Главная » Отклонения в развитии

Психосоматические расстройства у детей

Психосоматические заболевания у детей

Психосоматические расстройства у детей

Некоторое время назад официальная медицина с достаточным скептицизмом относилась к попытке нетрадиционно ориентированных специалистов объяснить ряд заболеваний проблемами психологического характера. Благодаря многочисленным тестированиям и статистическим данным воздействие эмоционального состояния ребенка на физическое оказалось доказанным. Ввиду этого, сегодня все большее число врачей вынужденно признают существование психосоматики . а родителей - обращаются за помощью к психологам.

Характеристика психосоматики

Психосоматические расстройства представляют собой телесные болезни, вызываемые душевной дисгармонией . Проще говоря, через тело детская душа пытается выразить свои беспокойства, рассказать о своих переживаниях и чувствах.

Малыши относятся к волнующим их вопросам не менее серьезно, нежели взрослые. При этом следует понимать, что высказаться ребенку намного труднее. Особенно сложной ситуация становится под давлением взрослых, пытающихся доказать ребенку, что мальчики не должны плакать, а приличные девочки никогда не капризничают. Категоричность родителей - причина, по которой ребенок начинает чувствовать себя виновным за попытку выразить чувства и эмоции . В результате, при очередной стрессовой ситуации, он остается наедине со всем, что творится внутри. Накаливаемое со временем нервное напряжение, подкрепляемое безысходностью, постепенно просачивается наружу, выражаясь в телесных неприятностях . Таким образом, очищается и освобождается душа.

Рассмотреть психосоматику в качестве причины неполадок в детском организме уместно в случае регулярного развития новых заболеваний и возвращения старых.

Психосоматические расстройства способны проявляться даже у грудничков. Более того, существует предположения, что психологические факторы неблагоприятного характера оказывают воздействие даже на находящийся в утробе матери плод!

Что может вызвать психосоматические расстройства?

Некоторые дети появляются на свет крепкими и активными. Про таких говорят не иначе как богатырь и крепыш. Случается и обратное: ребенок рождается явно вялым, лишенным сил и здоровья. Адепты нетрадиционной медицины утверждают, что к последней категории детей относятся те, которые с самого своего зарождения внутри женщины были нежеланными.

Другими словами, в первую очередь на здоровье малыша оказывает состояние матери в тот момент, когда ей становится известно о своем положении .

Психосоматические расстройства у детей
Фото: Состояние матери влияет на здоровье будущего малыша

Главная причина психосоматических нарушений у детей после рождения - пошатнувшееся эмоциональное состояние матери . Выглядящий совершенно беззащитным малыш очень чувствителен к материнскому состоянию, склонен чувствовать любые изменения в ее поведении и настроении. Ревность, беспокойство, нервозность и прочее крайне негативно воздействует на женщину и ее дитя.

Толчок к развитию психосоматических расстройств у детей старшего возраста дают следующие ситуации:

  • недостаток родительского внимания и чрезмерная их требовательность по отношению к ребенку
  • регулярные ссоры между родителями
  • сложности в период адаптации к детскому саду и школе
  • неумение наладить дружбу со сверстниками, и прочие.
  • Психосоматические расстройства у детей
    Фото: Неумение наладить дружбу со сверстниками- причина психосоматического расстройства

    На самом деле, у детей всех возрастов может быть невероятное количество трудноразрешимых с их точки зрения проблем, о которых взрослые не догадываются или попросту не спешат этого делать.

    Психосоматические заболевания у детей

    Специалистами выделены часто встречающиеся детские заболевания, имеющие связь с психосоматикой. Среди таковых:

    Согласно утверждениям специалистов, занимающихся изучением психосоматики, по атакующему ребенка недугу можно понять характер терзающей его душу проблемы. Так, если ребенок подвержен частым простудам . его настигают кашель и насморк, вполне очевидно наличие мешающей свободному дыханию проблемы. Вероятно, нарушение дыхания связано с чрезмерной опекой родителями, частой критикой с их стороны, предъявляемыми высокими требованиями.

    Дети, которые с заметной регулярностью болеют ангиной и прочими заболеваниями горла, попросту не могут высказаться. Порой ребенка может мучить чувство стыда или вины. Доказано, что частые ангины настигают детей при ссорах со сверстниками, особенно если ребенок ощущает собственную вину за произошедшее. Еще одна причина - разлука с мамой. К примеру, во время адаптации к детскому саду, когда малыш очень скучает по маме, но молчит о своих переживаниях и просто плачет.

    Кишечными расстройствами . согласно статистическим данным, чаще страдают замкнутые дети. Чувство страха перед окружающим миром и незнакомыми людьми усиливает проявления проблемы, то есть возникают запоры/поносы и боли в животе.

    Кожные неприятности возникают на нервной почве. Когда напряжение внутри ребенка, вызванное сильными негативными эмоциями, достигает своего апогея и выплескивается наружу через кожу, на теле возникают экземы. крапивница, сыпь или дерматиты.

    Специалисты в области психосоматики настаивают на принадлежности к этой области и анемии.

    Стойкий недостаток железа свидетельствует об отсутствии в жизни ребенка ярких моментов и положительных эмоций. Возможна и иная причина - неуверенность малыша в собственных силах.

    Одну из частых неприятностей в детском возрасте, энурез . тоже можно объяснить с точки зрения психосоматики. Урологическое нарушение говорит о страхе ребенка перед взрослением, нежелание принимать ответственность за свои поступки.

    Можно ли помочь ребенку?

    Основная трудность в борьбе с психосоматическими расстройствами заключается в их диагностике . Очень часто родители, наблюдая за пошатнувшимся здоровьем чада, на протяжении месяцев и даже лет не придают значения участию в процессе психологического аспекта. Ввиду этого, специалистам по психосоматике часто приходится сталкиваться с весьма запущенными случаями.

    Борьба с психосоматическими нарушениями предполагает слаженную работу самого ребенка, его родителей, педиатра и психолога . Врач-педиатр должен подобрать консервативное лечение того или иного заболевания, а психолог приступает к работе с душой ребенка, уделяя особое внимание взбунтовавшемуся органу или системе. Родители же должны прислушиваться к рекомендациям обеих сторон, поддерживать своего ребенка и создавать в семье теплую атмосферу. Взрослым непременно нужно выстроить с ребенком по-настоящему доверительные отношения!

    Профилактика

    В случае с психосоматическими расстройствами профилактике отведена ведущая роль. Гораздо проще предупредить тот или иной телесный недуг, вызванный душевными терзаниями, нежели заниматься его устранением . Не допустить развития болезней помогут следующие правила:

  • Не поощрять болезней (не стоит слишком облегчать жизнь болеющего ребенка, позволяя ему все то, что недопустимо в здоровом состоянии)
  • Соизмерять возлагаемую на малыша нагрузку и предъявляемые к нему требования
  • Предоставлять ребенку личное пространство
  • Создать спокойную атмосферу в доме
  • Симптомы болезни - психосоматические нарушения

    нарушение психосоматическое -

    Психосоматические расстройства (от греч. psyche - душа и soma - тело) - нарушения функций внутренних органов и систем, возникновение и развитие которых в наибольшей степени связано с нервно-психическими факторами, переживанием острой или хронической психологической травмы, специфическими особенностями эмоционального реагирования личности.

    В международной классификации болезней DSM – 1V, психосоматические расстройства отнесены к категории психологических факторов, влияющих на соматическое состояние. Конечно, психологический фактор наряду с биологическим или социальным играет существенную роль в происхождении и течении любой патологии, однако при психосоматических расстройствах это влияние явно выражено, как в этиологии, так и в патогенезе заболевания.

    Различные теоретические и научно-практические подходы к классификации психосоматических расстройств создают путаницу и способствуют ошибкам в их диагностике в общетерапевтической практике. Некоторые исследователи достаточно широко раздвигают рамки «психосоматических расстройств», включая в них симптоматические психозы и все психические реакции, связанные с соматическим страданием. Так, А. Б. Смулевич выделяет четыре группы психосоматических расстройств:

    1. Психосоматические заболевания в традиционном их понимании. Это соматическая патология, манифестация или экзацербация которой связанна с лабильностью организма по отношению к воздействию психотравмирующих социально-стрессовых факторов. Проявления соматической патологии при психосоматических заболеваниях не только психогенно провоцируются, но усиливаются расстройствами соматопсихической сферы - феноменами соматической тревоги с витальным страхом, алгическими, вегетативными и конверсионными нарушениями. Этим понятием объединяются ИБС, эссенциальная гипертония, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, псориаз, некоторые эндокринные и аллергические заболевания.

    2. Соматоформные расстройства и соматизированные психические реакции . формирующиеся при невротических или конституциональных патологиях (неврозы, невропатии). Органные неврозы - это психогенные заболевания, структура которых отличается функциональными расстройствами внутренних органов (систем) при возможном участии пограничной и субклинической соматической патологии. Сюда относятся кардионевроз (синдром Да Косты), синдром гипервентиляции, синдром раздражённой толстой кишки и др.

    3. Нозогении - психогенные реакции, возникающие в связи с соматическим заболеванием (последнее выступает в качестве психотравмирующего события) и относящиеся к группе реактивных состояний. Эти расстройства связаны с субъективно тяжёлыми проявлениями соматического страдания, представлениями больных об опасности диагноза, ограничениями, налагаемыми болезнью на бытовую и профессиональную деятельность. Клинически эти психогенные реакции могут проявляться невротическими, аффективными, патохарактерологическими и даже бредовыми расстройствами. Возможность манифестации нозогений и их психопатологические особенности во многом определяются клиническими проявлениями соматической патологии (ИБС, артериальная гипертония, злокачественные образования, оперативные вмешательства и др.).

    4. Соматогении (реакции экзогенного типа или симптоматические психозы). Эти расстройства относятся к категории экзогенных психических нарушений и возникают вследствие воздействия на психическую сферу массивной соматической вредности (инфекции, интоксикации, неинфекционные соматические заболевания, СПИДа и др.) или являются осложнениями некоторых методов лечения (например, депрессия и мнестические расстройства после операции аортокоронарного шунтирования, аффективные и астенические состояния у больных, получающих гемодиализ и др.). В числе их клинических проявлений находится широкий спектр синдромов - от астенических и депрессивных состояний до галлюцинаторно-бредового и психоорганического синдромов.

    О психосоматических состояниях можно думать при:
    - неопределенные часто меняющиеся диффузные боли без четкой локализации (головная боль, боли в животе, нарушения сна, смена запоров периодами кашицеобразного стула).
    - временная или ситуационная привязанность болей: рвота перед посещением школы, боли в животе перед контрольной, кардиалгии тупые неопределенные в душном помещении. Часто сам пациент или его родители не может дать сведений по причинам болей, избегая этого по подсознательным мотивам.
    - авторитарная мать не предоставляет ребенку самостоятельных решений, уделяет чрезмерное внимание его интеллектуальному развитию, не предоставляет возможности самостоятельных решений, отсутсвует критика к способностям ребенка, его возможностям. Мать часто обращается к врачам по поводу здоровья ребенка, не доверяя одним, идет перепроверять заключение к другим.
    - дети с высокими требованиями к ним родителей, с высокой ответственностью, внутренней тревожностью. Особенно высока депривация ребенка, если с раннего детства отсутствует ласка, забота и теплота. Психическая депривация наблюдается в неполных семьях, в семьях конфликтных, с алкоголизмом одного или обоих родителей, где ребенок нередко подвергается жестокому обращению. Мы отмечаем депривацию и в обеспеченных семьях, когда у ребенка много дорогих игрушек, он хорошо питается, но заботы о его воспитании и развитии целиком переложены на бабушек, нянь, гувернанток. Например, в нашей практике, подростка, при наличии матери и отца в семье, приводила на прием секретарша. При встречах с такими родителями хорошо видно, что они заняты самолюбованием, стремятся произвести впечатление на врача, мамы кокетливы, папы хотят выглядеть мужественными и заботливыми. Родители охотней говорят не о ребенке, а о своих проблемах, часто жалуются на загруженность, с трудом находят время на встречу, многократно ее перекладывая, затем длительно и не сразу обследуют ребенка. Из всего этого вытекает одно: ребенок таким людям не нужен.
    - воспитание по типу гипоопеки, безнадзорности. Ребенок предоставлен самому себе, что приводит к школьной неуспеваемости, как следствие - к дезадаптации и развитию психогенных, в том числе и психосоматических, заболеваний.
    - психосоматические нарушения чаще развиваются у детей при конфликтах в детском саду или школе, при нарушениях речи (заикание, логопедические проблемы).
    - психосоматические нарушения легче вырабатываются у детей с генерализованной дисплазией соединителной ткани, с нейро-кутанными синдромами из-за особенностей серотонинового и катехоламинового обмена, осознания необычности своей внешности, необходимости периодического посещения врачей и т.п.
    - психосоматические нарушения нередко формируются у детей, перенесших постгипоксическую энцефалопатию.
    - улучшение состояния ребенка при суггестивной терапии, применении плацебо.

    При каких заболеваниях возникает нарушение психосоматическое:

    В происхождении классических психосоматических заболеваний, к которым, как правило, относят: язвенную болезнь двенадцатиперстной кишки, бронхиальную астму, гипертоническую болезнь, нейродермит, неспецифический полиартрит, тиреотоксикоз и язвенный колит, определяющую этиологическую роль играет неблагоприятный психологический фактор. Он также обостряет течение заболевания, приводит к рецидивам и существенно окрашивает клиническую симптоматику болезни. Однако, объективные методы исследования выявляют органическое повреждение тканей различных органов, как правило, обусловленное продолжительным нарушением функции этих органов.

    К каким врачам обращаться, если возникает нарушение психосоматическое:

    Вы заметили психосоматическое нарушение? Вы хотите узнать более детальную информацию или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Euro lab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь. Вы также можете вызвать врача на дом . Клиника Euro lab открыта для Вас круглосуточно.

    Как обратиться в клинику:
    Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

    Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

    У Вас нарушилось психосоматическое состояние? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни . Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача . чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

    Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации. возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой . Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию на форуме. Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Euro lab . чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

    Другие виды нарушений на букву "п":

    Карта симптомов предназначена исключительно для образовательных целей. Не занимайтесь самолечением по всем вопросам, касающимся определения заболевания и способов его лечения, обращайтесь к врачу. EUROLAB не несет ответственности за последствия, вызванные использованием размещенной на портале информации.

    Если Вас интересуют еще какие-нибудь симптомы болезней и виды нарушений или у Вас есть какие-либо другие вопросы и предложения – напишите нам. мы обязательно постараемся Вам помочь.

    Актуальные темы

    Это всё от нервов, или психосоматические расстройства у детей

    21 сентября 2014 0 5595

    Современные родители всё чаще сталкиваются с ситуацией, когда та или иная болезнь ребенка — простуды, кишечные расстройства, аллергии и так далее – возвращаются к нему снова и снова, что бы они ни делали, чем бы ни лечили. И вот уже задействованы все ресурсы, найдены лучшие врачи, а облегчение не наступает.

    Психосоматические расстройства у детей

    В этом случае психологи советуют обратить внимание не столько на физиологическое состояние ребенка, сколько на его психику. Сегодня широкое развитие получила наука под названием психосоматика, которая утверждает наличие связи между психологическим состоянием человека и его здоровьем.

    Что такое психосоматика

    Ни для кого теперь уже не секрет, что психологическое состояние сказывается на нашем физическом состоянии. Эта взаимосвязь и называется психосоматикой (слово состоит из двух греческих корней: психэ – душа, и сома — тело).

    Но почему-то многие даже не задумываются о том, что дети точно так же подвержены психосоматическим воздействиям, как и взрослые. Ошибочно считать, что раз детские проблемы нам кажутся несерьезными, значит, и малышами они переживаются также легко. На самом деле, малыши относятся к своим неурядицам ничуть не менее остро, чем взрослые люди.

    При этом маленькому человечку гораздо сложнее высказать наболевшее. Особенно если взрослые запрещают полноценно выражать свои мысли и чувства: «Ты же мальчик, разве мальчики плачут? Ты же воспитанная девочка, хорошие девочки так не кричат».

    Чем более категорично высказывание родителей, тем больше ребенок чувствует себя виноватым, причем не только за то, как он выражал чувства, но и за сами эмоции. В итоге в стрессовых ситуациях ребенок остается один на один со своими проблемами, и вымещает их из области психологии в область физиологии.

    В этом случае и возникают психосоматические расстройства у детей. Часто бывает очень сложно заподозрить психологическую основу реальной болезни. Но если болезнь возвращается вновь и вновь без видимой на то причины, имеет смысл рассмотреть психосоматику, как возможное объяснение.

    Согласно последним исследованиям, психосоматические расстройства могут возникать даже у новорожденных детей. А некоторые медики высказывают предположение, что и в перинатальном периоде психологические факторы могут влиять на состояние плода.

    Давно замечено, что нежеланные дети часто бывают излишне болезненными, ослабленными. Часто у них встречаются и заболевания, которые сложно бывает вылечить в рамках традиционной медицины. Что и позволяет предположить наличие психосоматики.

    Вообще, для плода и детей в первые месяцы жизни эмоциональное состояние матери имеет огромнейшее значение. Уже давно никто и не пытается отрицать, что между матерью и ее ребенком существует тесня связь. Ребенок чувствует малейшие изменения в состоянии матери. Поэтому стрессы, недовольство, ревность, беспокойства могут повлиять негативно не только на женщину, но и на ее малыша.

    Психосоматические расстройства у детей

    Какие проблемы могут спровоцировать развитие психосоматических расстройств у ребенка в более старшем возрасте? Увы, их тоже немало. Недостаток внимания мамы, адаптация к садику или школе, постоянные ссоры дома, развод родителей, даже излишняя забота со стороны взрослых.

    Например, когда родители ребенка постоянно ссорятся или даже готовятся к разводу, ребенок может заболеть для того, чтобы родители хотя бы ненадолго объединились для ухода за ним. Сложности адаптационного периода в детском саду также известны многим, и на частые болезни в это время родители просто не обращают внимание. Но если в те редкие моменты, когда малыш всё же ходит в садик, он возвращается оттуда грустный, а утром остается в саду с криками и плачем, возможно, стоит задуматься о поиске психологической подоплеки у частых простуд.

    Нередко заболеть стремятся дети излишне требовательных родителей . Ведь во время болезни режим ребенка смягчается, а, нагрузки значительно снижаются. Для маленького человечка болезнь – единственная возможность отдохнуть.

    У детей может быть огромное количество очень серьезных и, порой, трудноразрешимых проблем, о которых мы, взрослые, можем вовсе ничего не знать. А ребенок страдает, не всегда даже сам не зная, отчего ему так плохо, и что ему нужно. И уж тем более не в состоянии сам что-то изменить. Нервное напряжение накапливается и со временем начинает выходить наружу через самые разные болезни и проблемы тела, освобождая таким образом душу.

    Как понять, в чем причина?

    Врачи выделяют несколько групп заболеваний, которые чаще других бывают связаны с психосоматикой. К ним относятся простудные заболевания, ангины и бронхиты, аллергии, экземы и дерматиты, кишечные расстройства, даже диабет первого типа и онкология.

    Причём, согласно наблюдениям опытных психологов, часто работающих с детьми, страдающими психосоматическими расстройствами, по тому, какое именно заболевание мучает вашего малыша, можно предположить и характер мучающей его проблемой.

    Так, если ваш ребенок постоянно простужен . его мучает кашель или насморк, другие расстройства, связанные с затрудненным дыханием, вам предстоит найти, что именно «мешает дышать» вашему ребенку. Это может быть и чрезмерная опека взрослых и резкая критика в адрес любых его действий, и завышенные (не по возрасту или не по темпераменту) требования.

    Все эти действия как бы заключают ребенка в кокон, мешая полноценно жить. Заставляют постоянно оглядываться: не обманет ли он ожидания родителей своим поступком, не расстроит ли их, не вызовет ли новый поток упреков, обвинений и критики.

    Психосоматические расстройства у детей

    Частые ангины, потеря голоса могут свидетельствовать о том, что ребенок хочет сказать что-то, но не решается этого сделать. Его может мучить чувство вины и стыда. Часто эти чувства надуманны, являются следствием попыток родителей убедить ребенка, что то или иное действие является недостойным, стыдным.

    Возможно, у ребенка возник конфликт с кем-то из детей или воспитателей в садике, и он считает, что сам виноват в этом? Или он очень скучает по маме, но ведь ей надо работать, и он боится ее беспокоить.

    Анемия также считается психосоматическим расстройством у ребенка и может свидетельствовать о том, что в его жизни слишком мало ярких, радостных моментов. А может быть, ребенок просто сомневается в своих силах? И то и другое, по мнению специалистов, может вызвать стойкий недостаток железа.

    Стеснительные, замкнутые нервные дети чаще других страдают кишечными расстройствами . Кроме того, запор, боль в животе могут быть свидетельством острого чувства страха.

    Чаще других на нервной почве возникают проблемы с кожей . аллергическая сыпь, экземы, дерматиты, крапивницы. К сожалению, определить причину подобных расстройств бывает очень сложно, такую реакцию вызывают самые разные трудности у детей. Проблемы и напряжение уже распирает ребенка, выплескиваясь на его кожу красными и зудящими пятнами, но какая это именно проблема? Вам придется проявить максимум внимания и тактичности к своему ребенку, чтобы разобраться и помочь ему.

    Лечение психосоматических заболеваний

    Самые большие трудности с лечением психосоматических расстройств у детей заключаются в их диагностике. Порой родители месяцами и даже годами не задумываются о том, что причина соматических проблем их чада кроется в напряженном состоянии психики.

    Поэтому врачам, как правило, приходится иметь дело с крайне запущенным состоянием психологических проблем у маленького пациента. Естественно, что в этом случае лечение будет сильно осложнено.

    В Европейской медицине уже некоторое время существует практика направлять детей с повторяющимися заболеваниями или частыми рецидивами хронических заболеваний на консультацию психолога. Это позволяет вовремя выявить зарождающиеся проблемы и решить их. К сожалению, в нашей стране такая практика пока не прижилась, и вся надежда в этом направлении только на внимательное отношение родителей к своему ребенку.

    Но мало заподозрить у своего ребенка проблемы психосоматики. Очень важно убедиться, что действительно существует взаимосвязь между психическим и физическим здоровьем ребенка, а также точно определить проблему, с которой предстоит работать.

    После этого можно приступать к лечению психосоматических расстройств у ребенка. Такие болезни требуют к себе комплексного подхода. Врач, психолог и родители должна стать одной командой. Педиатр подбирает консервативный метод лечения, психолог работает с выявленной проблемой, а родители во всем их поддерживают, тщательно выполняют рекомендации и стараются сохранить дома теплую, дружескую атмосферу.

    Психосоматические расстройства у детей

    Если проблемы ребенка заключаются в затянувшемся адаптационном периоде, кому-то из родителей лучше снова посидеть дома. Это не значит, что ребенок останется с ним. По утрам его также нужно отводить в садик, но не на полный день, а на несколько часов, постепенно удлиняя эти периоды. Кроме того, если ребенок начинает плакать и капризничать, воспитатель сможет позвонить маме или папе и попросить прийти. Таким образом ребенок убедится, что родители всегда с ним, любят его и заботятся. Ему легче будет преодолеть сложившуюся ситуацию.

    Скорее всего, родителям придется сосредоточиться на построении с ребёнком более доверительных отношений. Он не должен бояться говорить с вами, делиться переживаниями, страхами и обидами. Он должен чувствовать, что вы всегда на его стороне. И даже если он неправ, рассказывать ребенку об этом необходимо в доброжелательной форме, ни в коем случае не критикуя и не осуждая его.

    Если проблема изначально лежала именно в психосоматической плоскости, совместная работа над здоровьем ребенка в конце концов даст свои результаты и малыш пойдет на поправку.

    Профилактика психосоматических заболеваний

    Для психосоматических расстройств профилактика имеет особое значение. И дело не только в том, что подобные проблемы проще предотвратить, чем вылечить. Психологическое здоровье всегда нуждается в большем внимании, ведь если вовремя не отследить проблему в этой области, она остается с человеком на всю жизнь. При этом он может об этом и не подозревать. Но комплексы, фобии и другие расстройств напрямую влияют на жизнь человека в любом возрасте.

    Огромное значение для профилактики имеет отсутствие поощрения болезни . Многие родители всячески облегчают жизнь детей во время болезни, разрешают им больше, чем обычно, покупают игрушки и снимают ограничения в сладком. Конечно же, ребенку в таких условиях значительно выгоднее болеть, чем быть здоровым, особенно если существуют и другие поводы, проблемы.

    Это не значит, что к больному ребенку не нужно проявлять внимание. Нужно, но не чрезмерное. К тому же важно стараться наполнить жизнь здорового малыша достаточным количеством радостей, в которых больной ребенок будет ограничен.

    Соизмеряйте нагрузку и требования . Не стоит ждать от ребенка только отличных оценок, иначе каждая четверка станет для него огромным стрессом. Не нужно также занимать каждую его свободную минуту какими-то занятиями и кружками. Развитие ребенка не должно происходить в ущерб его собственному свободному времени.

    Современный ритм жизни почти не оставляет нам времени на себя и наших детей. Однако крайне важно все же находить время. Пусть это будет всего лишь час или даже полчаса, но вы должно посвящать его только ребенку и его интересам.

    Помните о том, что чрезмерная опека и постоянные запреты могут быть не менее губительны, чем полное отсутствие внимания. Оставьте своему малышу личное пространство, хозяином которому будет только он.

    Какими бы сложными ни были отношения в семье, постарайтесь сделать так, чтобы ребенка это не касалось. Не ругайтесь при детях, не кричите и не устраивайте скандалов. Не говорите плохо о тех людях, которые дороги вашему малышу.

    Доброжелательная спокойная атмосфера любви и понимания в семье – лучшая профилактика любых психосоматических расстройств у детей. Да и взрослым она будет только на пользу, ведь мы так же подвержены психосоматике, как и дети.

    Рекомендуем к просмотру: Выступление эксперта

    Советуем почитать: «Взрослые» болезни детей: вульвовагинит у девочки

    Реферат - Психосоматические расстройства у детей и подростков

    Реферат: Психосоматические расстройства у детей и подростков


    Психосоматические расстройства у детей и подростков

    Тарасевич Е.В. Родцевич О. Г.

    Доценты кафедры психотерапии и медицинской психологии

    ГУО «Белорусская медицинская академия последипломного образования»

    Часто дети жалуются на боль в животе, порой отказываются от еды, становятся грустными, раздражительными. Причин для подобных жалоб может быть много. Но одна заслуживает особого внимания. Ребенок в повседневной жизни попадает в различные ситуации и, естественно, не может на них не реагировать…

    Нервно-психические реакции на происходящее порой вызывают симптомы, имитирующие различные заболевания. Подобные расстройства называют психосоматическими. Предрасположенный к ним ребенок отличается эмоциональностью. Его жалобы разнообразны: вчера болел живот, сегодня закололо сердце… Такие дети очень ранимы и легко расстраиваются по самому незначительному поводу. Они быстро утомляются, стеснительны и очень внушаемы.

    Проблема психосоматических расстройств у детей и подростков приобретает все большую и большую значимость. В настоящее время их число достигает 40-68% от числа обратившихся за помощью к педиатрам (Д.Н. Исаев, 2004). В период создания психосоматической медицины как науки, стремившейся преодолеть разрыв между специалистами по телесным и психическим расстройствам, для того, чтобы понять происхождение психосоматических расстройств, была выработана однолинейная модель болезни, где единственной причиной возникновения психосоматических заболеваний (язвы желудка, бронхиальной астмы, гипертонической болезни и др.) является переживание психотравмирующей ситуации.

    Особенности психотравмирующих ситуаций (стрессоров), способные вызвать заболевание, разнообразны. Они возникают из-за чрезмерного напряжения при той или иной ситуации, например, учебной, активности, переживания оценок или рассогласования деятельности, при воздействии физических и природных факторов. Восприимчивость к стрессорам у детей различна и зависит от их психологической значимости. При этом дети разных возрастов неодинаково относятся к таким изменениям в жизни, как отрыв от семьи, непринятие детским коллективом, конфликт с учителем, воспитателем, родителя и т.д.

    Первые работы, посвященные этой проблеме, стали появляться в 80-90-е годы. Было обнаружено, что, как у взрослых, так и у детей объяснение происхождение этих расстройств каким-либо одним фактором: особенностями развития, спецификой эмоциональных реакций, своеобразием личности, особенностями функционирования семьи не дало положительного результата. Была создана многофакторная модель болезни, которая объясняет происхождение психосоматических расстройств сочетанием социальных, психологических, биологических, в том числе, и стрессогенных факторов, перенесенных индивидом.

    Психосоматические расстройства необходимо рассматривать как психосоматический подход к любому расстройству здоровья ребенка. Этот подход включает обязательный анализ психосоциальных вредностей, участвующих в развитии заболевания, проблемы внутренней картины здоровья, конверсионных, соматогенных, соматизированных психических, ипохондрических расстройств и т. д.

    Это значит, что при таком всеобъемлющем изучении обратившегося за медицинской помощью ребенка следует квалифицировать, не как терапевтического, неврологического или психически больного, в соответствии с преобладающими расстройствами в тех или иных системах, а как страдающую личность, у которой имеется то или иное заболевание. Поэтому, врач должен уметь обеспечить не только диагностику и лечение соматического заболевания, а также выявить психологические трудности, от которых зависит успешность терапевтического вмешательства, что в настоящее время еще представляет значительные трудности.

    Понятие «психосоматические расстройства» используется для тех болезненных изменений в органах и системах ребенка, где ведущая роль в происхождении и течении, принадлежит воздействию психотравмирующего фактора (накопление отрицательных эмоций). Эти расстройства являются болезнями адаптации (цивилизации). Они нередко называются также стресс-зависимыми, что подчеркивает важную роль в их происхождении психосоциальных влияний. Патогенез «психосоматических расстройств» складывается из значительного числа факторов, каждый из которых делает ребенка уязвимым к эмоциональным стрессам, затрудняет психологическую и биологическую защиту, облегчает возникновение и утяжеляет течение соматических расстройств:

    неспецифическая наследственная и врожденная отягощенность соматическими нарушениями и дефектами

    наследственная предрасположенность к психосоматическим расстройствам

    изменения в ЦНС, приводящие к нейродинамическим сдвигам

    психическое и физическое состояние во время воздействия психотравмирующих событий

    фон неблагоприятных семейных и других социальных факторов

    особенности психотравмирующих событий и т. д.

    Многие родители, воспитатели и учителя не задумываются, что такое расстройство действительно существует, а порой забывают об этом и учителя, по их мнению, ребенок должен «просто хорошо учиться в школе и подчиняться требованиям учителей». На самом деле все гораздо сложнее. По данным Института возрастной физиологии, примерно 20% детей, поступающих в школу, имеют нарушения психического здоровья пограничного характера, а к концу первого класса их становится уже 60-70%. Ведущую роль в таком быстром ухудшении здоровья детей играет школьный стресс. «В школе часто бывало так тяжело, что хотелось одновременно плакать и кричать». Валерия, 2 класс. «Когда переходишь в старшие классы, стресса в школе не становится меньше. Просто он возникает по другим причинам». Никита, 10 класс.

    Не последнюю роль в развитии школьного стресса играет неоправданная сложность учебных программ, дополнительные внешкольные нагрузки на детей. Нельзя не отметить, что школьная учеба - это постоянные контрольные работы, опросы. И главные школьные испытания - экзамены, которые проводятся как минимум дважды: в 9-м и 11-м классах (а в некоторых школах экзамены сдаются при переводе из класса в класс). Известно, что ситуация проверки знаний является серьезным стрессогенным фактором, тем более что экзамены часто накладываются на проблемы, вызванные одним из сложнейших жизненных этапов - подростковым кризисом. Ясно, что в этот период все обыденные школьные трудности ощущаются ребенком особенно остро. Прибавим ко всему этому острую нехватку времени, сопровождающую школьную жизнь детей с первого до последнего года учебы, особенно при подготовке к экзамену, и станет очевидным, что эти факторы является главными причинами школьного стресса, который может закончиться неврозом, депрессией.

    Внешне адаптация детей в школе проходит по-разному: кто-то уходит в себя, кто-то чересчур активно включается в школьную жизнь, а кому-то нужна помощь психолога, психотерапевта. Детская психика тонкая и ранимая, а нагрузки нашим любимым детям зачастую приходится испытывать больше, чем взрослым. За делами мы иногда не сразу замечаем, что ребенку плохо, он испытывает сильное нервное напряжение, тревогу, страхи, у него нарушился сон, появляются на фоне полного благополучия понос и запор, которому может предшествовать внезапный испуг. Иногда неустойчивый стул преследует ребенка, который испытывает чрезмерные нагрузки. С утра стул бывает оформленным, а в течение дня становится более разжиженным.

    ^ Рвота и тошнота.

    Порой к такому результату может привести запах или одно упоминание о продукте, которого малыш не переносит. На тошноту часто жалуется ребенок, не желающий идти в детский сад, школу.

    Психологи заметили, что некоторые дети прибегают к подобной уловке, когда хотят привлечь к себе внимание. Порой повторяющиеся жалобы на боли в животе заставляют родителей показать ребенка гастроэнтерологу. В пользу того, что такие боли не связаны с заболеванием желудочно-кишечного тракта, говорят факты:

    эпизоды жалоб кратковременные, а перерывы между ними бывают от 2-3 недель до нескольких месяцев

    боль не связана с приемом пищи (часто при заболевании желудка и кишечника она появляется до еды или вскоре после нее)

    ощущение боли часто совпадает с переживаниями или неприятными ситуациями

    боли не возникают ночью.

    Как определить, что вашему ребенку нужна помощь специалиста?

    Заключение о том, что у ребенка действительно психосоматическое расстройство, можно сделать лишь после тщательного обследования. Так, ребенку, который жалуется на выраженные боли в животе, врач может дать направление на анализы, УЗИ и гастроскопию, чтобы исключить заболевания пищеварительной системы. Ведь жалобы в том и другом случае похожи, а лечебная терапия различается. Есть ситуации, где медлить с оказанием ребенку помощи нельзя, если речь идет о хирургическом заболевании, симптомы которого схожи с психосоматическими расстройствами. Важно понимать и то, что психосоматическое расстройство – это не способ симуляции, а заболевание, требующее лечения.

    В лечении психосоматических расстройств у детей и подростков должна использоваться комплексная (патогенетическая и симптоматическая) терапия. Сочетание медикаментозной терапии и различных видов психотерапии дают оптимальный эффект. Внимание не только необходимо направлять на соматические и нервно-психические системы, но и корригировать действие социально-психологических факторов, а также психосоматическую ситуацию, возникшую у ребенка в ответ на заболевание. С целью создания в семье благоприятных условий для воспитания детей родители должны быть обеспечены психологической поддержкой. С помощью бесед, консультаций и лекций следует воспитывать у родителей умение создавать доверительные, ободряющие и эмоционально теплые отношения с детьми, столь нужные для предупреждения психосоматических расстройств и нервно-психических заболеваний.

    Ребенок должен чувствовать поддержку родителей, врачей и стремление ему помочь. Всегда поддерживайте его, старайтесь подходить к проблеме конструктивно – и она будет решена.

    Антропов Ю.Ф. Шевченко Ю.С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. - СПб. Речь, 2002

    Семейная психотерапия (метод психотерапии материнской любовью). –М. ДеЛи принт. 2005

    Исаев Д.Н. психосоматическая медицина детского возраста. – СПб. Специальная литература, 1996.

    Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. – СПб. Речь, 2004

    Кулаков С.А. Основы психосоматики. –СПб. Речь, 2003г.

    Аммон Г. Психосоматическая терапия. – СПб. Речь, 2000

    Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком.Как? – М. «ЧеРо», 2003

    Винникот Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя. – Екатеринбург: Изд-во «Литур», 2004

    Винникот Д.В. Маленькие матери и их дети. Пер. с анг. Н.М.Падалко, - М. Независимая фирма «Класс», 1998

    Винникот Д.В. Разговор с родителями. Пер. с анг. М.Н.Почукаевой, В.В.Тимофеева.-М. Независимая фирма «Класс», 1994

    Александер Франц психосоматичекая медицина. –М. ГЕРРУС, 2000

    Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга, -М. 1993

    Белопольская Н.Л.Довольна ли мама? Развивающая игра для детей и родителей. -М. «Когито-центр», 2005

    Кутявина Н.Л, Гаврина С.Е. Щербинина С.В. Топоркова И.Г. «Учимся понимать друг друга». ООО «Библиотека Ильи Резника»

    Кутявина Н.Л, Гаврина С.Е. Щербинина С.В. Топоркова И.Г. «Мое настроение». ООО «Библиотека Ильи Резника», 2000

    Белопольская Н.Л. Азбука настроений. - М. «Когито-центр», 2003

    Янина Амос Мои чувства. Больница.-М. МАК Медиа, 2000

    Янина Амос Мои чувства. Переезд.-М. МАК Медиа, 2000

    Янина Амос Мои чувства. Развод.-М. МАК Медиа, 2000

    Крейри Элизабет «Я расстраиваюсь»

    Крейри Элизабет «Я злюсь»

    Крейри Элизабет «Я боюсь»

    Портер Э. Полианна/Пер. с анг. А.Иванова и А. Устиновой. –М. Глобулус, Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.

    Кискер К.П. Фрайбергер Г. Розе Г.К. Вульв Ф. Психиатрия, психосоматика, психотерапия. / Пер. с нем. Сапожниковой И.Я. Гушанского Э.Л.- М. Алетейа, 1999

    Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений.-М. АРКТИ, 2001

    Маленькая кошечка, как твои дела? Серия «Играй и учись». Русский текст Нины Пикулевой, Изд-во «Аркаим», 2004.

    Еще работы по разное

    Реферат по разное

    Старшеклассники школы №76 получили информацию о рынке труда в Архангельской области

    Больше информации по теме: http://www.ronl.ru

    Источники:
    lechenierebenka.ru, www.eurolab.ua, mama66.ru, mymylife.ru

    Следующие статьи



    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения