Главная » Отклонения в развитии

Коррекция аутизма у детей

Аутизм у детей: симптомы, причины и развитие заболевания

Коррекция аутизма у детей

Аутизмом называют психическое расстройство, характеризующееся нарушением взаимодействия индивидуума с окружающим его миром. Чаще всего такое состояние диагностируется в детстве по ряду характерных признаков, таких как ограниченность интересов, капризность, непроизвольные движения, трудности в общении, замкнутость. Намного реже патология приобретается уже во взрослом возрасте. Изучением проблемы аутизма занимаются психологи и врачи-психотерапевты.

Причины аутизма

Обратите внимание: аутизм – пожизненное состояние. Ребенок-аутист вырастает во взрослого больного, качество жизни которого во многом будет зависеть от того, насколько успешной была коррекционная терапия и социализация аутиста.

Точные причины рассматриваемого патологического состояния ученые пока не выяснили, но им удалось установить, что в качестве биологической основы заболевания выступают нарушения развития некоторых мозговых структур. Также научно подтвержден факт, что аутизм является наследственной болезнью, хотя гены, отвечающие за его развитие, до сих пор не определены – был выявлен только ген предрасположенности к аутизму.

Так, к основным, предрасполагающим к заболеванию, факторам относят:

  • Коррекция аутизма у детей Структурные нарушения в головном мозге. Ученым удалось выяснить, что в ряде случаев возникновение аутизма связано с изменениями структуры лобных долей коры головного мозга, мозжечка, а также височной доли. Эти отделы регулируют двигательную и речевую активность, функцию мышления, памяти, внимания, а также эмоциональную сферу.
  • Функциональные нарушения в головном мозге. Приблизительно у половины пациентов с аутизмом на ЭЭГ обнаруживаются признаки, характерные для расстройств функций памяти, речи и внимания. Степень выраженности этих признаков зависит от формы заболевания, которая может быть высокофункциональной и низкофункциональной.
  • Генетический фактор. Исследования доказывают, что вероятность рождения ребенка с аутизмом намного выше в тех семьях, где уже есть члены с таким заболеванием. У обоих однояйцевых близнецов недуг может обнаружиться с вероятностью до 90%. У родственников больных нередко встречаются отдельные симптомы, характерные для аутизма: эхолалия, навязчивое поведение, отставание в умственном развитии и т.д.
  • Обратите внимание! По статистике, диагноз «аутизм» ставится двум-четырем детям из ста тысяч, атипический аутизм (в совокупности с умственной отсталостью) регистрируется в двадцати случаях из ста тысяч. У мальчиков заболевание встречается чаще.

    Говоря о причинах аутизма, стоит отметить, что возникнуть недуг может в любом возрасте, при этом патология будет иметь характерную для определенной возрастной группы клиническую картину. Чаще всего недуг диагностируется в возрасте трех-пяти лет, когда у ребенка начинают проявляться выраженные расстройства речевой функции, нарушения социальной адаптации.

    Классификация аутизма

    Аутизм классифицируют по возрасту (детский, подростковый, взрослый), также выделяют несколько основных синдромов этого заболевания:

  • Синдром Ретта. Первые признаки патологии можно заметить после полугода, когда ребенок становится пассивен, имеет слаборазвитые речевые навыки, нарушения костно-мышечного аппарата. Примерно к пяти годам такие дети обычно начинают разговаривать, но у них сохраняются нарушения умственного развития и двигательной активности.
  • Синдром Каннера. Проявляется отстраненностью от окружающего мира, пассивностью, замкнутостью, нарушениями речевого развития.
  • Синдром Аспергера. В число проявлений этого синдрома входит замкнутость и отказ от общения со сверстниками, слабо развитая жестикуляция и мимика. При всем этом такие дети, как правило, имеют отличное логическое мышление.
  • Атипичный аутизм. Проявляется во взрослом возрасте при наличии тяжелых поражений мозга. У больных присутствуют беспорядочные движения, нарушения речи, полная отстраненность от окружающего мира, бесконтрольное поведение.
  • Все вышеописанные формы болезни могут иметь не только наследственное, но и приобретенное происхождение.

    Симптомы аутизма

    Коррекция аутизма у детей

    Рассматриваемая патология имеет различную симптоматику для каждого возраста, а также некоторые общие симптомы.

    Аутизм в раннем детском возрасте до трех лет можно заподозрить по следующим отклонениям:

  • нарушение координации движений
  • отсутствие лепета и гуления
  • отсутствие реакции на голос родителей, обращения по имени
  • нежелание идти на контакт с матерью и другими членами семьи
  • патологическая привязанность к оному из членов семьи, когда при разлуке у ребенка могут возникать истерические припадки, повышаться температура и т.д.
  • высокая чувствительность к раздражающим звукам
  • механические стереотипные движения (покачивание туловища, махание руками и т.д.)
  • игнорирование игрушек
  • отсутствие реакции или, наоборот, чрезмерная реакция на стресс и раздражающие факторы.
  • По мере взросления дети сохраняют описанную выше симптоматику, при этом к общей клинической картине присоединяются и другие признаки. Одна из основных особенностей больных аутизмом – потребность в некоей четкой системе действий. Так, ребенок может настаивать на прогулке только по одному маршруту в течение многих лет, в общественном транспорте выбирать строго определенное место и т.д. При любых попытках изменить эту систему больной может проявлять агрессию.

    С трех до двенадцати лет проявляются следующие симптомы аутизма:

  • активное сопротивление любым, даже незначительным переменам
  • неразвитое воображение
  • нарушения речи
  • стереотипия – склонность к однообразным, повторяющимся действиям в поведении и речи
  • избегание зрительного контакта с собеседником
  • трудности с концентрацией внимания и переключением между различными видами деятельности
  • стремление навредить самому себе (аутоагрессия) – дети с аутизмом часто склонны щипать и кусать самих себя, биться головой о стену и т.д.
  • отсутствие желания общаться со сверстниками, принимать участие в командных играх
  • дислексия – трудности с чтением
  • наличие интересов, не свойственных возрасту
  • в пубертатный период возможны эпилептические припадки, агрессивность, депрессивные состояния, тревожность.
  • У взрослых людей симптомы аутизма зависят от тяжести его течения в целом. У больных также наблюдается скудность словарного запаса, мимики и жестикуляции, непринятие и непонимание общепринятых норм поведения, замкнутость. Аутисты говорят очень громко или, наоборот, слишком тихо, стараются избегать зрительного контакта с собеседником либо, напротив, пристально смотреть на него. Больные не осознают особенностей собственного поведения, не понимает чувств окружающих, что приводит к практически полной невозможности построения романтических или дружеских отношений. Все также присутствует страх перед переменами.

    Обратите внимание! При легкой форме аутизма человек старше двадцати лет с достаточно развитыми интеллектуальными способностями вполне может социально адаптироваться и жить отдельно от родителей. Это возможно в том случае, если с больным была проведена грамотная коррекция, позволившая сформировать у него необходимые навыки общения и самообслуживания.

    У многих больных аутизмом отмечаются симптомы, характерные для синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Стоит отметить, что, несмотря на недуг, у многих детей и взрослых с аутизмом присутствуют уникальные способности к какому-либо виду деятельности, часто творческой, например, музыке, рисованию и т.д. Отличает таких людей и необычное чувственное восприятие – легкое прикосновение они могут воспринимать как болезненное, а сильное сжатие, напротив, может оказать успокаивающее действие.

    По сути, аутисты живут в собственном мире, в который углубляются все больше по мере взросления. У них возникают трудности с общением не только со сверстниками и посторонними людьми, но и членами собственной семьи. Больные аутизмом редко обращаются за помощью, избегают физических контактов. Так, если обратиться к ребенку с просьбой передать какой-то предмет, скорее всего, он не отдаст его в руки, а бросит. Большинство аутистов не переносят объятий и других проявлений нежности со стороны близких.

    Примерно у 75% больных аутизмом отмечаются расстройства интеллектуальной сферы – неравномерное умственное развитие, умственная отсталость. Как показывают наблюдения, у многих детей-аутистов хорошо развита пространственная память и восприятие. При наличии синдрома Аспергера интеллектуальная сфера не страдает, часто умственное развитие таких больных даже опережает сверстников.

    Важно! Примерно у половины детей с аутизмом отмечается легкая и средняя степень умственной отсталости, у 50% из них IQ составляет менее 50, у трети больных – 70. Чем выше коэффициент интеллекта, тем легче проходит социальная адаптация ребенка.

    Расстройства интеллекта носят нерегулярный характер. Даже при проведении грамотного лечения аутизма возможны эпизоды регресса при различных стрессовых воздействиях.

    Как диагностируют аутизм

    Коррекция аутизма у детей

    Специалисты рекомендуют всем родителям обращаться к врачу при первых же признаках, указывающих на аутизм. Стоит подчеркнуть, что диагноз не ставится сразу, сначала необходимо понаблюдать за ребенком, собрать подробный анамнез его жизни и развития, начиная, с первых месяцев. Как правило, диагностика болезни не вызывает затруднений при наличии стереотипий и избегания контактов с окружающими.

    Помимо наблюдения за ребенком в социуме проводится анализ его невербальных и вербальных коммуникативных навыков, особенностей поведения, интересов. При выполнении тестов обязательно учитывается возрастной фактор.

    Лечение аутизма

    Коррекция аутизма у детей На сегодняшний день специфического лечения аутизма не существует. С больными проводится специальная коррекция, основной целью которой является повышение навыков, необходимых для самостоятельной жизни и взаимодействия в социуме.

    В основе большинства коррекционных программ лежит комплексная поведенческая терапия, интенсивная программа которой может отличаться по некоторым аспектам, но она всегда очень хорошо структурирована. Подобное лечение аутизма предполагает занятость ребенка на индивидуальных занятиях с психотерапевтом по 15-40 часов в неделю. Часто терапевты работают совместно со школьными преподавателями и родителями.

    К другим коррекционным методикам, применяемым при лечении аутизма, относятся:

  • Коррекция аутизма у детей игровая терапия, позволяющая нормализовать развитие эмоциональной сферы
  • социальные истории – метод для развития навыков общения, понимания эмоций и мыслей окружающих
  • эмоционально-уровневая терапия, направленная на работу с основными формами проявлений аутизма
  • групповая терапия – интегрирование детей с аутизмом в общество здоровых сверстников
  • различные виды эстетотерапии – креативная, музыкальная, театральная, танцевальная
  • также положительное влияние на развитие детей с аутизмом оказывают контакты с животными, например, во время иппотерапии или дельфинотерапии.
  • Так как каждый ребенок индивидуален, не существует одного универсального метода лечения аутизма. Терапевты в своей работе обычно используют элементы сразу нескольких методик. Коррекция может проводиться на фоне медикаментозной терапии, предполагающей прием психотропных лекарств.

    Что касается образовательного аспекта, то программы обучения при аутизме подбираются для каждого больного в индивидуальном порядке с учетом его способностей. При тяжелых низкофункциональных формах заболевания дети обучаются на дому, при легких формах аутизма вполне допустимо и даже рекомендовано водить ребенка в общеобразовательную или специализированную школу. Чем раньше родителям удалось заподозрить аутизм и начать лечение у специалиста, тем выше шанс, что ребенок сможет в будущем вести самостоятельную полноценную жизнь.

    Проблеме аутизма посвящена одна из передач известного педиатра - доктора Комаровского. Рекомендуем посмотреть видео-обзор:

    Чумаченко Ольга, педиатр

    721 просмотров всего, 4 просмотров сегодня

    Проявления аутизма и помощь детям

    Коррекция аутизма у детейЗагадочное своим происхождением и развитием заболевание – аутизм, достаточно часто путают с серьезными психическими патологиями. Проявления этого заболевания начинаются еще в раннем детском возрасте, гораздо реже патология развивается у взрослых. Как лечить аутизм у детей и стабилизировать состояние знают опытные психологи, детские врачи и психиатры.

    В настоящее время так и не определенна истинная причина происхождения заболевания, имеются только предположительные данные и результаты многолетних наблюдений за развитием пациентов. Считается, что патология передается по наследству и чаще болезни подвержены мальчики. В некоторых случаях аутизм является следствием органического поражения структур головного мозга (травмы, инфекционные заболевания).

    Что такое аутизм и его симптомы

    Отсутствие желания общаться с близкими или окружающими людьми, погруженность в свой мир и практически постоянное молчание принято называть аутизмом. У ребенка нарушаются контакты с окружающим миром. В результате этого, ребенок-аутист реагирует на все происходящее иначе, чем здоровый ребенок. Данное изменение состояния здоровья пациентов классифицируется как отклонение психической деятельности головного мозга.

    Лечится ли аутизм и что необходимо делать в подобных ситуациях? При выявлении такого состояния, независимо от возраста, пациенты находятся на учете у психолога и психиатра. Первые симптомы могут быть обнаружены еще в младенческом возрасте. Малыши не улыбаются, не реагируют на родителей и равнодушны к игрушкам или проявлениям общения других людей.

    Развитие речи при аутизме является одним из самых сложных моментов в становлении личности и развитии детей. Речь необходима не только при общении с окружающим миром, но и помогает развиваться мозговым реакциям. Скудное речевое общение не позволяет в полном объеме проводить учебные занятия с ребенком. Лечебный, восстановительный процесс, а также развитие детей может затянуться на годы.

    Как вылечить аутизм полностью, вопрос остается открытым. Симптомы аутизма в детском, подростковом и старшем возрасте практически одинаковы, за исключением некоторых специфических отличий соответственно возрастным группам:

  • определенные стереотипы мышления
  • нежелание какого-либо общения с окружающими
  • постоянное упорядочивание вещей и предметов
  • неспособность к самообслуживанию
  • избегание зрительного контакта
  • негативная реакция к тактильному контакту
  • непредсказуемая реакция на события
  • отсутствие разговорной речи или трудности с произношением
  • нет чувства юмора
  • погруженность в свой внутренний мир
  • различные страхи или депрессии
  • сложность в построении дружеского общения
  • ранимость и обидчивость в крайней степени проявления
  • в некоторых случаях уникальные способности и талантливые открытия и развития в области точных наук (физика, математика, программирование).
  • Классификация патологии и возможные методы лечения

    Существует определенная классификация патологических изменений состояния пациентов для лечения аутизма у взрослых и детей:

  • нарушение психологического и общего развития
  • синдром Аспергера
  • аутизм атипичного происхождения
  • детский аутизм
  • синдром Ретта
  • гиперактивность в сочетании с умственной отсталостью .
  • Диагностика аутизма в детском возрасте проводится на основании поведения ребенка и заключения консультаций нескольких специалистов узкой направленности (педиатр, психолог, невролог).

    У взрослых пациентов для исключения или подтверждения органических изменений головного мозга кроме консультативного осмотра могут понадобиться дополнительные обследования. Например, компьютерная томография или магниторезонансная томография.

    Специфического эффективного лечения аутизма не существует. Медикаментозное лечение аутизма проводится симптоматически при осложненных состояниях пациентов. Одним из современных способов лечения аутизма у детей является общение с животными (дельфинотерапия, катание на лошадях, общение с любимыми домашними питомцами).

    Профилактические действия

    Коррекция аутизма у детейВыявление аутизма в любом возрасте является практически необратимым состоянием, которое нуждается в посторонней помощи. Профилактика аутизма заключается в помощи человеку адаптироваться к внешнему миру и способности общения с окружающими людьми.

    Применение определенных психологических методик для социального общения поможет пациенту более комфортно ощущать себя с близкими и налаживать необходимые контакты с другими людьми. Поэтому одной из главных задач родителей является своевременное обращение к специалистам при подозрении на «несвойственное здоровому ребенку» поведение. Консультации и коррекции общения станут помощниками в непростой жизни аутистов и их близких.

    (Оцените статью, будьте первым)

    Коррекция аутизма у детейКоррекция аутизма у детей Появление на свет ребенка с ранним детским аутизмом – серьезное испытание для родителей. После шока от полученной информации приходит осознание того, что данное заболевание все же можно скорректировать, хотя полностью вылечить такого малыша не представляется возможным. В данной статье расскажем об основных аспектах, которые включает в себя коррекция раннего детского аутизма.

    Медикаментозная коррекция

    Данный способ борьбы с аутизмом у малыша применяется лишь в случае необходимости и строится по синдромальному принципу. В этом плане ребенку могут назначаться противосудорожные медикаменты, антипсихотические средства и психостимуляторы. Хорошим подспорьем в лечении являются также курсы электроакупунктуры. Что же касается экспериментальной методики лечения аутизма при помощи безглютеновой и безказеиновой диеты, то эти методы коррекции широко распространены, хотя их эффективность клинически не подтверждена.

    Психолого-педагогическая коррекция

    Основная роль в лечении раннего детского аутизма отводится работе с психологами, логопедами и дефектологами. Для таких детишек разрабатываются специальные программы, которые с успехом применяются в специализированных дошкольных учреждениях.

    Психологическая коррекция включает в себя:

  • устранение эмоционального и сенсорного дискомфорта, страхов и тревог
  • избавление от отрицательных форм поведения (негативизма и агрессии)
  • стимуляцию психогенной активности пациента, направленную на взаимодействие с окружающими
  • формирование у аутичного ребенка целенаправленного поведения.
  • Педагогическая коррекция включает в себя:

  • формирование взаимодействия с педагогом
  • формирование у страдающего аутизмом малыша навыков самообслуживания
  • коррекцию недоразвития речи, внимания, моторики или восприятия у детей с аутизмом.
  • Среди распространенных методов терапии выделяют: игротерапию, арт-терапию и музыкотерапию, логоритмику и трудотерапию. Большую пользу приносит общение с дельфинами и лошадьми (дельфинотерапия и иппотерапия). Рекомендуются также занятия плаванием, позволяющие аутичному ребенку приспособиться к изменениям окружающей среды.

    Поведенческая коррекция аутизма

    Данная методика лечения «детей дождя», получила широкое распространение в США и странах Западной Европы. Именно на Западе впервые пришли к выводу, что поведенческий подход в лечении аутизма у детей дает высокий процент вывода таких пациентов на уровень самостоятельной жизни. В поведенческой терапии выделяется два ключевых направления:

  • оперантное обучение
  • TEACCH-программа.
  • Оперантное обучение

    Этот вид коррекции призван обучить аутичных детей социально-бытовому поведению, через отдельные простые операции, которые постепенно объединяются. Проще говоря, оперантное обучение – это система поощрений и наказаний, благодаря которой у ребенка вырабатывается определенный тип поведения. Как показывает статистика, данный подход дает возможность детишкам с рассматриваемым заболеванием овладеть школьной программой и получить шанс успешно трудиться и даже зарабатывать себе на существование. Имеются факты, поступления подростков с аутизмом в колледжи и университеты как раз после оперантного обучения.

    TEACCH-программа

    Альтернативой оперантному обучению является TEACCH-программа. Ее разработчики пришли к выводу, что в борьбе с аутизмом усилия нужно направлять не на адаптацию такого ребенка к окружающему миру, а на создание особых условий его существования. Такая программа не обеспечивает высокого уровня адаптации к реальному миру, но дает возможность человеку, больному аутизмом, жить самостоятельно и независимо в специально созданных для него искусственных условиях. Как правило, естественной средой обитания для пациента становятся его дом, а значит, TEACCH-программа подразумевает серьезную работу с родителями. Такая коррекция направлена на освоение простых бытовых навыков, причем далеко не всегда специалисты считают целесообразным обучать ребенка речи, главное четко структурировать его пространство и время.

    Каждый из рассмотренных методов имеет свои плюсы. Важно лишь не забывать, что коррекция раннего детского аутизма – длительный и трудоемкий процесс, в котором обязательно должны принимать участие родители малыша, как самые близкие ему люди. Берегите своих детей!

    Коррекция раннего аутизма у детей

    Коррекция аутизма у детей Родившийся малыш с ранним детским аутизмом – это основательная проверка для молодых родителей. Спустя время, после полученного шока от услышанного диагноза, появляется понимание того, что подобную болезнь возможно скорректировать, но в то же время надеяться на конечное и полное исцеление ребенка не предоставляется реальным. В предлагаемой публикации мы расскажем о главных аспектах, которые содержит в себе коррекция раннего аутизма у детей, помогающая больному адаптироваться в жизни.

    Указанный метод борьбы с аутизмом используется только в необходимом случае и базируется по синдромальному принципу. В таком плане малышу могут прописывать противосудорожные лекарства, антипсихотические средства и психостимуляторы. Замечательным подспорьем в лечебном процессе есть курсы электроакупунктуры. А вот что относится к пробной методике коррекции аутизма при содействии безглютеновой и безказеиновой диеты, так такие способы коррекции обширно известны, но при этом стоит заметить, что их результативность клинически не засвидетельствована.

    Главная роль в лечении раннего аутизма у детей отводится содействию с докторами-психологами, логопедами и дефектологами. Подобным деткам составляют особые программные занятия, которые пользуются успехом при применении в специальных дошкольных организациях.

    Коррекция по психологии содержит в себе:

    1. Ликвидацию возбудимого и сенсорного дискомфорта, боязней и взволнованностей

    2. Освобождение от негативных поведенческих конфигураций (негатива и агрессивного состояния)

    3. Стимуляцию психогенной энергичности больного, которая сосредоточенна на взаимодействие с окружающей средой

    4. Вырабатывание у малыша с аутизмом целеустремленного, направленного, смыслового поведения.

    Коррекция по педагогике содержит в себе:

    1. Создание взаимоотношений с преподавателем

    2. Вырабатывание у аутичного ребенка навыков действовать самостоятельно

    3. Коррекцию недоразвития выговора, заинтересованности, моторики или восприятие действительности у детей, страдающих аутизмом.

    Из известных терапевтических способов стоит выделить: игровой, артистический и музыкальный вид терапии, логоритмику и трудотерапию. Значительную полезность доставляет контакт с дельфинами и лошадьми (дельфинотерапия и иппотерапия). В том числе, советуется проводить занятия по плаванью, которые дозволяют больному малышу приспособиться к изменениям окружающей среды.

    Поведенческая коррекция детского аутизма

    Указанная методика, по которой лечат аутичных детей, приобрела большую огласку в США и странах Западной Европы. Собственно на Западе в самый первый раз и приблизились к такому итогу, что поведенческий подход в лечении раннего аутизма у деток доставляет значительный процент вывода подобных больных на степень независимой жизнедеятельности. В поведенческой коррекции фигурируют два центральных курса:

    1. Оперантное обучение

    Предоставленный вид коррекции востребован для обучения «детей дождя» социально-бытовому поведению, с помощью отдельных несложных операций, которые понемногу, одна за другой соединяются. Если сказать элементарно, оперантное обучение – это такая система похвалы и наказания, с помощью чего у малыша формируется установленный поведенческий тип. Статистические данные показывают, что указанный подход предоставляет вероятность детям с анализируемым недугом овладеть школьной программой и приобрести шанс благополучно работать и более того, в будущем, зарабатывать для себя на пропитание и личные расходы. Существуют в наличии случаи зачисления аутичных подростков в высшие учебные заведения именно спустя оперантное обучение.

    ТЕАССН-программа обнаруживается альтернативой оперантному обучению. Личные разработчики достигли результата, что для борьбы с аутизмом старания надо устремлять не на привыкание ребенка к окружающей среде, а на организацию специальных обстановок его бытия. Предоставленная программа не снабжает большим уровнем приспособления к действительности, но при этом позволяет человеку, имеющему этот недуг, существовать самому по себе и не от кого не зависеть, жить в преднамеренно организованных для него натуральных обстоятельствах. В основном, натуральным окружением обитания для больного существует его дом, а из этого истекает, что ТЕАССН-программа имеет в виду основательную работу с родными и теми, кто пересекается с больным.

    Источники:
    okeydoc.ru, golmozg.ru, www.ja-zdorov.ru, www.vashaibolit.ru

    Следующие статьи



    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения