Главная » Мнение пользователей интернета

Характеристика детей с нарушением зрения

Дети с нарушением зрения

Дети с проблемами остроты зрения имеют особенности в развитии и требуют иного подхода к обучению, чем те, кто видит хорошо. Прежде всего, это проявляется компенсаторным развитием других органов чувств, позволяющих познавать мир – осязания, слуха. В зависимости от степени ослабления зрения методики донесения знаний до них будут различаться.

Виды нарушений зрения

Характеристика детей с нарушением зрения Нарушения зрения у ребенка могут быть функционального или органического характера. Первые характеризуются преходящими изменениями, которые поддаются коррекции или могут пройти самостоятельно (пример – косоглазие, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и др.). Органические же поражения имеют в основе морфологические изменения структуры глаза или других отделов зрительного анализатора (зрительные нервы, проводящие пути и др.).

Часто при органических нарушениях зрения выявляют сопутствующие поражения нервной системы или врожденные пороки развития – ДЦП, нарушения слуха, задержка умственного развития и др.

По причине, вызвавшей нарушения зрения их классифицируют на:

  • Врожденные – если повреждающий фактор действовал в период внутриутробного развития плода (чаще инфекции и метаболические расстройства)
  • Наследственные – когда заболевание глаз передается из поколения в поколение (например, дальтонизм, катаракта, глаукома и др.)
  • Приобретенные – если причина действовала после рождения ребенка (инфекции, травмы и др.).
  • По степени снижения остроты зрения детей разделяют на слабовидящих, с остаточным зрением или тотально слепых.

    Особенности развития детей с нарушениями зрения

    Благодаря зрению человек получает до 90% информации об окружающем мире. Поэтому, когда этот орган чувств выпадает, информация к ребенку преимущественно поступает через слух и осязание. Особенностью детей с нарушением зрения является то, что у них формируются несколько иные представления об окружающем мире, чем у зрячих, так как формируются иные чувственные образы. В воспитании таких детей важную роль играет регулярное обращение внимания на все виды слышимых звуков.

    Снижение остроты зрения кроме того, что ограничивает познание мира вокруг ребенка, несколько замедляет развитие речи, внимания и памяти. Слепые дети могут неправильно понимать слова, так как слабо соотносят их с реальными предметами, которые эти слова обозначают.

    Огромную роль в развитии детей с нарушением зрения играет физическая активность. При воспитании особенно важно уделять больше времени подвижным играм и развлечениям, так как они развивают координацию и умение правильно ориентироваться в пространстве, мышечное чувство, обучают важным навыкам или даже стимулируют зрение. Важно учитывать рекомендации офтальмолога и конкретный диагноз при формировании вариантов двигательной активности маленьких детей. Это необходимо для того, чтобы предупредить отрицательные последствия при неправильно подобранных нагрузках.

    Другой особенностью детей с нарушением зрения является то, что при обучении конкретным навыкам и действиям требуется многократное их повторение «рука об руку». Причем это необходимо повторять до тех пор, пока действие не доведется до автоматизма.

    Подбирать игрушки для маленьких детей с плохим зрением нужно крупные, яркие, с фактурной поверхностью (стимулирует развитие осязания и остаточное зрение), особенно интересны им музыкальные игрушки и те, которые издают определенные звуки.

    В семье слабовидящий ребенок должен быть вовлечен в процесс реализации внутрисемейных обязанностей и выполнять их по мере возможности. Не нужно ограничивать его контакты с нормально-видящими детьми.

    Психофизическая характеристика детей с нарушением зрения

    В развитии слепого дошкольника можно выделить 3 общие закономерности:

  • Такой ребенок несколько отстает в физическом и умственном развитии по сравнению со зрячим сверстником, так как активность в отношении освоения окружающего мира у него ниже
  • Периоды развития слепого ребенка не совпадают с таковыми у зрячих. Это происходит до тех пор, пока другие органы чувств не выработают механизмы компенсации отсутствия нормального зрения
  • Для развития слепого ребенка характерна диспропорциональность – одни стороны личности развиваются быстрее (речь, мышление), а другие – медленнее (овладение пространством, движения).
  • Важная характеристика детей с нарушениями зрения – из-за недостаточного развития координации движения слепые дошкольники неуклюжие и недостаточно уверенные. Так, при врожденной слепоте отставание в формировании навыка ходьбы может составлять 2-3 года. Импульсивность дошкольников на том же уровне, что и зрячих, но ввиду отсутствия достаточной координации импульсивность проявляется резче и ярче.

    Профилактика нарушений зрения у детей

    Чтобы надолго сохранить хорошее зрение, необходима профилактика его нарушений у детей. Заниматься этим следует с первых месяцев жизни малыша. Характеристика детей с нарушением зрения Так, первый визит к офтальмологу здоровый ребенок должен совершить вместе с мамой в возрасте 1 месяца. Врач осуществит диагностику возможных врожденных проблем с органом зрения и даст рекомендации по профилактике нарушений зрения у детей. В возрасте 2-3 лет можно уже проверить по специальным таблицам остроту зрения. Ранняя диагностика позволит избежать в будущем многих проблем с учебой в школе.

    Обучение детей с нарушениями зрения должно учитывать рекомендации окулиста. Абсолютно слепые дети могут посещать специализированные детские сады и обучаться в школах-интернатах для слепых и слабовидящих. Возможно получение среднего образования на домашнем обучении. При остаточном зрении обучение детей с нарушениями может проводиться с применением специального оборудования и пособий.

    Если ребенок умеет читать, он должен обязательно соблюдать правила гигиены чтения – не читать лежа, делать перерывы около 3-5 минут, выполняя специальную гимнастику для глаз. Также врачи рекомендуют ограничить просмотр телевизора и время компьютерных для игр.

    Видео с YouTube по теме статьи:

    Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

    Характеристика детей с нарушением зрения
    Главная | О нас | Обратная связь

    Общая характеристика детей с нарушением зрения

    Зрение – одно из внешних чувств человека, органом которого являются глаза, посредством которых человек получает способность видеть окружающий мир. Нарушение зрения приводит к ослаблению способности видеть.

    Оптическое восприятие, которое осуществляется с помощью зрительного анализатора, состоящего из периферической части (глаза), проводящего нерва и коркового конца, расположенного в затылочной области больших полушарий головного мозга, играет огромную роль в психическом развитии ребенка. Это восприятие является определяющим в формировании представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

    Одной из характеристик зрительного восприятия является острота зрения, под которой подразумевается способность глаз видеть раздельно две светящиеся точки на лучше видящем глазу при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения принимается способность различать детали объекта под углом зрения, равным одной минуте.

    Зрение играет огромную роль не только в развитии собственно зрительных восприятий, но и в развитии пространственных представлений, поскольку движения развиваются под зрительным контролем. Зрительно-пространственные представления имеют особо важное значение для ребенка в процессе его обучения в школе, так как овладение буквами алфавита, числовыми изображениями, ориентация в географической карте и т.п. предполагает определенный уровень развития зрительно-пространственных представлений. Воспитанием и обучением лиц с нарушением зрения занимается тифлопедагогика .

    Нарушение зрения может быть обусловлено различными причинами (наследственные заболевания, внутриутробные поражения органа зрения при тяжелых заболеваниях матери во время беременности, при непосредственно тяжелых заболеваниях ребенка, напр. туберкулезном менингите, опухолях мозга).

    В зависимости от степени нарушения зрения дети делятся на:

    1) слепых (незрячих), у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение (при нем острота зрения равна или ниже 0,05).

    2) слабовидящих – могущих иметь отклонения в состоянии других зрительных функций (цвето-светоощущений, периферического и бинокулярного зрения). Сниженное зрение на лучше видящем глазу с оптической коррекцией от 0,05 до 0,2, косоглазие и амблиопия, когда один из двух глаз не задействован в процессе зрения, «ленивый глаз»).

    Выделяют следующие категории детей с нарушениями зрения: 1) слепорожденные 2) рано ослепшие 3) лишившиеся зрения после 3 лет жизни.

    Слепота и слабовидение – категории психофизических нарушений, проявляющиеся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушением зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении, своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.

    Врожденная слепота обусловлена повреждением и заболеваниями плода во внутриутробном развитии либо обусловлена наследственной передачей некоторых дефектов зрения.

    Приобретенная слепота – следствие заболевания органов зрения (сетчатки, роговицы) и заболеваний центральной нервной системы, осложнений после общих заболеваний организма (кори, гриппа, скарлатины), травматических повреждений мозга или глаза.

    По сохранности остаточного зрения выделяют: 1) тотальную (абсолютную) слепоту (зрительные ощущения выключены полностью на оба глаза) 2) практическую слепоту (остаточное зрение), при которой сохраняется светоощущение

    Время наступления нарушения зрения существенно для психического и физического развития ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклонения, особенности психофизического развития. Наиболее заметно проявляется в двигательной сфере, на содержании социального опыта. Основным фактором ориентировки для таких детей становится звуковой раздражитель.

    У детей с нарушением зрения возникают трудности в игре, в учебе. В более старшем возрасте возникают бытовые проблемы, что вызывает сложные переживания и негативные реакции. У слепых в одних случаях могут развиться отрицательные черты характера: неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции в других случаях – повышенная возбудимость, раздражительность, переходящие в агрессию.

    Развитие внимания, логического мышления, памяти, речи у слепорожденных протекает нормально, хотя проявляется некоторое своеобразие мыслительной деятельности с преобразованием абстрактного мышления.

    У ослепших детей: чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний. Если этого не делать, происходит постепенное стирание зрительных образов.

    Особенности детей с нарушением зрения

    Развитие детей с нарушениями зрения существенно отличается от обычного развития детей с нормальным зрением. Поэтому к ним требуется совершенно иной подход. Поскольку ребенок с плохим зрением познает мир с помощью других органов чувств, которые берут на себя компенсаторную роль. Большую роль на себя берут слух и осязание. Поэтому для того, чтобы донести до ребенка знания, нужно воспользоваться иными методами. Учитывая все особенности детей с нарушением зрения.

    Особенности детей с нарушением зрения

    Причины нарушения зрения у детей

    Важно учитывать какой носит характер нарушение зрения у ребенка – функциональный или органический. Если нарушение зрения функционального характера, то они как правило поддаются лечению и коррекции. Иногда они проходят сами с возрастом. Но органические нарушения представляют собой необратимые изменения в структуре глаза и других его составляющих. Часто органические дефекты зрения сопровождаются и другими проблемами, такими как ослабление слухового восприятия, задержка умственного развития и т.д.

    Среди главных факторов, являющихся непосредственными причинами нарушения зрения врачи называют врожденные, наследственные и приобретенные . Врожденные дефекты произошли еще во время внутриутробного развития. Часто такое воздействие могут оказать инфекционные заболевания мамы, перенесенные во время беременности, а также метаболические расстройства. Многие заболевания глаз, такие как катаракта передаются по наследству. Заболевания, а также травмы перенесенные ребенком после рождения являются приобретенными факторами.

    Детей с нарушениями зрения делят на слабовидящих, с остатками зрения и полностью слепых.

    Психическое развитие детей с плохим зрением

    Известно, что с помощью глаз ребенок получает большую часть информации об окружающем его мире. При отсутствии возможности глаз видеть, информация начинает поступает с помощью слуха и тактильных ощущений. Очень важно при обучении и воспитании таких детей, уделять большое внимания на развитие способности воспринимать как можно больше различных звуков.

    Из-за таких физиологических ограничений происходит замедление в развитии познавательных психических процессов ребенка. Эти дети могут иметь неправильное понимание некоторых слов, так как не могут соотнести их с настоящими предметами, соответствующие им. Также важной особенностью детей с плохим зрением является то, что некоторые стороны личности развиваются быстрее, а некоторые медленнее. Координация движений и ориентация в пространстве отстает. В связи с этим дети часто неуклюжи, недостаточно уверенные в себе.

    Польза физической активности. Советы

    Детям с нарушением зрения полезна физическая активность. Но прежде чем нагружать организм ребенка, следует проконсультироваться с врачом о допустимых нагрузках, чтобы предупредить негативные последствия и травмы. Но в целом физические упражнения помогают ребенку научиться координировать свои движения, ориентироваться в пространстве, развивают мышечную и механическую память, и в некотором смысле даже стимулируют работу зрительного анализатора.

    Игрушки подбираются для детей с плохим зрением обязательно крупные и яркие, имеющие разнообразную текстуру и издающие музыкальные звуки.

    В семейном воспитании ребенка также необходимо приучать выполнять свои обязанности. Нельзя ограничивать его от общения с детьми с нормальным зрением.

    Для сохранности зрение у детей, необходимо предпринимать профилактические меры. Прежде всего нужно как можно раньше показать ребенка офтальмологу. Врач сможет вовремя диагностировать любые нарушения зрения, назначит правильное лечение или даст рекомендации. Также существуют детские сады и учебные заведения, специально созданные для детей с плохим зрением. Обучение в них проводится по специальной программе.

    Психологические особенности детей с нарушением зрения &hearts

    В формировании психики детей с нарушениями зрения необходимо исходить из возможностей и потребностей детей, с учетом их особенностей, связанных с дефектом зрения. Особенности деток, отличающие их от сверстников с нормальным зрением, проявляются уже при первом знакомстве.

  • не очень хорошо скоординированные, недостаточно целенаправленные, неуверенные движения (не достаточный объем движений)
  • контакт глазами, общение жестами - ограничен, или почти отсутствует
  • речевой контакт организован лучше, но у детей трех - четырех лет в большинстве случаев – задержка речевого развития. У детей постарше - часто встречаются признаки речевой расторможенности и вербализма (ребенок может очень много говорить об отвлеченных вещах, и не уметь ответить на конкретный вопрос об окружающем мире, составить простой рассказ по картинке).
  • в пробах на динамический праксис и реципроктную координацию большинство детей испытывают значительные затруднения. Пальцевые пробы выполняются лучше.
  • Процедура обследования может занимать в 1,5-2 раза больше времени из-за того, что слабовидящему ребенку нужно давать больше времени на выполнение задания из-за сложностей восприятия и замедленной обработки информации, а также из-за трудностей в организации своей деятельности ребенком, неточности движений и т.д. Для них характерна большая неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в более частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому, переводе оценки в вербальный коммуникативный план.

    Многим детям нужна дополнительная стимуляция для удержания внимания, подбадривания для выполнения задания из-за неуверенности, скованности и нерешительности ребенка.

    Слабовидящие дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. В значительной степени это обусловлено характером поражения зрения, происхождением дефекта и личными особенностями детей. Дети в одной возрастной группе, имея примерно одинаковые зрительные диагнозы, могут очень сильно отличаться по уровню развития интеллекта и психоневрологическому статусу.

    Нарушения в эмоционально-волевой и коммуникативной сферах - как правило, для детей с нарушениями зрения характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению.

    Игры таких детей отличаются меньшей развернутостью по сравнению с играми обычных детей, им в большей степени требуется организующая помощь взрослого, на первых порах на всем протяжении игры. Правила игры приходится много раз повторять заново, и, хотя действия детей, как правило, стереотипны, фрагментарность восприятия мешает им удерживать целостный образ игрового сюжета. Трудности усвоения предметных действий приводят к тому, что многие дети даже старшего дошкольного возраста в спонтанном поведении остаются на уровне предметно-практической деятельности.

    Нарушения зрения связаны также с трудностями двигательного развития: отсутствие стереоскопического восприятия, монокулярный характер зрения у детей с амблиопией и косоглазием снижает двигательную активность детей.

    Имея меньшую подвижность и малый опыт общения, они плохо ориентируются в элементах выразительных движений тела и плохо используют крупную моторику для выражения своих чувств, желаний, тем самым не создают для себя систему двигательных образов, отражающих отношение к объектам и субъектам коммуникаций, не имеют четких образов выражения своих чувств в пантомимике. Вследствие этого и возникает непонимание языка пантомимики у других и трудности собственных коммуникаций.

    Кроме того, для детей с нарушением зрения, особенно при общении на расстоянии, характерно неточное восприятие жестов вследствие снижения остроты центрального зрения и нарушения бинокулярности. Они реже пользуются жестами и только, как правило, для уточнения словесной информации, что связано с несформированностью средств невербальной коммуникации. Обращает на себя внимание и тот факт, что таким детям очень сложно услышать другого ребенка, речь их обычно монологична, и они очень мало интересуются тем, что говорят партнеры по игре. С одной стороны, это может быть связано с недостаточностью восприятия, с другой стороны, возможно, сказывается влияние опекающего воспитания в семье.

    Поведению детей с нарушениями зрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слабо развиты неречевые формы общения. Для них характерны стереотипии - косная привязанность слова к образу одного конкретного предмета или явления тормозит деятельность воображения, мешает использованию слов и понятий в нестандартных ситуациях, комбинировать и создавать новые образы.

    В результате в содержании придуманных детьми рассказов мало своих собственных сюжетов. В основном в них представлены картины и отрывки из известных сказок и рассказов. Но и они страдают стереотипностью, малой вариативностью, отсутствием целостности слабо проявляется эмоциональность, оригинальность и законченность повествований.

    Изучение творчества детей с нарушением зрения показывает влияние зрительной недостаточности на темп развития креативной творческой игры и требует специальной коррекции, обучающего этапа, направленного на прочное овладение способами игрового действия, выражение своих эмоций, что в дальнейшем позволяет детям проявлять и развивать свой творческий потенциал.

    Конечно, имеет значение и общая соматическая ослабленность детей, посещающих коррекционное дошкольное учреждение. Все большее количество детей при поступлении в детский сад кроме глазных заболеваний имеют сопутствующие нарушения деятельности центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, других органов. Если к этому обстоятельству прибавить еще тот факт, что ребенку с нарушенным зрением приходится гораздо больше потрудиться, чтобы получить и переработать все возрастающий поток информации, который окружает его сегодня со всех сторон, становится понятно, что такие нагрузки не могут не отражаться на неокрепшей психике малыша. В итоге недостаточная сформированность произвольных психических процессов и возникновение пассивной позиции по отношению к окружающему, вызывающему у него отрицательные эмоции, замедляет и затрудняет процесс становления саморегуляции.

    Для того чтобы выяснить степень и уровень возможности к саморегуляции необходимо в первую очередь выяснить знание ребенком себя, представление своего внешнего образа, знание возможностей своих органов чувств, которые формируются на основе собственных проб, проверок своих физических качеств, двигательных способностей и понимания того, что ему нравится или не нравится, что он может или не может выполнять.

    Специфика по сравнению с нормой в большинстве случаев количественная - у нормально видящих больше и полнее словесных описаний, хотя они также не используют специфические обозначения цвета и формы.

    Практически все дети с амблиопией и косоглазием не говорят об осязании, как средстве познания окружающего мира, а выделют функцию руки, как поддержку при падении, т.е. помощь зрению, что характеризует трудности передвижения и ориентаций в пространстве, в то время как нормально видящие выделяют осязающую функцию руки в общении, в познании окружающих предметов. Это свидетельствует о том, что, несмотря на недостатки зрительной перцепции дети с амблиопией и косоглазием опираются в основном на нее, слабо используя осязание, слух, вкус, обоняние и т.д.

    Готовность к школе

    К 7-ми годам у ребенка возникают трудности восприятия, обусловленные изменением ведущей деятельности с игровой на учебную: он "начинает замыкаться и становится неуправляемым".

    Диагностика готовности к обучению в школе проводится в подготовительных группах ежегодно в апреле-мае. Результаты обследования показывают, что дети, посещающие коррекционный детский сад, в основном хорошо подготовлены к школе, от 40 до 60 процентов детей имеют высокие показатели в данном тестировании.

    Методика включает в себя следующие тесты:

  • "Найди правило". Выявляет умение найти закономерность.
  • "Заселение дома". Выявляет уровень развития логического комбинаторного мышления.
  • "Схематическая запись слов под диктовку". Выявляет уровень развития фонематического слуха.
  • "Бессмысленные слоги". Определяет сформированность тонкой моторики руки.
  • "Внимание. Ориентация. Количество» Выявляет уровень развития внимания, способность к ориентации в пространстве, сформированность представления о количестве.
  • "Приглашение в гости" - определяет уровень сформированности наглядно - схематического мышления, умения пользоваться правилом.
  • Чаще всего дети лучше справляются с заданиями на логическое мышление и фонематический слух, так же они хорошо с написанием бессмысленных слогов, и с заданиями на ориентировку. Трудности же, зачастую, возникают при выполнении теста "Заселение дома" (на комбинаторные умения) и в задании на определение количества, особенно на соотношение больше-меньше.

    Количество детей с низким уровнем школьной готовности составляет обычно от 10 до 20 процентов от общего количества выпускников детского сада.

    Кризис 7-ми лет, возникающий у нормально видящих детей, характеризуется тремя основными симптомами:

  • потерей непосредственности,
  • манерничанием,
  • симптомом "горькой конфеты".
  • Этот возрастной период связан с переходом к новой для детей ведущей деятельности - обучению . Изменение ведущей деятельности предъявляет ребенку новые требования, которые он должен принять, выполняя функции ученика. Однако понимание и принятие необходимости новых требований еще не значит, что они влекут за собой их обязательное выполнение.

    Если в дошкольном возрасте знания о своих особенностях зрения еще не вызывали глубоких отрицательных эмоций, то конец младшего школьного возраста и переход к среднему связан с кризисом самооценки. У детей начинают преобладать отрицательные эмоции, возникающие как результат переоценки ценностей. Происходит изменение внутренней позиции ребенка, отношения к учению, его мотивации, отношения к сверстникам и учителю.

    Если в первые годы обучения в школе мнение учителя не только принималось на веру, но и его требования считались непререкаемыми, то к концу младшего школьного возраста учебная деятельность теряет свое ведущее значение, а отношение к учителю подвергается строгой переоценке. Учитель становится не только носителем знаний - ребенку важно его отношение к ученикам и их проблемам в жизни.

    Критерии, по которым выделяются дети с нарушением эмоциональной сферы среди слепых и слабовидящих ( достаточно того, чтобы ребенок удовлетворял хотя бы одному из критериев ):

  • неспособность учиться, которую нельзя объяснить интеллектуальными, сенсорными факторами и здоровьем ребенка
  • неспособность успешно стоить межперсональные отношения с учащимися и учителями
  • неадекватный тип поведения и самочувствия при нормальных условиях или обстоятельствах
  • преобладающее общее настроение депрессии или чувствование себя несчастным
  • тенденция к развитию физических симптомов страха, связанных с персоналом в школе или школьными проблемами.
  • Важное место принадлежит взрослому, включающемуся в игру как равноправный партнер. Элементы обучения, включенные в игру, подготавливают детей к переходу и овладению учебной деятельностью. Наряду с игровыми методами необходимо использовать так же и арт-терапевтический подход, способствующий формированию целостного и позитивного представления об окружающем мире.

    Огромное значение имеет отношение родителей к дефекту ребенка и вытекающие из этого различные системы отношений в семье. Переоценка нарушения зрения ведет к излишней опеке и способствует развитию эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации и негативных моральных качеств. Недооценка дефекта ведет к неоправданному оптимизму и равнодушию, к легкомыслию и утрате чувства долга.

    Родители же слабовидящего ребенка часто склонны излишне жалеть и оберегать его, спешат удовлетворять любые желания и капризы, воспитывая тем самым у него эгоизм и иждивенческие наклонности.

    В раннем детстве ребенок субъективно не осознает систему требований к себе, но постепенно к концу дошкольного периода он начинает действовать по программе взрослых, т.е. она становится и его программой. Таким образом, требования, выдвигаемые учителем, становятся требованиями к себе самого ребенка.

    В современном обществе разработанно большое количество систем коррекции и компенсации зрительного дефекта медико-психолого-педагогическими средствами, которые показали возможности детей с нарушением зрения достигать высокого уровня психического развития, преодолевая негативное влияние зрительного дефекта как на формирование сенсорной, так интеллектуальной и эмоциональной сфер личности.

    Источники:
    www.neboleem.net, megaobuchalka.ru, razvitiedetei.info, eyesfor.me

    Следующие статьи


    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения