Главная » Отклонения в развитии

Оценка нервно психического развития детей

Нервно-психическое развитие детей

По мере взросления у ребенка появляются внешние и внутренние изменения, связанные с процессами роста, физическим и эмоциональным развитием. Нервно-психическое развитие детей – это одно из внутренних изменений, связанных с формированием процессов нервной деятельности малыша.

Оценка нервно психического развития детей

В процессе анализа и оценки умственного и психического развития ребенка необходимо учитывать ряд фактов и моментов, связанных с биологическими и индивидуальными особенностями.

Психическое развитие детей раннего возраста

Младенец, только принесенный из роддома, большую часть времени находится в состоянии сна или дремоты, иногда даже не просыпаясь в необходимое для кормления время. Если переместить новорожденного, положив его на бок, он рефлекторно принимает позу эмбриона, сжимая ножки и ручки и подтягивая их к животу. Психическое развитие ребенка в возрасте нескольких месяцев со дня рождения – это такие вызванные врожденные рефлексы, как сосательный, ротовой, поисковый, спинальный. Со временем развиваются хватательный рефлекс, рефлекс ползания и опоры.

Специфика психического развития заключена в наблюдении за тем, как постепенно формируются навыки у малыша. Например, на первых неделях жизни возникает рефлекс подготовки к кормлению и вырабатывается условный рефлекс поворота головы, если к кроватке подходит кто-то из взрослых.

Оценка нервно-психического развития в возрасте 3-х месяцев складывается из наблюдений за тем, насколько малыш активен, какой промежуток времени между кормлением он находится в состоянии бодрствования. В этот период кроху уже начинает узнавать близких, гулит, улыбается. При этом увеличивается количество целенаправленных движений – он устойчиво держит головку, тянется ручками к интересующему его предмету. В положении лежа на животе появляется рефлекс Ландау – малыш приподнимает голову, опираясь на руки выравнивает верхнюю часть тельца.

Нервно-психическое развитие детей до года обусловлено быстрым развитием и ростом. В шесть месяцев кроха уже достаточно осмысленно наблюдает за передвижением взрослых, эмоционален и подвижен. Период бодрствования увеличивается до 8-10 часов, при этом сон днем сокращается до 2- раз.

При этом у психически здорового малыша продолжают активно формироваться сложные поведенческие рефлексы.

Дети в возрасте полугода ворочаются в кроватке, переворачиваясь с боку на бок. Приобретенный в раннем возрасте рефлекс Ландау принимает другую форму – лежа на животе, малыш может уже не только держать голову, но и сгибать и разгибать ножки.

Одной из особенностей психического развития у детей раннего возраста, становятся потребность в общении. Со временем, малыш начинает понимать речь взрослого человека, различает тембр мамы и папы, с удовольствием тянет навстречу вашим рукам свои ручки, требуя, чтобы на него обратили внимание.

В возрасте до года, малыш начинает познавать мир, с удовольствием вслушивается в сказанные вами слова, начинает подражать им, агукая и гуля. Общение играет важную роль в психическом развитии детей до года. К году малыш должен уже понимать вашу речь, говорить некоторые несложные фразы, свободно стоять на ногах, уверенно ползать.

Задержка психического развития у детей

Если у вашего малыша замечено замедление темпов роста некоторых функциональных особенностей, соответствующих его возрасту – мышления, памяти, внимания или координации, у него однозначно отмечается кризис в психическом развитии. В раннем возрасте это может быть выявлено в процессе тестирования малыша у врача-психотерапевта, однако и дома вы можете сами определить, развивается ли ребенок.

Очень часто особенности психического развития детей, связанные с задержками, путают с умственной отсталостью, поэтому заметив хоть некоторые симптомы заболевания, поспешите на прием к специалисту. Обратите внимание на ряд случаев, которые могут свидетельствовать о возникновении недуга:

  • Нерешительность и скрытность
  • Излишняя замкнутость и нелюдимость
  • Отставание от сверстников в совершении каких-то элементарных действий, связанных с моторикой или мышлением
  • Агрессивность по отношению к сверстникам или членам семьи
  • Позднее физическое развитие – поздно начинает держать голову, делать первые шаги, говорить
  • Нарушения в эмоциональной и волевой сфере. Ребенок не умеет держать себя в руках, нервничает, капризничает.
  • В каждом индивидуальном случае определить насколько правильны или нет ваши сомнения относительно задержки психического развития у ребенка, сможет только врач.

    Оценка нервно психического развития детей

    Основные закономерности психического развития ребенка

    Для того чтобы обеспечить должную профилактику развития и не допустить задержки психического развития необходимо соблюдать несколько правил:

    1. Обязательное посещение врача в соответствии с графиком. Дети с задержкой психического развития идут по индивидуальному графику, с обязательным посещением невролога.
    2. Должны быть опробованы и использованы все методы и способы развития интеллектуальных особенностей ребенка, особое внимание уделено роли игры в психическом развитии ребенка
    3. Обязательное наблюдение за детьми, имеющими факторы риска. Для этого врач невролог прописывает схему, разъясняющую этиологию нервных нарушений
    4. При каждом выявленном нарушении или отклонении в психическом развитии детей дошкольного возраста обязательным является полное выполнение мероприятий, коррекционных мер и назначений специалиста.

    Анализ нервно психического развития детей путем оценки. Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста такими являются способности малыша адаптироваться в коллективе, устанавливать со сверстниками дружеские отношения. В младших классах ребенок должен выполнять простейшие учебные требования, проявлять самостоятельность в решении школьных задач.

    Стратегия исследования психического развития ребенка должна быть выработана у каждого родителя. Если вы не владеете информацией о том, как должен развиваться ребенок эмоционально, соответственно своего возраста, проконсультируйтесь у специалиста.

    Доктор Комаровский: оценка психического развития ребёнка

    Оценка психомоторного развития ребенка. Нервно-психическое развитие на 1-м году жизни

    Уровни и методы оценки психомоторного развития

    Для оценки психомоторного развития выделяют 2 уровня - психический и моторный. В психическом развитии учитываются развитие речи и социальная адаптация. В моторном развитии выделяются общая моторная деятельность и ручная умелость. Психомоторное развитие учитывается при состоянии здоровья ребенка до 6 лет жизни в следующие возрастные интервалы:

    1) до 1 года - 1 раз в месяц

    2) до 3 лет - 1 раз в 3 месяца

    3) с 3 до 6 лет - 1 раз в 6 месяцев.

    После проведенного обследования ребенка указывается соответствие психомоторного развития возрасту или задержка, опережение. Обычно уточняется, по каким подуровням и на сколько возрастных интервалов имеется задержка или опережение психомоторного развития. Степень психомоторного развития позволяет определить наблюдение за зрительными, слуховыми реакциями ребенка. Оценку психомоторного развития проводят эмпирическим методом, табличным, центильным. При оценке эмпирическим методом психомоторного развития учитываются основные показания нервно-психического развития.

    Показатели нервно-психического развития на 1-м году жизни

    В 1 месяц ребенок кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним, вздрагивает при резком звуке и мигает появляется первая улыбка держит голову лежа на животе.

    В 2 месяца следит взглядом за движущимся предметом. Ищет источник звука поворотом головы. Хорошо держит голову в вертикальном положении. Улыбается в ответ на речь взрослого.

    3 месяца. Угасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба, фиксирует взгляд на неподвижном предмете, находясь в любом положении, отчетливое слуховое сосредоточение, отмечается опора на предплечье лежа на животе, опора на полусогнутые ноги. Первые направленные движения рук к игрушке, отводит руки от плеча, случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью.

    4 месяца. Исчезают рефлексы новорожденного, кроме рефлексов Керинга и Моро. Исчезает физиологический гипертонус с верхних конечностей узнает мать, поворачивает голову на звук, громко смеется, поворачивается со спины на живот, рассматривает руку, захватывает, ощупывает игрушку, поддерживает рукой бутылочку или грудь матери при кормлении.

    5 месяцев. Исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного. Отличает чужих от близких, различает тон, с которым к нему обращаются. Поворачивается со спины на живот, стоит с поддержкой, не подгибая ног, берет игрушку из рук взрослого, тянет ее в рот. Продолжительно гулит адекватная реакция оживления или страха различает близких и чужих, ласковый и строгий тон.

    6 месяцев. Поворачивается с живота на спину. Подползает к игрушке, садится, перекладывает игрушку в руках. Появляются элементы лепета ест с ложки. Начинает формироваться внимание.

    7 месяцев. Хорошо ползает и сидит. Постукивает игрушкой об игрушку, перекладывает игрушки из одной руки в другую. На вопрос где? находит предмет, пьет из чашки, которую держит взрослый. Подолгу лепечет, реакция страха сменяется интересом при обращении взрослого.

    8 месяцев. Самостоятельно садится, сидит, самостоятельно встает у опоры и ходит, держась за нее. Игрушками занимается долго, громко повторно произносит различные слоги. По просьбе родителей произносит различные слоги. По просьбе взрослых делает ладушки, до свидания. Сам держит печенье, корочку хлеба, сухарики, яблоко. Общается с помощью жестов. Узнает близких по фотографии.

    9 месяцев. Ходит при поддержке за обе руки. Действует с предметами по-разному, подражает слышимым слогам, по просьбе взрослых делает определенные действия. Знает свое имя, умеет пить из чашки, спокойно относится к высаживанию на горшок, общается с помощью жестов.

    10 месяцев. Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее. Открывает, закрывает коробку, матрешку, вкладывает один предмет в другой. Подражает разным слогам взрослого. Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого, пьет из чашки. Показывает части лица другого человека. Произносит первые односложные слова ма-ма, па-па, ба-ба. Любит играть с другими детьми.

    11 месяцев. Стоит самостоятельно, без опоры, ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидок. Делает несколько шагов без опоры. Понимает первые обобщения - куклы, машины, кубики, мячики. Показывает части своего тела. Увеличивается запас лепетных слов, упрощенных слов. Реакция торможения при слове нельзя.

    12 месяцев. Самостоятельно ходит без поддержки, выполняет простые поручения. По назначению использует расческу. Произносит 8- 10 слов, сам берет чашку и пьет. Подбирает предметы по формам.

    1 год 3 месяца. Играя, различает два разных по величине предмета. Ходит долго, меняет положение - может приседать, наклоняться. Умеет воспроизводить в игре разученные действия (кормит куклу, собирает пирамиды). Быстро расширяет запас понимаемых слов, произносит отдельные слова, самостоятельно ест ложкой густую пищу.

    1 год 6 месяцев. Из предметов разной формы подбирает предметы такой же величины, уверенно перешагивает через препятствия. Умеет воспроизводить часто наблюдаемые действия. В момент удивления, радости или сильной заинтересованности называет предмет. Находит по слову среди нескольких предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

    1 год 9 месяцев. Играя, различает три разных по величине предмета. Умеет ходить по поверхности шириной 15- 20 см и на высоте 15- 20 см над полом. Выполняет несложные постройки из кубиков: домик, ворота, скамья. Понимает несложный рассказ, отвечает на вопросы, обозначает действиями, пользуется двухсложными выражениями, частично одевается с небольшой помощью, надевает шапку, колготки.[NEXT_PAGE]

    2 года. Находит предмет по цвету, преодолевает препятствия, чередуя шаг. В игре воспроизводит ряд логически связанных действий. Пользуется двух- и трехсложными предложениями. Понимает рассказы взрослых о событиях прошлого. Частично самостоятельно одевается.

    2 года 6 месяцев. Подбирает по образцу предметы различных цветов и геометрических форм. Приставным шагом перешагивает через несколько препятствий. В речи использует сложные предложения с придаточными. Выполняет простые сюжетные построения, сам называет их. Начинает пользоваться карандашом. Полностью сам одевается, с помощью взрослого застегивает пуговицы, завязывает шнурки, по необходимости пользуется носовым платком.

    3 года. Называет 4 основных цвета. Переступает через препятствия высотой в 10- 15 см. В речи использует сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Часто задает вопросы почему?, когда?, зачем?. Проявляются элементы ролевой игры - дочки-матери, воспитательница и др. В игре используются сюжетные постройки. Рисунки карандашом отражают предметы, при лепке создаются простые фигуры из пластилина. Полностью сам одевается, пользуется салфеткой и носовым платком.

    4 года. Двигательные умения: свободные, координированные движения рук, бросает мяч двумя руками, ловит его, не прижимая к груди, прыгает с высоты и в длину на 15- 20 см, по сигналу сдерживает движения, любит лазать, заводит ключом механическую игрушку, умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии. Сенсорное развитие: знает 6 основных цветов, подбирает предметы по цвету и оттенку, знает и подбирает круг, квадрат, треугольник, умеет сопоставить по длине, ширине, высоте, правильно ориентируется в пространстве, узнает на ощупь предметы. Умственное развитие: считает до 5, знает время года, время суток. Задает вопросы что?, зачем?, почему?, слушает и пересказывает, выделяет существенное звено в сказке, называет сюжет картин, речь фразовая, грамматически оформленная. Игровая деятельность. Появляются сюжетно-ролевые игры с другими детьми, продолжительность игры до 40 мин, появляются любимые игры, любит играть со строительным материалом. Занимается конструированием, обыгрывает постройку - гараж, дом. Поведение. Внимательно слушает взрослых, называет взрослых по имени, отчеству. Соблюдает правила поведения в обществе, сформированы основные гигиенические навыки: опрятность, умывание, мытье рук после туалета. Навыки: самостоятельно одевается, кушает, правильно держит ложку, умеет пользоваться вилкой, самостоятельно умывается.

    5 лет. Двигательные умения: сформирована правильная осанка, хорошо координированы движения рук и ног при ходьбе, умеет ходить и бегать по кругу, без боязни прыгает с высоты, может ходить по бруску высотой 30 см и шириной 20 см. Подбрасывает мяч, ловит его, четко координирует движения пальцев при конструировании, хорошо рисует горизонтальные и вертикальные линии.

    Сенсорное развитие. Знает 8 цветов, при рисовании использует не только цвета, но и их оттенки, может расставлять предметы в возрастающем и убывающем порядке, ориентируется в частях собственного тела.

    Умственное развитие. Считает до 5, формирует обобщенные понятия типа мебель, фрукты и т. д. Речь фразовая с хорошим произношением.

    Нервная деятельность. Есть любимые игры, в игре отражается окружающий мир.

    Поведение. Выполняет правила поведения. Навыки: все умеет делать самостоятельно.

    6 лет. Моторное развитие. Движения приобретают легкость и изящество, увлеченно прыгает с разбега в высоту и длину, ловит мяч одной рукой, может ходить по бруску высотой 30 см и шириной 20 см, умеет обращаться с мячом, ловит его, ударяет о землю, четко координирует движения пальцев при конструировании, хорошо рисует карандашом и красками, вырезает ножницами простые формы.

    Сенсорное развитие. Может исследовать предметы зрительно и осязательно, может назвать ромб и овал, называет оттенки цветов - голубой, розовый, фиолетовый, серый.

    Умственное развитие. Считает до 10, складывает единицы, имеет понятие о делении на равные части, называет по порядку дни недели, времена года называет составляющие обобщенных понятий, делает последовательные заключения по 2- 3 картинкам. Речь с правильным построением предложений. Игровая деятельность: есть любимые игры и роли.

    Поведение: следит за тем, чтобы другие дети выполняли правила поведения.

    Навыки: все умеет делать. Самостоятельно поддерживает чистоту в доме, свободно пользуется ножницами.

    7 лет. Двигательные умения: быстро перестраивается во время движения, держит равнение в колонне, шеренге, круге. Может выполнять движения в указанном темпе. Может кататься на лыжах, коньках, самокате, 3-колесном велосипеде. Может плавать, играть в бадминтон, теннис, хорошо работает с разными материалами - бумагой, картоном, тканью. Вдевает нитку в иголку, пришивает пуговицы, может пользоваться пилой и молотком.

    Сенсорное развитие: правильно называет простые и сложные геометрические формы, правильно указывает на основные различия геометрических форм. При рисовании использует не только цвета, но и их оттенки.

    Умственное развитие. Владеет прямым и обратным счетом до 10, решает простейшие задачи на сложение и вычитание, дифференцирует количество независимо от формы, четко устанавливает причинно-следственные связи, выделяет существенное звено. Владеет большим запасом слов, речь грамматически оформлена, знает буквы, читает слоги.

    Игровая деятельность. Создает новые игры, предпочитает групповые игры, обобщает и анализирует свою деятельность, отдает предпочтение групповым играм.

    Поведение. Испытывает сложные моральные переживания за свои и чужие поступки, первым здоровается со взрослыми, благодарит, уступает место, бережно относится к вещам.

    Навыки. Выполняет индивидуальные поручения, убирает комнату, ухаживает за цветами. Способен критически анализировать черты характера.

    1. Боярышник: полезные свойства и противопоказания Народная медицина
    2. Пустырник: лечебные свойства и противопоказания Народная медицина
    3. Подорожник — лекарство с тропинки Народная медицина
    4. Вросший ноготь на большом пальце ноги. Как избавиться? Хирургия
    5. Аптечная ромашка: польза и вред Народная медицина

    Сколько сигарет в день вы выкуриваете?

    Может быть интересно:

  • Оценка неврологического статуса новорожденного (рекомендации ВОЗ) Неонатология
  • Неврологический осмотр новорожденного Неонатология
  • Табачный синдром плода Неонатология
  • Формирование познавательной функции ребенка Пропедевтика детских болезней
  • Методы расчета и анализ антропометрических данных Пропедевтика детских болезней
  • Выделите текст и нажмите

    Оценка нервно-психического развития ребенка по месяцам

    Оценка материала по отзывам: 4.2 из 5. Всего голосов: 5

    Что делать, если окажется, что малыш немного отстает в развитии? Главное в этом случае - не пугаться.

  • Причины такого отставания могут быть различными:
  • - если ребенок родился недоношенным, то он имеет право отставать в разви­тии. Величина задержки будет примерно равна тому, на сколько времени раньше срока он родился
  • - малыш может отставать в развитии по той причине, что взрослые мало с ним общаются. Если Вы думаете, что дело в этом, попытайтесь исправить положение
  • - если ребенок физически болен или недавно перенес тяжелую болезнь, он также может отставать в развитии. Ему будет приятно, если Вы станете больше с ним общаться в этот период, но перегружать ребенка, безусловно, не следует
  • - задержка в развитии обычно сопутствует поражениям нервной системы или органов чувств. На всякий случай убедитесь, что с этим у вашего малыша все в по­рядке, вероятно, что обнаруженное отставание просто случайно.
  • Важно помнить, что "скорость" развития ребенка не является строго постоянной, она то замедляется, то, наоборот, возрастает. При этом разница в появлении того или иного действия у разных детей может достигать нескольких месяцев. Это касается всех действий, в том числе и относящихся к области двигательного разви­тия, которое, казалось бы, должно быть более стандартным. Например, 25% де­тей самостоятельно садятся уже в б месяцев, но 25% еще не умеют этого делать и в 9 месяцев.

    В отношении ребенка лучше сделать больше того, что необходимо, чем меньше. Поэтому, если у Вас появятся сомнения, лучше обратитесь к врачу.

    10 дней жизни

    Зрительные ориентировочные реакции .

    удерживает в поле зрения движущийся предмет.

    Слуховые ориентировочные реакции .

    вздрагивает и моргает при резком звуке.

    20 дней жизни

    Зрительные ориентировочные реакции .

    удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).

    Слуховые ориентировочные реакции:

    плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке (слуховое сосредоточение).

    1 месяц жизни

    Зрительные ориентировочные реакции:

    отмечается кратковременное зрительное сосредоточение на неподвижной яркой игрушке или лице взрослого.

    Слуховые ориентировочные реакции:

    появляется кратковременное слуховое сосредото­чение (малыш прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки).

    Эмоции и социальное поведение:

    вызывается первая улыбка в ответ на разговор взрослого.

    лежа на животе, ребенок пытается поднимать и удерживать голову до 5 секунд.

    издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

    2 месяца

    Зрительные ориентировочные реакции:

    появляется фиксация взгляда на неповижном предмете и лице взрослого.

    Кратковременное прослеживание движений предмета по горизонтальной линии.

    Слуховые ориентировочные реакции:

    Отмечается слуховое сосредоточение в ответ на звук, поворачивает голову в сторону источника звука.

    Эмоции и социальное поведение:

    быстро отвечает на разговор взрослого улыбкой, длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке.

    лежа на животе, поднимает и удерживает голову (не менее 5 секунд).

    удерживает всей кистью вложенную погремушку.

    повторно произносит отдельные звуки.

    3 месяца

    Зри тельные ориентировочные реакции:

    зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке).

    Эмоции и социальное поведение:

    отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним, ищет глазами ребенка, издающего звуки.

    Движения руки и действия с предметами:

    случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью.

    лежит на животе, опираясь на предплечья и высо­ко подняв голову (в течение одной минуты).

    4 месяца

    Зрительные ориентировочные реакции:

    узнает маму или близкого человека (радуется).

    Слуховые ориентировочные реакции:

    поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами, адекватно реагирует на спокойную и плясовую мелодию.

    Эмоции и социальное поведение:

    во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления, громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обращение, ищет взгля­дом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.

    Движения руки и действия с предметами:

    рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.

    удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого). При поддержке под мыш­ки крепко упирается о твердую опору но­гами, согнутыми в тазобедренных суставах.

    Навыки и умения:

    во время кормления придерживает руками грудь

    матери или бутылочку.

    5 месяцев

    Зрительные ориентировочные реакции:

    отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека).

    Слуховые ориентировочные реакции:

    узнает голос матери или близкого человека, различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует.

    Эмоции и социальное поведение:

    радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.

    Движения руки и действия с предметами:

    берет из рук взрослого игрушку, удерживает в руке.

    долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

    подолгу певуче гулит.

    Навыки и умения:

    ест с ложки полугустую и густую пищу.

    6 месяцев

    Эмоции и социальное поведение:

    по разному реагирует на свое и чужое.

    Движения руки и действия с предметами:

    уверенно берет игрушки, подолгу занимается ими, перекладывая из одной руки в другую.

    переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая.

    произносит отдельные слоги (начало лепета).

    хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.

    небольшое количество жидкой пищи пьет из чашки, которую держит взрослый.

    7 месяцев

    Движения руки и действия с предметами:

    игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и др.

    хорошо ползает (много, быстро, в разных направ­лениях).

    на вопрос «где?» находит взглядом предмет, пос­тоянно находящийся в определенном месте (на­пример, куклу).

    подолгу лепечет, повторно произносит одни и те слоги (2-3 слога).

    пьет из чашки, которую держит взрослый.

    8 месяцев

    Эмоции и социальное поведение:

    смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет.

    Движения руки и действия с предметами:

    игрушками занимается долго и разнообразно, действует ими в зависимости от их свойств, подражает действиям взрослого с игрушками (толкает мяч, вынимает).

    сам садится, сидит и ложится, держась за барьер. сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер.

    на вопрос «где?» находит несколько предметов, находящихся на постоянных местах (например, куклу), по просьбе взрослого выполняет разученные ранее простые действия.

    громко, четко и повторно произносит различные. слоги.

    ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.

    9 месяцев

    Слуховые ориентировочные реакции:

    совершает плясовые движения под музыку.

    Эмоции и социальное поведение:

    догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка.

    Движения руки и действия с предметами:

    с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает и пр.).

    переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них.

    на вопрос «где?» находит несколько предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения, знает свое имя, оборачивается на зов.

    подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете.

    хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык оп­рятности: спокойно относится к процессу высаживания на горшок.

    10 месяцев

    Эмоции и социальное поведение:

    действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.

    Движения руки и действия с предметами:

    самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает и др.

    идет вперед с поддержкой за обе руки.

    по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, по просьбе взрослого вы­полняет более сложные разученные действия и движения («догоню-догоню», «сорока-ворона»).

    подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в лепете.

    11 месяцев

    Эмоции и социальное поведение:

    избирательное отношение к детям, радуется приходу детей.

    Движения руки и действия с предметами:

    овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень.

    стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги.

    по словесной инструкции выполняет разученные действия (водит куклу, кормит собачку и пр.), появляются первые обобщения в понимаемой речи.

    12 месяцев

    Зрительные ориентировочные реакции:

    различает две контрастные формы предметов (подбор по образцу), узнает на фотографии знакомого взрослого.

    Эмоции и социальное поведение:

    ищет игрушку, спрятанную другим ребенком, протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом.

    Движения руки и действия с предметами:

    выполняет самостоятельно разученные действия (водит куклу, кормит собач­ку, катает и пр.), переносит разученные действия с одним предметом на другой (кормит, баюкает куклу, кошку, зайца).

    ходит самостоятельно (без опоры).

    понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена детей, взрослых («отдай тете Лене мячик»), понимает слово «нельзя» (прекращает действие).

    подражая взрослому, легко произносит новые слоги, произносит 5-10 облегченных слов.

    самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками и пьет)

    По материалам книги Гончаровой О.В.

    Table of contents

    Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни

    Несмотря на относительную незрелость, нервная система вполне обеспечивает новорожденного безусловными врожденными рефлексами . которые, с одной стороны, служат для обеспечения питания, контакта с окружающей средой, защиты, а с другой — являются основой для формирования в дальнейшем более сложных форм деятельности.

    С первых дней жизни у ребенка функционируют все органы чувств. Отличительной особенностью новорожденного является недифференцированный характер всех его реакций, склонных к генерализации. Раздражение того или иного рецептора вызывает не локальную, а разлитую реакцию.

    Развитие нервной системы происходит тем быстрее, чем младше ребенок . Особенно энергично оно протекает в течение первых 3 мес жизни. Дифференцировка нервных клеток заканчивается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению почти не отличается от коры взрослого человека. Миелинизация завершается к 5 годам.

    С момента рождения доношенный ребенок имеет ряд врожденных . или безусловных . рефлексов . К ним относятся сосание, глотание, мигание, кашель, чиханье, акты мочеиспускания, дефекации и некоторые другие. Они осуществляют приспособление организма к окружающей среде и до конца первого года жизни подвергаются существенной эволюции.

    Врожденные реакции в форме безусловных рефлексов вполне обеспечивают существование ребенка лишь в первые дни жизни. В дальнейшем основными в жизнедеятельности ребенка являются приобретенные рефлексы . обеспечивающие необходимый уровень взаимодействия организма с внешней средой.

    В конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов . В конце 3-го месяца жизни у него можно выработать уже сложные, дифференцированные рефлексы . указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга.

    Развитие высшей нервной деятельности, т. е. приобретение условных рефлексов . на первом году жизни идет быстрыми темпами. Ребенок значительно легче, чем взрослый, образует условные связи с окружающей средой, и они у ребенка более устойчивы. Сравнительно быстро дети приобретают привычки, навыки поведения, которые в последующем остаются на всю жизнь.

    Огромную роль в поведении ребенка играет речь. Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.

    Важно помнить, что развитие речи является также продуктом и результатом общения ребенка со взрослым, результатом воспитательной активности.

    Источники:
    onethree.ru, medichelp.ru, www.dgorodok.ru, dity.peredusim.kiev.ua

    Следующие статьи



    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения