолога "Методические рекомендации работы педагогов с детьми ЗПР"

    Хочу предложить вам ряд коррекционных и развивающих заданий, которые всегда очень хорошо принимаются детьми и способствуют развитию и коррекции внимания, памяти, мышления, воображения. Надеюсь, что эти упражнения помогут вам овладеть системой основных понятий психологической коррекции, ознакомиться с практикой коррекционной работы в нашей школе, сформировать адекватные представления о роли и месте этого вида деятельности в общей коррекционно-развивающей работе с ребенком.

    Горшкова Татьяна Александровна 15.01.2015

    Содержимое разработки

    Психологическая служба школы - один из компонентов целостной системы образования.

    Целью ее деятельности является психологическое здоровье детей школьного возраста основной задачей - содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях школьного детства.

    На сегодняшний день психологическое сопровождение - это особая форма осуществления социальной и психологической помощи обучающимся, родителям, педагогам.

    Систематическое наблюдение за развитием обучающихся в ходе учебно - воспитательного процесса, а такое динамическое, комплексное, всестороннее и целостное изучение ребенка рассматривается как основа психологического сопровождения образовательного процесса. С учетом полученных результатов психолого - педагогического изучения ребенка корректируется образовательный маршрут учащихся, разрабатываются индивидуальные программы обучения, проводится анализ их реализации. Модель психологического сопровождения детей имеет свою специфику, которая определяется психологическими особенностями детей.

    Главная задача психологической поддержки ребенка - помочь ему так построить познание самого себя, чтобы оно стало действенной силой благоприятного саморазвития. Психолого - педагогическая диагностика является одним из компонентов психологического сопровождения учащихся. Это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально - психологических особенностей учеников и социально - психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно - воспитаттельного процесса. Методы воспитания учащихся невозможны без организации общения с ребятами и педагоги работающие с детьми, должны понимать, что детям необходимо сотрудничество с самим педагогом, которое выражается вербально и невербально. Это помогает детям преодолеть страх, беспокойство, тревожность, положительно адаптироваться к школьной жизни.

    Позитивные результаты от диагностики можно ожидать, если педагог:

    * обладает умением создавать благоприятную атмосферу

    * обладает такими личностными качествами, как тактичность, коммуникабельность

    * не делает поспешных выводов и не навешивает ярлыков

    * обладает умением сочувствовать и сопереживать другому человеку

    * проявляет гибкость в формировании вопросов детям и т. д.

    В пособии предлагаются диагностические методики и коррекционно - развивающие упражнения, необходимые для того, чтобы организовать целенаправленную, эффективную, групповую и индивидуальную работу с учащимися класса.

    Одно из значений термина &ldquoкоррекция&rdquo в переводе с латинского языка - поправка, частичное исправление или изменение. Коррекционная работа с ребенком - это сложнейший вид деятельности взрослых в образовательных учреждениях. Залог ее успеха - в их профессиональном взаимодействии.

    Коррекционно - развивающее обучение - это система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении.

    Основная задача данной работы - систематизация знаний. направленных на повышение общего уровня развития ребенка, выполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка, подготовку его к адекватному восприятию учебного материала.

    0сновная цель коррекционно - развивающего обучения - способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

    Цели и задачи этого обучения четко очерчивают принципиальную психолого - педагогическую позицию по отношению к детям: не ребенка подгонять, корректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей.

    Хочу предложить вам ряд коррекционных и развивающих заданий, которые всегда очень хорошо принимаются детьми и способствуют развитию и коррекции внимания. памяти. мышления, воображения. Надеюсь, что эти упражнения помогут вам овладеть системой основных понятий психологической коррекции, ознакомиться с практикой коррекционной работы в нашей школе, сформировать адекватные представления о роли и месте этого вида деятельности в общей коррекционно - развивающей работе с ребенком.

    Выявление ведущего глаза

    Ребенку предлагают вытянуть перед собой руки и взять лист бумаги, в центе которого проделано небольшое отверстие, либо лист, свернутый в трубочку, и при двух открытых глазах посмотреть сквозь отверстие на предмет, находящийся на расстоянии 2 - 3 - х метров. Затем, не теряя этот предмет из виду, ребенок должен приблизить лист бумаги или трубку к глазу. Ведущим будет тот глаз, который ребенок использует неоднократно при повторении пробы (не менее трех раз).

    При работе с детьми старшего возраста, можно использовать способ определения ведущего глаза с помощью карандаша. Аналогично предыдущему, карандаш держат двумя вытянутыми перед собой руками и открытыми глазами сквозь его кончик прицеливаются к точке, находящейся на уровне глаз на расстоянии 2 - 3 - х метров. Поочередно закрывают то один глаз, то другой. Если при закрытии того или иного глаза точка остается на месте, то ведущим является тот глаз, который открыт. При закрытии ведущего глаза точка резко смещается в сторону.

    Определение ведущего уха

    Ребенка сажают за стол, на котором прямо перед ним лежат часы, и предлагают, не дотрагиваясь руками, на слух определить, работают ли они. То ухо, которым ребенок неоднократно пользуется при повторных пробах и будет ведущим.

    Вместо часов иногда используется телефон. Ведущим считается то ухо, к которому ребенок подносит телефонную трубку.

    - переплетение пальцев рук - правый или левый большойявляются значимыми для ребенка.

    На каждом листе нарисовано по 10 кружков. Учащимся, педагог называет 10 предметов, связанных со школой. Задача учащихся - раскрасить кружки, самостоятельно определив в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Например: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь.

    Если ребенок окрашивает предметы в темный цвет или вовсе в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности.

    Методика Остров невезения

    Педагог объясняет учащимся следующее: &ldquoПолучена радиограмма SOS с острова Невезения. Люди, живущие на этом острове, страшно невезучие. Детям не везет в уче - нии, взрослым - в работе. У нас с вами есть возможность помочь детям. На лист бумаги, который лежит перед вами, необходимо написать предметы, которые мешают жить детям весело и счастливо. Эти предметы вы определяете сами. &rdquo

    Данная методика помогает учителю исследовать мотивационную сферу учащихся, с целью создания благоприятной атмосферы в классе.

    Учащимся предлагается поиграть в волшебников, каждому дается волшебная палочка. На столе перед каждым учеником выкладываются предметные книги, предлагается их превратить в животных. Учащиеся объясняют почему они их превращают в животных. Методика позволяет выразить учащимся свое эмоциональное переживание, связанное, с изучением каждого учебного предмета.

    Методика &ldquoЧто у меня на сердце&rdquo

    Учащимся раздаются вырезанные сердечка из бумаги. &ldquoРебята, иногда вы слышите, как взрослые говорят что у них легко стало на сердце, или у меня тяжело на сердце&rdquo. Давайте, определим с вами, когда может быть на сердце тяжело и легко и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, когда у вас на сердце тяжело, и причины, которые позволяют сказать, что у вас на сердце легко.

    Это упражнение позволяет узнать причины переживаний ребенка и пути их преодоления.

    Детям предлагается выступить в роли фотографов - сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги с квадратиками по количеству учащихся в классе. В этих квадратиках дети должны разместить себя, и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Каждое &ldquoфото&rdquo ученик заменяет именем своего одноклассника. Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников, с каким настроением выполняет работу.

    Методика &ldquoСамые памятные события из жизни моего класса&rdquo

    Учащимся предлагается написать сочинение, в котором необходимо рассказать о самых памятных событиях из жизни класса. Анализируя сочинение, необходимо обратить внимание, на то какие события называют учащиеся памятными, какой характер носят события, положительный илиотрицательный.

    Диагностика &rdquoМой портрет в интерьере&rdquo

    Прежде чем ученики будут выполнять задание, учитель им показывает рамочку для интерьера, на которой помещают предметы (книгу, очки, фрукты и др. ). Учащимся предлагается нарисовать свой портрет и различный предмет. Предметы, которые выбрал ученик, отражают суть его жизни.

    КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Часто бывает так, что эмоциональное состояние учащихся не соответствует будущей деятельности. Дети либо заторможены, либо находятся в возбужденном состоянии перед серьезной и ответственной частью занятия.

    Участникам предлагается встать в круг и, двигаясь хаотично по кругу, поздороваться с участниками действия различными способами:

    - как люди очень застенчивые, стеснительные

    - как люди куда - то спешащие

    - как люди, которые не видели друг друга несколько лет.

    Упражнение Огонек общения

    Дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным.

    Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:

    - Сегодня меня порадовало&hellip - Сегодня меня огорчило&hellip

    На парте у каждого ребенка лежат три кружочка (цветочка) разных цветов. Учитель объясняет детям:

    - Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении.

    - Зеленый - самому уступчивому, покладистому.

    - Фиолетовый - самому скромному.

    В конце дня можно проверить у кого из детей самый большой букет.

    Упражнение Дерево счастья

    Готовится ствол дерева, на нем пишутся страхи и обиды, ствол сворачивают внутрь и заклеивают. С внешней стороны пишут все свои радости. Со второго листа обид вырезают листики и прикрепляют к дереву. Листочки расписываются радостями. И крепятся к стволу.

    Упражнение Башня радости

    Вырезается большой треугольник - это башня, радости. Стена его расписывается радостями. На крыше башни рисуется огромная улыбка.

    Эти упражнения позволяют быстро детей избавить от всяких страхов, тревог.

    Учащимся предлагается поиграть в волшебников, каждому передается волшебная палочка. На столе перед каждым учеником выкладываются предметные книги, предлагается их превратить в животных.

    Это упражнение позволяет выразить ученикам свое эмоциональное переживание, связанное с изучением каждого учебного предмета.

    Весь материал - смотрите документ.

    Материал для психолога "Методические рекомендации работы педагогов с детьми ЗПР" (63.6 КB)

    Комментарии 0

    Стратегия психологической помощи и направления в работе психолога с детьми с задержкой психического развития

    Проблемой оказания помощи детям, имеющим трудности в обуче­нии, педагоги занимаются многие десятилетия. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья и др. — все эти организационные формы свиде­тельствуют о поисках условий, адекватных психическим и физиче­ским возможностям учащихся. Классы выравнивания создавались с первого года обучения, все остальные формы — в основном на вто­рой ступени обучения, начиная с 5 класса.

    Делались попытки изменить содержание образования: вводились новые курсы, разделы типа «Как учить учиться», «Как подготовиться к контрольной работе», сокращались курсы математики, физики, но значительного повышения эффективности в приобретении знаний, особенно у тех детей, которые испытывали стойкие трудности в обу­чении, не происходило.

    Предпринятые в 1991-1993-х годах опросы учителей, работающих в классах компенсирующего обучения, показали, что педагоги не удов­летворены своим трудом: они не знают психологических особенностей детей медицинская диагностика не помогает им в полной мере понять причины неуспеваемости и выбрать соответствующие методы работы отсутствуют специальные методики, новые технологии, а удачные на­ходки, как правило, мало внедряются в школьную практику.

    Все это привело к тому, что многие школы сохраняли такие классы лишь из-за небольшого количества учащихся. В 1993-1995-х годах в общеобразовательных школах Москвы компенсирующее обучение продолжали вести лишь 48 учреждений из 525.

    Следует подчеркнуть, что изменения в сфере образования, связан­ные с новыми приоритетами социального развития общества, также имели негативные последствия. В результате обьективно положитель­ного фактора развития гимназий, лицеев происходит отток наиболее способных школьников в эти учебные заведения. В то же время на­блюдается наплыв учащихся с проблемами психического развития (главным образом интеллектуального и речевого) в массовую школу, вследствие чего она превратилась в полифункциональную: не только обучающую, воспитывающую, развивающую, но и в психокоррекци-онную, оздоровительную.

    Система коррекционно-развивающего обучения — форма диффе­ренциации образования, позволяющая решать задачи современной ак­тивной помощи детям с трудностями в обучении и в адаптации к шко­ле. Эта форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна при создании специальных классов коррекционно-развивающего обу­чения. Они позволяют обеспечить оптимальные педагогические усло­вия для детей с трудностями в обучении и проблемами в соматиче­ском и нервно-психическом здоровье. Именно в этих классах возможно последовательное взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, учебно-профилактического и социаль­но-трудового направлений деятельности.

    Отметим особенности обучения в классах коррекции. Каждый урок является продолжением предыдущего. Если отобрать главные вопро­сы темы и повторять их на каждом уроке, то к итоговому занятию все ребята усвоят тему. Многократное повторение основного материала — один из приемов работы. Оптимальны и репродуктивные методы, т. к. они позволяют детям увидеть главное в изучаемом материале, систе­матизировать, повторять по шаблону.

    Необходимо помнить, что детям из класса коррекции необходим период «вживания» в материал. Нельзя их торопить. Надо учитывать низкую скорость чтения, счета и письма. Важно помнить, что ученики не в состоянии пересказывать даже понятый ими материал, поэтому приходится учить их всему: слушать, пересказывать и т. д. Педагог обязан вселять детям веру в то, что они обязательно поймут и запом­нят материал. Для лучшего запоминания чаще предлагаются однотип­ные задания (одно — решили с учителем, другое — сообща с классом, третье — каждый индивидуально). Излагать материал надо маленьки­ми дозами, каждую из них закреплять повторением, констатацией ска­занного, решением проблемного вопроса 2-3 дозы изучаемого мате­риала связывать кратким пересказом. Учитель, работающий в классе коррекции, должен научиться придумывать задания, идущие от про­стого к сложному, не гнаться за обилием новой информации, уметь из изучаемого выбрать главное, доступно изложить его, повторить и за­крепить. Главная составляющая работы — общение. Не сумеет учитель расположить к себе ребят, не получит и результатов обучения.

    Особенностью работы в классе коррекции является организация самостоятельной деятельности учащихся. Выполнение любого учеб­ного задания первоначально планируется, а затем предлагается имен­но как самостоятельное. Помощь включается только тогда, когда уче­ник оказывается не в состоянии выполнить задание самостоятельно. Сама помощь при этом дозируется и оказание ее происходит по прин­ципу от минимальной к максимальной. Целью такой организации ста­новятся: помощь ребенку в выполнении задания, уяснение, насколь­ко он чувствителен к этой помощи, принимает ли ее. Формы и виды помощи могут быть самыми разными. По форме следует различать помощь фронтальную (обращенную ко всему классу) и индивидуаль­но направленную (каждому конкретному ученику). Среди видов по­мощи условно можно выделить три основных:

    Стимулирующий вид помощи происходит тогда, когда ученик не включается в работу после получения задания или когда работа завер­шена, но выполнена неправильно. В первом случае учитель подходит к ученику и помогает ему организовать себя, ободряет, вселяет уве­ренность в его способность справиться с работой. Во втором — он ука­зывает на наличие ошибки в работе и необходимость проверки решения. Направляющая помощь предусматривается в случае, когда уче­ник затрудняется сделать первый шаг и выполнить последующие дей­ствия. Учитель или обращает внимание ребенка на решение аналогичной задачи, или помогает наметить план действий Обучающая помощь не­обходима, когда надо показать, что и как делать для того, чтобы ре­шить учебную задачу или исправить допущенную ошибку. Многие исследователи отмечают, что дети с ЗПР не могут выполнить отдель­ные задания из-за неумения организовать себя в процессе деятельно­сти, хотя по уровню интеллектуальных возможностей должны легко справляться с ними. Во время фронтальной работы в классе ученик совершенно не справляется с заданием, но в условиях индивидуальной работы с помощью учителя выполняет то же задание правильно. Сказывается незрелость эмоционально-волевой сферы. Преодоление ЗПР зависит от характера стимулирования познавательной активно­сти ребенка со стороны взрослого. Эти особенности важно учитывать в работе с детьми с ЗПР.

    Ребенок с любым типом задержки психического развития начиная с первых лет школьного обучения, а иногда даже со старшего дошкольного возраста находится в ситуации систематического неуспеха, отрицательно влияющей и на интеллектуальное развитие, и на личностное формирование. Не имея возможности достичь успеха в школе, такой ребенок отказывается от учебной деятельности, постоянно подтверждающей его несостоятельность, ищет признания в движении, игре, шалостях в компании таких же непризнанных и неудовлетворенных детей. Таким образом, неуспешность в учебе у детей с ЗПР нередко ведет к нарушениям поведения с отказом от посещения школы и асоциальными формами поведения. Противоречащими адекватной компенсации ребенка являются завышенные требования родителей, их ориентация на усредненные или даже высокие стандарты развития, нежелание принять ребенка таким, каков он на самом деле.

    При благоприятных условиях воспитания задержка психического развития может быть преодолена силами дефектологов, школьных педагогов, социальных педагогов, психологов и врачей специальными методами, направленными на активизацию возможностей ребенка. Ребенку с ЗПР необходимо уделять много времени и внимания во избежание еще большего замедления развития в связи с педагогической и социальной запущенностью. Центральной фигурой в коррекции неуспешности в данном случае является педагог-дефектолог, выделяющий сохранные зоны психического развития и через них планомерно развивающий недостаточные психические функции. При невозможности систематических занятий с дефектологом специальные занятия с ребенком по разработанной дефектологом программе могут осуществлять и школьный педагог, и один из родителей. Задачи психолога заключаются в целенаправленном исправлении восприятия ребенка учителями и родителями как “ленивого”, “глупого”, “неполноценного”, “бесперспективного”, в повышении самооценки ребенка, помощи в создании ситуации успеха. Социальный педагог в этих случаях обеспечивает связь с семьей ребенка, улучшение эмоционального климата в семье, координацию коррекционных действий специалистов, необходимые консультации вне образовательного учреждения, режим занятий, дополнительные занятия, полноценный досуг ребенка. С учетом основной причины ЗПР и сопутствующих нарушений психиатром, психоневрологом или невропатологом назначается курсовое лечение. Задержки психического развития усугубляются при соматических заболеваниях, поэтому необходимы общеукрепляющее лечение и профилактика обострений частых и хронических заболеваний с помощью педиатра. Основой успеха комплексной работы с детьми, страдающими ЗПР, являются ранняя диагностика и ранее введение коррекционных мероприятий, способных предотвратить учебную несостоятельность.

    Итак, главным при определении стратегии и технологии обучения детей с ЗПР являются профилактика и ранняя коррекция отставания в развитии. Практика показывает, что предупреждение трудностей в обучении и адаптации детей к школе целесообразно начинать в условиях детского сада. Для этого существует специальная модель дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с ЗПР, в котором коррекционная работа ведется в трех направлениях: диагностико-консультативная лечебно-оздоровительная коррекционно-развивающая.

    В школе коррекционная работа строится по адаптированным программам и учебным планам в соответствии со специальным образовательным стандартом. Коррекционная направленность обучения достигается благодаря введению специальных предметов: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика, трудовое обучение. Значительное место занимает индивидуальная коррекционная работа (логопедические занятия, занятия с психологом, занятия с педагогом по восполнению пробелов или дополнительная проработка новых и трудных тем). С целью развития индивидуальных склонностей ребенка вводятся факультативные курсы (музыкальные, спортивные, художественно-эстетические, трудовые и т.д.). Успех коррекционной работы с ребенком с ЗПР обеспечивается многими составляющими, среди которых важную роль играет педагогическое взаимодействие с семьей. Важно, чтобы родители стали активными участниками коррекционно-развивающего процесса, поверили в возможности своего ребенка и в возможность положительного результата обучения.

    Источники:
    psy-diplom.ru, psinovo.ru, videouroki.net, studopedia.ru

    Следующие статьи



    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения