Главная » Как вылечить ребенка

Диагностика детей с зпр методики

24. Диагностика задержки психического развития у дошкольников (По материалам программно-методического пособия
«Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях ДОУ»)
Важность и необходимость данного раздела обосновывается тем, что в современной психолого-педагогической литературе имеются лишь отрывочные методики и рекомендации по диагностике уровня развития дошкольников. В то время как в данном разделе предлагается синтезированный материал для диагностики старших дошкольников с задержкой психического развития, в частности, конкретно для детей 5 - 6-летнего возраста и 6 - 7-летнего возраста. На основе результатов данной диагностики выстраивается дальнейшая как групповая, так и индивидуальная работа всех специалистов.
Общей целью диагностики является обследование уровня развития детей (выявление особенностей) и качественный анализ уровня психического развития каждого ребенка для определения его индивидуальных особенностей, характеристики нарушений психики и на этой основе создания идеальных условий для развития, обучения и коррекции отклонений у дошкольников с задержкой психического развития.
Результаты диагностики служат точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития каждого ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приемов адекватного педагогического и коррекционного воздействия. Своевре-менная и качественно проведенная диагностика в дошкольном возрасте - залог более успеш-ного развития ребенка в дальнейшем.
Материал для данного раздела полностью подготовлен и апробирован на практике педагогами Центра развития ребенка Детского сада № 98 г. Магнитогорска.
Внимание
Параметры оценки: объем, устойчивость, концентрация, переключение внимания, работоспособность.
Высокий уровень (5). Объем внимания широкий (4-5 объектов воспринимает одновременно). Внимание устойчивое (отсутствуют отвлечения). Высокая концентрация, легкая переключаемость. Способен выполнять многоступенчатую инструкцию (4-5). Высокая работоспособность.
Выше среднего (4). Объем внимания незначительно снижен (воспринимает не более трех предметов одновременно). Внимание устойчивое (малое количество отвлечений), достаточные концентрация и переключаемость.
Способен выполнять многоступенчатую инструкцию (3-4). Достаточная работоспособность.
Средний уровень (3). Объем внимания снижен (воспринимает не более 2 объектов). Устойчивость внимания снижена (частые отвлечения, концентрация слабая, переключае- мость затруднена) испытывает затруднения при выполнении многоступенчатой инструкции работоспособность слабая (быстрые утомляемость и истощаемость).
Ниже среднего (2). Объем внимания ограничен (воспринимает не более одного объекта). Устойчивость резко снижена (частые длительные отвлечения). Концентрация слабая. Переключается с трудом. Выполняет многоступенчатую инструкцию, разбитую на простые звенья. Неработоспособен.
Низкий уровень (1). Объем внимания резко снижен (способен воспринимать один объект с внешней стимуляцией). Рассеян (многократные, длительные отвлечения). Неспосо-бен к концентрации внимания, характерны «застревания» на объектах, информации. Выпол-няет простейшую инструкцию (1-2 ступени) после многократного повторения, показа.
Восприятие
Параметры оценки: •
свойства предметов (цвет, форма, величина) •
восприятие пространства •
целостность, осмысленность восприятия.
Высокий уровень (5). Соотносит и называет все свойства предметов, их простран-ственное расположение. Осознает воспринимаемый объект, интерпретирует образы воспри-ятия в соответствии со своими знаниями, опытом. Собирает целостное изображение путем зрительного анализа. Воспринимает целостный предмет по части и умеет включать часть в целое.
Выше среднего (4). Находит и называет большую часть свойств предметов, их пространственных координат. Осознает воспринимаемый объект, интерпретирует образы восприятия в соответствии со своими знаниями и опытом. Собирает целостное изображение путем целенаправленных проб или практического примеривания и частичного зрительного анализа. Воспринимает несложные целостные изображения по части и умеет включать часть в целое.
Средний уровень (3). Находит и называет половину из каждого блока свойств предметов, их пространственного расположения. Недостаточно осознанно воспринимает информацию, образы, затрудняется в их интерпретации по причине недостаточности знаний опыта. Собирает целостное изображение путем перебора вариантов, после обучения переходит к целенаправленным пробам. Воспринимает простые целостные изображения по отдельной части. Включает часть в целое в знакомых изображениях.
Ниже среднего (2). Находит и называет меньшую часть свойств предметов и их пространственных координат. При сборе целого из частей действует хаотично, после обучения не переходит к самостоятельному способу деятельности. Мало осознает то, что воспринимает. Испытывает затруднения при восприятии нестандартных (зашумленных, силуэтных, наложенных, перепутанных, частичных) изображений.
Низкий уровень (1). Отсутствуют знания основных свойств предметов. Не осознает воспринимаемый объект. При сборе целого из частей не понимает цели, действует неадекватно, даже в условиях обучения. Целостность восприятия не развита.
Память
Параметры оценки: объем памяти, зрительная, слуховая память (прочность, быстрота запоминания, точность и полнота воспроизведения образов). Произвольность памяти.
Высокий уровень (5). Широкий объем памяти (зрительная - 6-7 образов, слуховая - 10 слов). Точное и прочное запоминание. Полнота воспроизведения. Запоминает смысловое содержание. Память произвольная.
Выше среднего (4). Объем памяти достаточный (зрительная - до 5 образов, слуховая -
8-9 образов). Хорошая быстрота и прочность запоминания. Запоминает смысловое содержание. Память произвольная.
Средний уровень (3). Объем памяти несколько снижен (зрительная в пределах 4 образов, слуховая - 6-7). Недостаточные быстрота и прочность запоминания, быстрое забы-вание. Незначительные неточности при воспроизведении. Запоминает простое смысловое содержание. Произвольность памяти снижена.
Ниже среднего (2). Объем памяти узкий (зрительная - в пределах 3 образов, слуховая -
4-5 слов). Медленное запоминание, непрочное, быстрое забывание. Воспроизведение с множественными неточностями. Смысловое содержание запоминает с трудом, воспроизво-дит с внешней помощью. Произвольность памяти низкая.
Низкий уровень (1). Объем памяти резко снижен (зрительная в пределе 1-2 образов, слуховая - 1-2 слова). Процесс запоминания не выражен или избирателен. Воспроизведение с грубыми неточностями. Смысловое содержание малодоступно или недоступно вообще. Память непроизвольная.
Мышление
Параметры оценки: мыслительные операции (анализ, синтез, исключение, обобщение, группировка, сравнение). Логичность, самостоятельность мышления. Вербальные способности в мышлении. Принятие помощи.
Высокий уровень (5). Исключает, обобщает, группирует на основе выделения существенных признаков, аргументирует свой выбор.

Способен к тонкой дифференциации. Выделяет сходство и различия между предметами и явлениями. Имеет хорошие анали- тико-синтетические способности, устанавливает причинно-следственные связи и закономерности. Понимает скрытый смысл выражений и изображений. Умеет строить простые умозаключения. Мышление самостоятельное и произвольное. Навыки мыслительной дея-тельности устойчивые. Целенаправленно и избирательно использует помощь. Способен «работать» на вербальном уровне. Понимает и пользуется символикой.
Выше среднего (4). Исключает, обобщает, группирует на основе выделения суще-ственных признаков, но не всегда может аргументировать свой выбор. Испытывает затруд-нения в тонкой дифференцировке. Выделяет ярко выраженные сходства и различия между предметами и явлениями. Имеет аналитико-синтетические навыки, устанавливает распро-страненные причинно-следственные связи и закономерности. Навыки мыслительной дея-тельности достаточно устойчивые. Умеет строить элементарные умозаключения. Понимает скрытый смысл простых выражений и изображений. Мышление самостоятельно не всегда. Помощь использует продуктивно. Справляется с простыми заданиями на вербальном уровне. Понимает и использует несложную символику.
Средний уровень (3). Не всегда может выделить существенные признаки предметов и явлений, иногда обобщает по ситуативным или функциональным признакам. Исключает, обобщает, группирует в «грубом» подборе объектов, нуждается в помощи при аргументации выбора. Выделяет явные различия между объектами (выделение сходства вызывает затруднения). Способен к элементарному анализу и синтезу, установлению простейших причинно-следственных связей и закономерностей. Понимает скрытый смысл простых выражений и изображений с внешней помощью.
Навыки мыслительной деятельности недостаточно устойчивые, слабовыраженная способность к установлению и построению элементарных умозаключений. Мышление несамостоятельно. Не всегда использует помощь. Выполняет простые вербальные задания. При работе с символикой нуждается в помощи.
Ниже среднего (2). Исключает, обобщает, группирует, опираясь на несущественные признаки предметов и явлений, не может объяснить свой выбор. Затрудняется в сравнении предметов (заменяет его описанием). Аналитико-синтетические навыки не сформированы, не способен к установлению простейших причинно-следственных связей, высказывает бессмысленные суждения. Помощь практически не использует. Действует только на наглядном уровне. Мышление непроизвольное. Не понимает значения символики. Понимание скрытого смысла выражений и изображений недоступно.
Низкий уровень (1). Мыслительные операции не сформированы. При исключении, группировке пользуется случайным выбором. Обобщающие понятия отсутствуют. Не пони-мает простейших причинно-следственных связей, закономерностей. Помощь не использует.
Произвольное воображение
Высокий уровень (5). Воссоздает незаконченные образы (изображения, выражения). Создает и вербализирует образы. Способен воссоздать целое из частей (по части). Самостоятельно составляет небылицы, сказки, рассказы. Отмечается необычность, оригинальность сюжетов, разнообразие образов.
Средний уровень (3). Правильно воссоздает незаконченные образы. Создает, но не всегда вербализирует новые образы. Способен воссоздать целое по части в процессе хаотических проб. Составляет небылицы, сказки, рассказы со значительной внешней помощью. Сюжеты типичны, образы однообразны.
Низкий уровень (1). Не воссоздает или неправильно воссоздает незаконченные образы. Не способен воссоздать целое по части. Механически рассказывает или пересказы-вает выделенные сюжеты с одним персонажем.
Эмоционально-волевая сфера
Параметры оценки: произвольность деятельности, отношение к оценке, результату, школьная мотивация.
Высокий уровень (5). Выполняет учебные правила, умеет сдерживать свои непосредственные побуждения. Длительно удерживает цель, стремится к достижению результата, преодолению трудностей. Заинтересован в оценке и результате. Владеет самоконтролем. Проявляет эмоционально положительное отношение к позиции школьника. Адекватно реагирует на ситуации, способен гибко переключаться из одного эмоционального состояния в другое, сопереживать.
Средний уровень (3). Для сдерживания непосредственных побуждений и выполнения учебных правил требуются внешний контроль и стимуляция. Не способен длительно удерживать цель. Невыраженное стремление к достижению результата и преодолению трудностей. Использует внешние средства мобилизации волевых усилий (закатывает глаза, берется за голову.). Неустойчивая заинтересованность в оценке и результате. Слабые навыки самоконтроля. Неосознанное отношение к позиции школьника (затрудняется в мотивации). Не всегда адекватно реагирует на ситуации. Может «застревать» на определенном эмоциональном состоянии.
Низкий уровень (1). Не способен сдерживать непосредственные побуждения, выполнять учебные правила. Не удерживает цель. Безразличен к результату и оценке. Отказывается от деятельности при наличии трудностей. Деятельность непроизвольна. Не способен действовать без внешней стимуляции. Школьная мотивация отсутствует. Характерны различные нарушения эмоционально-волевой сферы (аффективный фон настроения, эйфорич- ность, негативизм и др.).
Знание основ арифметики
Параметры оценки: навыки счета, арифметических действий, сравнение чисел.
Высокий уровень (5). Считает в прямом и обратном порядке до 5 (ст. гр.), до 10 (под- гот. гр.). Счет осознанный. Владеет порядковым счетом (подг. гр.). Сравнивает множества и числа путем уравнивания элементов и пересчета. Выполняет арифметические действия (+1 - ст. гр. +, -2 - подг. гр.).
Знает цифры и оперирует ими, а также арифметическими знаками. Самостоятельно составляет и решает устные арифметические задачи.
Средний уровень (3). Навыки счета неустойчивые. Счет больше механический. Порядковый счет в малом пределе. Сравнивает множества путем пересчета. Сравнивает числа в небольшом интервале (до трех - ст. гр. до 5-6 - подг. гр.) Выполняет арифметиче-ские действия только на + (-1), используя пальцы и др. Знает арифметические знаки, цифры, но слабо оперирует ими. Составляет арифметические задачи на наглядной основе с помо-щью взрослого.
Низкий уровень (1). Считает в ограниченном пределе. Счет неосознанный. Срав-нивает контрастные множества с помощью взрослого. Арифметические действия малодо-ступны. Не соотносит числа с цифрами, арифметические знаки не понимает и не применяет.
Примерные задания: •
сосчитай по одному, сколько сможешь (устно) •
пересчитай предметы (на наглядной основе с итоговым числом) •
сосчитай от. до. •
отсчитай (отложи, дай мне.) только 5 и др. •
возьми столько же, на 1 больше (меньше) •
каких предметов больше (меньше), на сколько? Сделай поровну •
знание цифр (любые задания) •
вычислительные навыки на основе действия с предметами и в уме (устные задачи и т. п.).

Еще по теме 24. Диагностика задержки психического развития у дошкольников

Диагностика задержки психического развития

Диагноз ЗПР для многих родителей звучит приговором, вынесенным их ребенку. Но так ли страшна задержка психического развития? Что делать родителям и педагогам, чтобы ребенок с таким диагнозом гармонично влился в обычную жизнь общества или вообще избавился от нарушений, делающих его непохожим на своих сверстников?

Немаловажную роль играет диагностика задержки психического развития. Ведь от корректности проведения диагностических мероприятий зависит и сценарий помощи ребенку, акценты, расставляемые родителями и педагогами в ходе обучающей и развивающей деятельности.

Задержка психического развития (ЗПР) ― это нарушение темпа развития отдельных психических функций человека: внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы. В таком случае психическое развитие отстает от принятых в научном мире норм, свойственных определенному возрасту.

Что такое ЗПР?

Как педагогический диагноз ЗПР ставится ребенку дошкольного возраста или младшего школьного периода. Именно на этих возрастных этапах возможна коррекция развития ребенка. При отрицательном результате развития психических функций данный диагноз изменяется на более серьезные: конституциональный инфантилизм или умственная отсталость.

Причины задержки психического развития

При диагностике ЗПР специалист обязательно рассмотрит все потенциальные причины возникновения задержки у конкретного ребенка. Современная наука выделяется две группы основных причин, каждая из которых имеет по несколько факторов, влияющих на развитие психики человека.

Биологические причины, связанные с функционированием организма ребенка и его родителей:

Диагностика детей с зпр методики

Коррекция возможна в дошкольном возрасте

  • патологическая беременность, во время которой могли быть инфекционные заболевания, токсикозы тяжелой степени, случаи травмирования матери и плода, интоксикации)
  • внутриутробная гипоксия плода
  • преждевременные роды
  • травма или асфиксия плода во время родов
  • инфекционные, травматические, токсические заболевания ребенка в раннем возрасте
  • наследственная предрасположенность.
  • Социальными причинами ЗПР могут быть такие:

  • длительная изолированность ребенка от общества
  • неблагоприятная обстановка в семье с травмированием психики: физическое и психологическое насилие, алкоголизм родителей, равнодушие родителей, неучастие в развитии ребенка и т. д.
  • В зависимости от причин задержки психического развития существуют и разные классификации ЗПР. При диагностике ЗПР отечественные психологи часто пользуются классификацией клинических типов ЗПР по принципу происхождения К. С. Лебединской. Она выделает 4 типа ЗПР:

  • конституционного происхождения (ребенок в своем развитии на этап ниже, чем его сверстники: незрелая эмоционально-волевая сфера, игровые мотивы преобладают над познавательными, поверхностные эмоции)
  • соматогенного происхождения (ощущение физической неполноценности, капризность, неуверенность, вызванные перенесенными заболеваниями: операциями с наркозом, ограниченной подвижностью, болезнями сердца и др.)
  • психогенного происхождения (вызванные недостаточной или чрезмерной опекой, особенностями невротического характера отсутствие познавательной активности, эгоцентризм, нервозность, повышенная тревожность и др.)
  • церебрально-органического происхождения (психическая неустойчивость или тормозивность, выражающие как в гиперактивности, так и в неуверенности, боязливости, медлительности).
  • Методы диагностики ЗПР

    Глубокий анализ личности ребенка, обстоятельств его рождения, условий жизни и воспитания проводятся посредством целого комплекса мероприятий, проводимых специалистами: психолого-педагогической комиссией.

    Диагностика детей с зпр методики

    ЗПР диагностируется посредством комплекса мероприятий, направленных на изучение личности ребенка

    В целях разработки методических рекомендаций и советов родителям с детьми проводится такая работа:

    1. Сбор и изучение психологического анамнеза
    2. Психологическое обследование
    3. Психологическое заключение

    Самым серьезным для правильной диагностики является этап обследования ребенка, включающий беседу с ребенком работу по изучению восприятия, памяти, внимания, способности к анализу, сравнению, обобщению, классификации информации знакомство с возможностями ребенка в звуковой и смысловой сфере речевой деятельности, а также исследование эмоционально-волевой сферы.

    Члены психолого-педагогической комиссии делают выводы и на их основе формулируют рекомендации для педагогов и родителей, помогающие довести все стороны развития ребенка до установленной возрастной нормы.

    Кроме того, врач может назначить ряд дополнительных клинических и лабораторных исследований, которые способны уточнить диагноз и установить его генетическую природу. Это генетические, молекулярные и метаболические анализы: хромосомные тесты, исследование кариотипа, FISH-анализ, молекулярно-цитогенетическое исследование и ряд специальных генетических анализов при подозрении на определенное заболевание.

    Диагностические признаки ЗПР

    Выводы психологов и педагогов, сделанные на основе обследования психики и интеллекта ребенка, базируются на трех клинико-психологических синдромах.

    Незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в эмоциональной нестабильности, конфликтности, нерегулируемой смешливости, агрессивности. Ребенок не контролирует свои поступки, не способен к себе относиться критично. Он не хочет подчиняться законам и правилам, познавательные стимулы отсутствуют, отдается приоритет игровой деятельности. В детском саду и школе наблюдаются нарушения дисциплины, он не способен строить стабильные отношения с ровесниками и взрослыми.

    Отставание интеллектуального развития сопровождается неумением долго заниматься одним делом, повышенным уровнем утомляемости с потерей внимания. В садике и школе такой ребенок показывает отставание в речевом развитии и при выполнении любых обучающих заданий познавательного характера.

    Межличностное развитие детей с ЗПР отличается сложностями в общении со сверстниками, педагогами и родителями. Такие дети чаще всего одиноки во время игр и занятий, часто проявляют агрессию, страх, заторможенность, неспособность вести диалог с собеседником.

    Дети с диагнозом ЗПР, тем не менее, могут стать полноценными членами общества при правильном подходе к их развитию педагогов и родителей.

    Рекомендации специалиста

    Психологи рекомендуют все силы сконцентрировать на развитии детей с ЗПР: для многих положительный результат будет очевиден, и о диагнозе ЗПР больше вспоминать не придется.

    Какие же советы дают специалисты для успешного развития детей с ЗПР?

    1. Посещать специализированные детские сады, школы или группы
    2. Проводить регулярные занятия на развитие всех мыслительных процессов
    3. Заниматься с логопедом
    4. Больше рисовать, лепить, клеить и т. д.
    5. Тренировать эмоциональную сферу с помощью современных методик: арттерапии, сказкотерапии, игровой терапии и т. д.)
    6. Формировать пространственное и абстрактное мышление посредством специальных занятий
    7. Комплексно подходить к развитию ребенка с параллельным медикаментозным лечением, физиотерапией, ЛФК, массажем и спортивными занятиями

    А главное помнить, что ЗПР ― диагноз, от которого есть много шансов избавиться, если у взрослых нет дефицита любви, внимания, терпения и мудрости.

    Александр Ким | Все блоги автора (8)

    Опубликовано: 15 Марта, 2013, 13:39

    Дифференциальная диагностика ЗПР

    В таблицу вносятся данные о состоянии мыслительной деятельности, которые будут достаточно надежны, если охарактеризовать все виды мышления. Как легкая и средняя степени нарушения развития мышления могут оцениваться случаи, когда количество выполненных мыслительных заданий всего на 30% меньше их количества. К тяжелой степени нарушения развития мыслительной деятельности относятся случаи невыполнения большинства заданий (более 50%), несмотря на оказанную помощь, а трудности возникают уже при восприятии инструкции.

    Далее в таблицу вносятся данные о состоянии речевой деятельности. Нормальный уровень речевого развития определяется в том случае, когда состояние всех трех сторон речи близко к норме. Встречаются только некоторые недостатки звукопроизношения, ограниченность активного словаря и грамматического строя речи. Существенное значение имеет возможность ребенка переводить речь из внутреннего плана во внешний. Средняя степень недостаточности речи определяется в том случае, если у ребенка имеются задержка речевого развития, маленький объем словаря, дефекты звукопроизношения, недостатки в грамматическом оформлении фраз. К грубым недостаткам речевого развития относятся случаи, когда наблюдаются трудности во внутреннем программировании и речевом оформлении высказываний, бедность словаря, аграмматизмы в речи, полиморфные нарушения звукопроизношения.

    Сложнее рассматривать степень недостаточности обучаемости. Определяя уровень обучаемости, можно отнести к нормальному уровню случаи, когда ребенок решает самостоятельно 80% интеллектуальных заданий разных видов. Средняя степень может быть зафиксирована в тех случаях, когда 50% заданий выполняется самостоятельно, а остальные — после двух этапов помощи. Как грубая недостаточность обучаемости оцениваются те случаи, когда ребенку для выполнения задания приходится оказывать развернутую помощь. Использование оценок степени недостаточности функций выделено в качестве составляющих когнитивного (познавательный) аспекта структуры аномального развития.

    Начинается заполнение таблицы с оценки состояния мыслительной деятельности. Чаще всего дети с ЗПР не выполняют задания словесно-логического характера. Оценивая состояние речевого развития, принимаются во внимание особенности фонетико-фонематической стороны речи, словарного запаса и грамматического строя речи. У детей с ЗПР выявляются нарушения, как в звуковой, так и в смысловой стороне речевой деятельности: маленький объем словаря, дефекты звукопроизношения, недостатки в лексической вариативности. Последним характеризуется обучаемость, для оценки которой необходимо учитывать способность к переносу усваиваемых операций, приемов, действий в новые условия и виды оказываемой помощи. Детям с ЗПР оказывают помощь, и они способны к переносу усвоенных понятий в новые условия.

    Легкая или средняя степень выраженности недостатков в развитии мышления при возможном наличии речевых дефектов и сниженной по сравнению с нормой обучаемостью наблюдается при задержке психического развития (29).

    Диагностика детей с ЗПР сложна, так как трудно отграничить задержанное развитие от сходных состояний: умственной отсталости, педагогической запущенности, детского аутизма, инфантилизма.

    Обобщая все подходы и точки зрения на определение дифференциальных критериев диагностики детей с ЗПР, можно выделить следующие, на наш взгляд, наиболее интегративные показатели: степень поражения головного мозга, сформированность процессов познавательной деятельности, сформированность компонентов речевой деятельности, способ выполнения действий, произвольность, характер оказываемой помощи, способность к переносу, уровень психической деятельности (табл.2).

    Важно разграничивать ЗПР церебрально-органического генеза и умственную отсталость, так как у детей отмечаются сходные элементы психического недоразвития, которые требуют разных подходов психолого-педагогической коррекции.

    В отличие от умственной отсталости при ЗПР диффузное поражение головного мозга отсутствует. Наблюдается наличие очаговых органических поражений головного мозга средней или легкой степени либо функциональные нарушения деятельности центральной нервной системы. Нарушения различных структур мозга и их участие в реализации процессов восприятия, внимания, памяти, речи, интеллектуальной деятельности лежат в основе изменении познавательной деятельности и познавательной активности. У детей с ЗПР снижена продуктивность, познавательная активность в различных видах психической деятельности, неравномерное формирование процессов познавательной деятельности.

    Основные критерии отграничения ЗПР и умственной отсталости

    Анализ по этим параметрам позволяет выделить своеобразные особенности развития детей с ЗПР и отграничить ЗПР от других аномальных состояний.

    Анализ эмпирических данных в исследованиях детей с ЗПР показал, что они имеют определенную, только им свойственную психологическую структуру, и поэтому выделенные показатели и критерии наиболее информативно указывают нам на уровень интеллектуаль
    но-эмоционального, личностного развития.

    Вопросы и задания
    к практическим занятиям

    1. Разграничьте норму и ЗПР, используя дифференциальные критерии.

    2. Выделите наиболее информативные критерии психического развития с позиции дифференциальной психологии.

    3. Подберите диагностические методики, способные оценить уровень познавательного, эмоционального развития.

    4. Охарактеризуйте диагностические методики, направленные на исследование интеллектуально-эмоционального развития.

    5. Назовите основные подходы к диагностике ЗПР.

    6. Выделите основные признаки, с помощью которых отграничивают ЗПР от умственной отсталости.

    Примерная тематика рефератов
    и курсовых работ

    1. Обучаемость как дифференциальный критерий в оценке уровня интеллектуально-эмоционального развития детей с ЗПР.

    2. Основные подходы к диагностике и коррекции детей с ЗПР.

    3. Диагностика познавательного развития детей с ЗПР.

    4. Исследование межличностных взаимодействий в коррекционной группе.

    5. Диагностика эмоционального развития детей с ЗПР.

    6. Диагностика и коррекция вторичных нарушений при ЗПР.

    7. Диагностика и коррекция коммуникативных взаимодействий детей с ЗПР.

    8. Проблемы ранней диагностики пограничных состояний (ЗПР церебрально-органического генеза).

    9. Сравнительная характеристика детей с ЗПР и умственной отсталостью.

    10. Методы диагностики и коррекции пространственного восприятия при ЗПР.

    11. Исследование эмоционального развития посредством проективных методик.

    12. Специфика использования тестовых методик при ЗПР.

    Для диагностики познавательного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР могут быть использованы следующие тесты: устойчивость, распределение и переключение внимания — методика С. Лиепинь схематическое мышление — тест Когана логичность мышления — «Обобщение понятий», «Конкретизация понятий», «Классификация», «Сравнение» произвольность — тест «Запрещенные слова» речевое развитие — методика Эббингауза, ассоциативный эксперимент.

    Методика С. Лиепинь

    Цель — изучение устойчивости, распределения и переключения внимания.

    Предлагается бланк с изображением знакомых предметов трех видов (грибы, мячи, ели), расположенных по восемь в каждом ряду.

    Для оценки устойчивости внимания дается задание зачеркнуть все мячи.

    Для оценки распределения и переключения внимания надо вычеркнуть ели красным карандашом, а мячи — синим.

    Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития внимания, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

    Особенности выполнения методики. При выполнении данного задания дети с ЗПР сталкиваются с трудностями удержания инструкции до конца выполняемой деятельности, что выражается в низком уровне распределения внимания между двумя предметами и переключении с одного предмета на другой. Дети с ЗПР отличаются крайней неустойчивостью внимания, неспособностью к длительному напряжению и концентрации внимания без игровой мотивации.

    Цель — исследование схематического мышления.

    Стимульный материал: таблица с разными геометрическими фигурами и образцами разных цветов, отдельные карточки с теми же фигурами разных цветов.

    Тест проводится в два этапа.

    Инструкция 1: Разложи карточки по цвету или по форме.

    Инструкция 2: Посмотри на таблицу и разложи карточки так, чтобы каждая попала в свою клеточку.

    Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития схематического мышления, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

    Источники:
    psihologia.biz, ztema.ru, allrefrs.ru, pedlib.ru

    Следующие статьи



    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения