Главная » Как вылечить ребенка

Расстройство экспрессивной речи у детей

Почему нарушается детская экспрессивная речь?

Расстройство экспрессивной речи у детей Данное расстройство представляет собой нарушение развития речи, не имеющее отношение к умственной отсталости или неадекватному обучению, также, оно не связано с общим нарушением развития, неврологическими расстройствами, или слуховыми нарушениями. Расстройство экспрессивной речи является специфическим нарушением развития, при котором ребенок использует разговорную выразительную речь значительно ниже того уровня, который в данное время соответствует его умственной возрастной планке. В то же время, понимание речи окружающих находится на нормальном уровне.

В школьном возрасте частота данных расстройств колеблется в диапазоне от трех и до десяти процентов. Причем, мальчики страдают расстройством экспрессивной речи в три раза чаще, по сравнению с девочками того же возраста.

Расстройство экспрессивной речи нередко встречается у тех детей, среди родственников которых имеются больные, страдающие расстройствами артикуляции, а также другими расстройствами развития. Если говорить о тяжелых формах заболевания, то обычно они проявляют себя до трехлетнего возраста. Если отсутствуют отдельные словообразования в простых предложениях и фразах, когда ребенку уже исполнилось три года, то это является признаком задержки. Более поздние признаки нарушения могут проявляться в ограниченном словарном развитии, когда ребенок с трудом подбирает синонимы, использует набор шаблонных слов, сокращенно произносит фразы.

Также при расстройстве экспрессивной речи пропускаются приставки, окончания слов, имеются множественные синтаксические ошибки, и прочее. При наличии данного нарушения может полностью отсутствовать последовательность при пересказе и в изложении, тем не менее, с пониманием речи никаких трудностей не возникает. Так же, для этого нарушения является характерным адекватное применение невербальных жестов, реплик, у ребенка имеется желание общаться с окружающими. В большинстве случаев артикуляция незрелая. Нередко возникают эмоциональные компенсаторные реакции при общении со сверстниками, допускается невнимательность, расстройства поведенческого типа. Если имеет место функциональный энурез, или расстройство координации, то это классифицируется, как сопутствующие нарушения.

В настоящее время специалисты не называют точных причин, вызывающих расстройство экспрессивной речи. В качестве возможного варианта может быть принято несвоевременное формирование нейрональных функциональных систем. Если присутствует семейный анамнез, то он может указывать на генетическое происхождение данного расстройства. Известно, что нейропсихологический механизм расстройства имеет отношение к кинетическому компоненту, если имеется заинтересованность в работе премоторных мозговых отделов, а также заднелобых структур. Нередко расстройства экспрессивной речи связаны с тем, что не сформировано пространственное представление речи – имеется в виду зона теменного височно-затылочного перекрестка.

Такое возможно, если наблюдается нормальная левополушарная локализация речевых центров, или нарушения функционирования непосредственно в левом полушарии. Еще одной причиной может являться задержка развития нейронных связей при органическом поражении речевых зон коры. В основном, это касается правшей. В том числе, имеется немало данных о влиянии на развитие экспрессивной речи генетических факторов, неблагоприятного социального окружения. То есть, когда ребенок имеет постоянный и длительный контакт с людьми, которые отличаются низким уровнем речевого развития.

Из списка причин, вызывающих расстройства экспрессивной речи, специалисты не исключают такие причины, как проблемы со слухом, различные расстройства психики, врожденные пороки развития речевого аппарата, и другие заболевания. Также, доказано, что к правильному произношению слов способны только те люди, у которых имеется нормальный, без патологий, слух. В связи с этим, слух детей требуется регулярно проверять. Если родители обнаруживают, что младенец прекратил лепетать, и все время молчит, необходимо провести обследование, обратившись к врачу-педиатру.

При лечении данного нарушения не стоит рассчитывать на мгновенные результаты, так как это довольно длительный процесс, требующий терпения, как врача, так и родителей пациента, его близких родственников. А первую очередь предпочтение отдается семейной терапии, речевой терапии, которая подразумевает значительное количество различных лечебных мероприятий, специальных занятий. В частности, в речевую терапию включаются такие элементы, как овладение фонемами, правильным построением фраз и предложений, увеличение словарного запаса. Если имеются признаки сопутствующего или вторичного нарушения, проявленного в поведенческой сфере, в эмоциональной области, то лечения подразумевает использование психотерапевтических методов, а также назначается адекватное медикаментозное лечение.

Несомненно, подобное нарушение в значительной мере мешает успехам ребенка в школе, нарушает нормальную повседневную жизнь, и ребенок не может общаться, если необходимо использование вербальной формы. Поэтому лечебные процедуры необходимо начать своевременно. При диагностике расстройства экспрессивной речи следует дифференцировать заболевание с такими нарушениями, как умственная отсталость. В этом случае, имеет место абсолютное нарушение интеллекта, как в вербальной, так и в невербальной сфере. Расстройства развития могут быть общими, для них типичны такие признаки, как неадекватные жесты и движения, отсутствие способности и желания вступать в социальные отношения.

Среди различных методик лечения значительное место отведено занятиям с логопедом, курсу специальных занятий и тренингов с психологом. По показаниям, может быть назначено лечение у врача-психиатра, и нередко оно является основным. Если, начиная лечение, врач сомневается в точности диагноза, то могут быть назначены дополнительные исследования. Дифференциальная диагностика необходима для того, чтобы безошибочно установить анатомический очаг поражения. В подобных случаях проводятся инструментальные методы, например, МРТ головного мозга, ЭЭГ, КТ головного мозга, и другие.

Похожие посты:

Расстройство экспрессивной речи

  • Что такое Расстройство экспрессивной речи
  • Что провоцирует Расстройство экспрессивной речи
  • Симптомы Расстройства экспрессивной речи
  • Диагностика Расстройства экспрессивной речи
  • Лечение Расстройства экспрессивной речи
  • К каким докторам следует обращаться если у Вас Расстройство экспрессивной речи
  • Что такое Расстройство экспрессивной речи

    Выраженное нарушение развития речи, которое нельзя объяснить за счет умственной отсталости, неадекватного обучения и которое не связано с общим расстройством развития, нарушениями слуха или неврологическим расстройством. Это специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка использовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту. Понимание речи в пределах нормы.

    Частота расстройств экспрессивной речи колеблется от 3 до 10% у детей школьного возраста. В 2-3 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Более часто встречается среди детей, в семейном анамнезе которых встречаются расстройства артикуляции или другие расстройства развития.

    Что провоцирует Расстройство экспрессивной речи

    Причина расстройства развития экспрессивной речи неизвестна. Минимальная мозговая дисфункция или задержка формирования функциональных нейрональных систем выдвигаются в качестве возможных причин. Наличие семейного анамнеза указывает на генетическую детерминированность данного расстройства. Нейропсихологический механизм расстройства может быть связан с кинетическим компонентом, при заинтересованности в процессе премоторных отделов мозга или заднелобных структур с несформированностью номинативной функции речи или несформированностью пространственного представления речи (височно-теменные отделы и зона теменно-височно-затылочного перекреста) при условии нормальной левополушарной локализации речевых центров и нарушений функционирования именно в левом полушарии.

    Симптомы Расстройства экспрессивной речи

    Тяжелые формы расстройства обычно проявляются до 3 лет. Отсутствие отдельных словообразований - к 2 и простых предложений и фраз к 3 годам - признак задержки. Более поздние нарушения - ограниченное словарное развитие, использование небольшого набора шаблонных слов, трудности в подборе синонимов, сокращенное произношение, незрелая структура предложений, синтаксические ошибки, пропуски словесных окончаний, приставок, неправильное использование предлогов, местоимений, спряжений, склонений глаголов, существительных. Отсутствие плавности в изложении, отсутствие последовательности в изложении и при пересказе. Понимание речи не затруднено. Характерно адекватное использование невербальных реплик, жестов, стремление к общению. Артикуляция обычно незрелая. Могут быть компенсаторные эмоциональные реакции во взаимоотношениях со сверстниками, поведенческие расстройства, невнимательность. Расстройство развития координации и функциональный энурез часто являются сопутствующими нарушениями.

    Диагностика Расстройства экспрессивной речи

    Показатели экспрессивной речи существенно ниже, чем показатели, полученные по невербальным интеллектуальным способностям (невербальная часть теста Векслера).

    Расстройство значительно препятствует успехам в школе и повседневной жизни, требующим выражения в вербальной форме.

    Не связано с общими расстройствами развития, дефектом слуха или неврологическим расстройством.

    Следует проводить с умственной отсталостью . для которой характерно полное нарушение интеллекта в вербальной и невербальной сфере с общими расстройствами развития, при которых характерны отсутствие внутреннего языка символической или воображаемой игры, неадекватное применение жестов и неспособность поддерживать теплые социальные отношения.

    При приобретенной афазии или дисфазии характерно нормальное речевое развитие до травмы или других неврологических расстройств.

    Лечение Расстройства экспрессивной речи

    Предпочтительна речевая и семейная терапия. Речевая терапия включает овладение фонемами, словарным запасом, построением предложений. При наличии признаков вторичного или сопутствующего нарушения в сфере поведения или эмоций показаны медикаментозное лечение и психотерапия.

    К каким докторам следует обращаться если у Вас Расстройство экспрессивной речи

    Учредитель: Ltd. ”IT-Consulting”. Санкт-Петербург.
    Запрещается полное или частичное копирование материалов, кроме материалов рубрики "Новости".
    При полном или частичном использовании материалов рубрики "Новости", гиперссылка на ”PiterMed.com” обязательна. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
    Все материалы носят исключительно ознакомительный характер. Не занимайтесь самолечением, обращайтесь к своему лечащему врачу.
    © 2007-2013 ”Центральный портал Санкт-Петербурга о медицине, красоте и здоровье”
    Создание сайта ”SiriusWeb”

    Расстройство экспрессивной речи у детейРасстройство экспрессивной речи у детей

    Расстройство экспрессивной речи

    Эпидемиология. Расстройство экспрессивной речи может наблюдаться у 3 — 10% детей школьного возраста. У мальчиков встречается в 3 — 4 раза чаще, чем у девочек.

    Этиология расстройства экспрессивной речи неизвестна. Предполагаемые тонкие органические изменения или задержка развития церебральных механизмов до настоящего времени не подтверждены. Возможно участие генетических факторов, в пользу этого свидетельствует повышенная морбидность родственников больных разного рода нарушениями психологического развития.

    Клиника. Стержневым проявлением является избирательная задержка развития речи при адекватных возрасту навыках понимания вербальной информации и относительной сохранности невербального интеллекта. Тяжелые формы обращают на себя внимание в возрасте около полутора лет, когда ребенок не выговаривает спонтанно и не в состоянии повторить простые слова и звуки, пользуясь невербальными знаками для изъявления своих желаний. Невозможность облечь мысль в слова может сопровождаться и трудностями невербальной экспрессии.

    Признаками серьезной задержки, несмотря на значительные различия становления речи в норме, все же являются отсутствие активного использования отдельных слов к 2 годам и простых фраз из 2 слов к 3 годам. При этом имеется желание общаться, ребенок поддерживает контакт взглядом, участвует в невербальных играх и часто может указать на большинство предметов, называемых другими. Адекватно используются игрушки и предметы домашнего обихода. Артикуляция может быть незрелой, при этом фонетические искажения носят непостоянный характер. К 4 годам ребенок может говорить короткими фразами, часто забывая старые слова при освоении новых. Задерживается также навык синтаксического построения речи, нарушен как выбор слов, так и построение фраз. Критическим является возраст около 8 лет, когда намечается или прогрессирующая спонтанная компенсация расстройства, или фиксация дефекта, отражающаяся на всем спектре интеллектуального развития. Легкие формы расстройства могут иногда обнаруживаться лишь в раннем подростковом возрасте, когда речь становится более сложной.

    Задержка развития серьезно затрудняет обучение и адаптацию в повседневной жизни, сопровождаясь формированием сниженной самооценки и депрессивными проявлениями. Высока коморбидность с другими формами задержки психологического развития, затруднением чтения, нарушениями координации, функциональным энурезом и рядом поведенческих нарушений (гиперактивность, дисфорические вспышки, импульсивность, агрессивность). У части больных обнаруживается мягкая неврологическая симптоматика и отклонения на ЭЭГ.

    Прогноз в целом благоприятен и зависит от тяжести расстройства, времени начала терапии и мотивации ребенка к участию в ней. Спонтанное выздоровление без остаточных проявлений отмечается примерно у половины пациентов.

    Диагноз. Для диагностики расстройства экспрессивной речи состояние должно соответствовать следующим критериям: 1) определяемые тестовым методом навыки экспрессивной речи не менее, чем на два стандартных отклонения ниже уровня, соответствующего возрасту ребенка 2) тестовые данные экспрессивной речи коррелируют с уровнем невербального IQ в пределах одного стандартного отклонения 3) тестовые данные рецептивных речевых навыков нормальные или располагаются в пределах двух стандартных отклонений от соответствующих возрасту ребенка 4) использование и понимание невербальных знаков в пределах возрастной нормы 5) отсутствуют общие расстройства развития, неврологические, сенсорные или соматические расстройства, которые могут прямо отразиться на экспрессивной речи 6) IQ выше 70.

    Дифференциальный диагноз. При умственной отсталости снижение тестовых показателей различных психических функций носит более тотальный характер. В отличие от детей с расстройством рецептивной речи, здесь понимание вербальной информации относительно сохранно. При общих расстройствах развития отсутствуют внутренняя символическая речь, использование жестов, способность к установлению эмоциональных отношений с окружающими. При приобретенной афазии в анамнезе имеются указания на период нормального развития экспрессивной речи.

    Лечение. Основным методом является специфическая поведенческая тренировка экспрессивных речевых навыков. Психотерапия и семейная терапия показаны лишь при наличии вторичных поведенческих и эмоциональных проблем.

    Расстройство экспрессивной речи

    Расстройство экспрессивной речи у детей

    Расстройство экспрессивной речи рассматривается как общее недоразвитие речевой функции ребёнка на фоне нормального умственного развития и при сохранном понимании речи.

    Расстройство экспрессивной речи соответствует первому-третьему уровням общего недоразвития речи ребёнка. Следует отметить, что первый уровень общего недоразвития речи носит название моторная алалия и клинически проявляется полным молчанием ребёнка младшего возраста, только к пяти-шести годам ему удаётся строить фразы из двух-трёх слов.

    Для второго уровня общего недоразвития речи характерно неправильное использование грамматических форм и звуков. Третий уровень общего недоразвития речи характеризуется незрелым звукопроизношением, малым набором слов активного словаря и аграмматизмами.

    На сегодняшний день существуют доказательства того, что расстройства экспрессивной речи связаны с несвоевременным созреванием связей между нейронами в речевых центрах коры больших полушарий, в частности в премоторной и постцентральной зонах. Если речь идёт о правшах, то указанные центры речи располагаются в левом полушарии.

    Также на формирование экспрессивной речи определённое влияние оказывают генетические факторы. Немаловажным является и социальное окружение, так как развитие речи ребёнка напрямую зависит от уровня коммуникативных навыков окружающих его людей. В формировании экспрессивной речи ребёнка ведущая роль отводится его слуховому анализатору, так как невозможно правильно воспроизводить слова и фразы, если не слышать их.

    Расстройство экспрессивной речи проявляет себя скудным словарным запасом ребёнка, не соответствующим его возрасту трудностями вербального общения низкой способностью при помощи слов высказывать своё мнение, делать обобщение.

    Также, для ребёнка, который имеет выраженное в той или иной степени расстройство экспрессивной речи, с трудом даются грамматические правила: он плохо согласует окончания слов, неправильно употребляет предлоги, не может спрягать глаголы и склонять имена существительные и прилагательные, не использует или неправильно использует союзы.

    Несмотря на описанные нарушения речевой функции, дети с расстройствами экспрессивной речи стремятся к общению, активно используют жесты и невербальные реплики, чтобы донести до собеседника то, что они хотели бы сказать.

    Первые симптомы расстройства экспрессивной речи могут быть замечены ещё в младенческом возрасте. К двум годам дети с данной патологией ещё не оперируют словами, к трём – не составляют простые фразы их нескольких слов. Расстройство экспрессивной речи становится причиной формирования низкой познавательной активности ребёнка, может даже тормозить психическое развитие малыша.

    Важнейшей задачей при диагностике данной патологии является исключить наличие патологии слухового анализатора. Для этого проводится аудиометрия. Для исключения морфологического субстрата проводится компьютерная томография или МРТ головного мозга, эхоэнцефалография, электроэнцефалография.

    Дети с расстройством экспрессивной речи нуждаются в длительных индивидуальных занятиях с логопедом, консультации психолога, а также, при наличии показаний, лечении у психиатра.

    Задачами логопедической коррекции являются: овладение основными фонемами, пополнение словарного запаса, практическое освоение грамматики, формирование навыков построения предложений.

    Своевременно выявленная патология при условии регулярных занятий с логопедом и психологической коррекции позволяет ребёнку нормально развиваться.

    Источники:
    www.psyportal.net, www.pitermed.com, psyera.ru, kotikit.ru

    Следующие статьи



    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения