Главная » Что необходимо знать родителям

Синдром сдвг у детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это нарушение неврологически-поведенческого развития у детей, течение этого заболевания - хроническое. Как правило, первые симптомы этого заболевания появляются в позднем дошкольном и школьном возрасте. Многие симптомы СДВГ не являются «специфическими» для данного заболевания, и в той или иной мере могут проявляться абсолютно у всех детей. Дети с СДВГ имеют, прежде всего трудности концентрации внимания, повышенную двигательную активность (гиперактивность), и у них наблюдается импульсивность поведения ( практически неуправляемая).

Причины развития

Синдром сдвг у детейСДВГ является стойким и хроническим синдромом, излечения которого в современной медицине нет. Считается, что дети могут « перерасти» этот синдром, или приспособиться к его проявлениям во взрослом возрасте.

В семидесятых годах прошлого столетия существовало много споров по поводу СДВГ среди медицинских работников, педагогов, родителей, политиков. Одни говорили, что этого заболевания не существует вообще, другие доказывали, что СДВГ передается генетически, и есть физиологические основы для проявления этого состояния. Ряд ученых доказывает влияние условий климата на развитие СДВГ.

Есть основания полагать, что острые или хронические интоксикации (употребления алкоголя, курение, наркотических веществ) во время беременности и кормления грудью в дальнейшем могут оказать свое влияние на проявление СДВГ у детей. Гестоз, токсикоз, эклампсия в родах, преждевременные роды, задержка внутриутробного развития плода, кесарево сечение, затяжные роды, позднее прикладывание к груди, искусственное вскармливание с рождения и недоношенность -также являются факторами риска развития этого синдрома.

Черепно-мозговые травмы и перенесенные инфекционные заболевания могут влиять на развитие гиперактивности у детей. При гиперактивности нарушена нейрофизиология головного мозга, у таких детей находят дефицит дофамина и норадреналина.

Признаки

Принято выделять три типа СДВГ: случай с дефицитом внимания, случай с гиперактивностью ребенка и импульсивностью, а также смешанный тип .

По статистике американских ученых, это нарушение наблюдается в среднем у 3-5% американских детей, чаще всего признаки этого заболевания проявляются у мальчиков.

Многие признаки СДВГ у детей выявляются не всегда. Первые симптомы гиперактивности манифестируют еще в детском садике и в начальных классах школы. Психологи должны наблюдать за детьми на уроках в школе, и как они ведут себя дома и на улице.

Синдром сдвг у детейДети с СДВГ не только не внимательны, они и очень импульсивны. У них отсутствует контроль поведения в ответ на какие-то требования. Такие дети быстро и самостоятельно реагируют на какую-либо возникшую ситуацию, не дожидаясь указаний и рекомендаций со стороны родителей и других взрослых. Такие дети не правильно оценивают требования учителей и задания. Дети с гиперактивностью не могут правильно оценить результаты своих действий, и какое разрушительное или отрицательное влияние они могут оказывать. Такие детки очень капризны, у них отсутствует чувство страха, подвергают себя не нужному риску, чтобы показать себя перед ровесниками. Дети с гиперактивностью очень часто получают травмы, отравления, портят чужое имущество.

Диагностика

Согласно международным критериям, диагноз СДВГ можно поставить детям при наличии у них соответствующих симптомов не ранее чем в 12 лет ( по данным зарубежных изданий этот диагноз правомочен и в шестилетнем возрасте ). Признаки СДВГ должны проявляться в разных обстановках и ситуациях. Для постановки диагноза СДВГ необходимо наличие шести основных симптомов (из ниже перечисленного списка), а если признаки заболевания сохраняются и старше 17 лет – достаточно 5-ти симптомов. Признаки заболевания должны проявляться стабильно в течение полугода и более. Существует определенная градация симптомов. Для синдрома невнимательности и для синдрома гиперактивности существуют свои симптомы, и они считаются отдельно.

Невнимательность

  1. Мальчики и девочки с СДВГ в школе очень не внимательны, постоянно допускают ошибки на уроках и в домашнем задании. Пишут в тетради и на доске небрежно и неаккуратно.
  2. Во время занятий и игр со сверстниками такие дети всем мешают, не понимают правил игры, но пытаются в ней участвовать, очень не внимательны.
  3. Синдром сдвг у детейУ преподавателей и родителей создается впечатление, что ребенок не слышит то, что ему говорят.
  4. Может начать какое-то дело или занятие и не довести его до конца.
  5. Самостоятельную работу на уроке или дома выполняет с трудом.
  6. Если домашнее задание требует усидчивости, внимательности, длительного умственного напряжения, то он категорически отказывается их выполнять.
  7. Постоянно теряет свои школьные принадлежности, учебники, тетради, вторую обувь и т.д.
  8. На уроках очень легко отвлекается на посторонние дела.
  9. Постоянно все вокруг себя ломает, однако не признается, что это сделал он.
  10. Очень забывчив в простых повседневных и бытовых ситуациях.

Повышенная активность у детей с СДВГ

Гиперактивность у детей с СДВГ проявляется всегда и везде.

  1. Такие дети всегда и везде подвижны, ведут себя как «юла». Постоянно крутятся, бегают вокруг столбов и деревьев, вертятся на уроках, беспокойные даже во сне. воспроизводят в течении дня множественные и не контролируемые движения в кистях рук и даже в стопах ног.
  2. Может во время школьного урока встать со стула без разрешения учителя и пойти в неизвестном направлении.Синдром сдвг у детей
  3. Постоянно находится в активном движении – бегает по школе, прыгает на переменах, громко кричит, пытается куда-то залезть и откуда-то спрыгнуть.
  4. Тихо и спокойно играть или чем-то заниматься такие дети не могут вообще. У таких детей нет хобби, они мало читают, не любят конструировать.
  5. Ни минуты не сидит на одном месте, находится в беспрерывном движении, как будто сзади к нему прикреплен «моторчик».
  6. Дети с СДВГ очень общительные, легко входят со всеми в контакт. болтливые, поверхностные в общении, часто забывают о чем они начинали говорить.
  7. Такие детки не могут ничего долго ждать, им надо все «здесь и сейчас».
  8. Постоянно лезет к другим детям, мешает им играть, забирает игрушки.
  9. Сон такого ребенка очень беспокойный, он всю ночь ворочается, не может найти правильное положение подушки, комкает одеяло, сбрасывает его с себя.

Поведение при СДВГ может быть для родителей, учителей и других членов семьи «невыносимым». Чаще всего, именно родителей винят в плохом воспитании своего чада. Самим родителям очень трудно с такими детьми, и они постоянно испытывают чувство стыда за поведение своего сына или дочери. Постоянные замечания в школе на гиперактивность дочери или сына, на улице - от соседей и друзей.

Наличие у ребенка диагноза СДВГ не означает, что родители его плохо воспитали и не научили как правильно себя вести. Родители таких детей должны понять, что СДВГ - это заболевание, которое требует правильного лечения. Родители и внутренняя обстановка в семье помогут мальчику или девочке избавиться от повышенной гиперактивности, стать более внимательными, лучше учиться в школе, и в дальнейшем адаптироваться к взрослой жизни. Каждый маленький человек должен открыть свой внутренний потенциал.

Дети очень сильно нуждаются в родительском внимании и опеке. В мире современных технологий и при наличии денег, родители могут купить своему чаду любую игрушку, самый современный телефон, планшет и компьютер. Но, никакие современные «игрушки» не подарят вашему малышу душевного тепла. Родители должны не только кормить и одевать своих детей, они обязаны посвящать им все свое свободное время.

Очень часто родители устают от своих детей с гиперактивностью и пытаются переложить все заботы о воспитании на бабушку и дедушку, но это не выход из сложившейся сложной ситуации. Родители таких « особенных» детей должны обратиться к психологу и решать эту проблему совместно с педагогами и медицинскими работниками. Чем раньше родители осознают всю серьезность СДВГ, и чем раньше обратятся к специалистам, тем лучше прогноз для излечения этого заболевания.

Родители должны вооружиться знаниями об этом заболевании. Существует много литературы на эту тему. Только в тесном взаимодействии с врачом и педагогом можно достичь хороших результатов в лечении этого заболевания. СДВГ - это не «ярлык» и не стоит бояться этого слова. Нужно поговорить с учителями в школе о поведении своего любимого чада, обсудить с ними все проблемы, и убедиться, что учителя понимают, что происходит с их мальчиком или девочкой.

Рейтинг: (Голосов: 1, 4,00 из 5)

СДВГ у детей

Синдром сдвг у детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) представляет собой нарушение функции центральной нервной системы. На сегодняшний день встречаемость этого диагноза среди детей растет с каждым годом. Среди мальчиков такой диагноз встречается чаще.

СДВГ у детей: причины

СДВГ может быть вызван следующими причинами:

  • нарушение работы подкорковых структур головного мозга
  • патологи развития лобных долей мозга
  • наследственность
  • перинатальная энцефалопатия
  • патология беременности у матери ребенка (гипоксия плода, обвитие пуповины, токсикоз, угроза прерывания беременности. курение, стрессы, неправильное питание)
  • особенности протекания родов: преждевременные, длительные, скоротечные, со стимуляцией родовой деятельности
  • ребенок родился недоношенным.
  • Частые конфликты, происходящие в семье, чрезмерная строгость по отношению к ребенку может способствовать возникновению у него синдрома СДВГ.

    Диагностика СДВГ у детей

    Основным методом диагностики является метод динамического наблюдения за ребенком в естественной для него среде. Наблюдатель создает так называемую карту наблюдения, куда заносятся данные об особенностях поведения ребенка дома, в школе, на улице, в кругу друзей, с родителями.

    С ребенком старше 6 лет используются оценочные шкалы для определения уровня сформированности внимания, мышления и иных когнитивных процессов.

    При постановке диагноза также учитываются жалобы родителей, данные медицинской карты ребенка.

    Симптомы CДВГ у детей

    Первые признаки CДВГ начинают проявляться уже у грудного ребенка. Ребенка с CДВГ характеризует наличие следующих симптомов:

  • повышенная двигательная активность конечностей
  • хаотичные движения
  • часто задержка речевого развития
  • неуклюжесть
  • расторможенность
  • импульсивность
  • неусидчивость
  • невнимательность.
  • Часто у таких детей отмечается заниженная самооценка, головные боли и страхи.

    Психологические особенности детей с CДВГ

    Дети с синдромом CДВГ немного отличаются от своих обычных сверстников:

  • ребенок не может контролировать собственное поведение
  • ему трудно удерживать внимание длительное время на одном предмете
  • отмечается эмоциональная лабильность, частая смена настроения
  • ребенку трудно наладить контакт с другими детьми.
  • Обучение детей с CДВГ

    Обучение ребенка с диагнозом CДВГ требует повышенного внимания со стороны родителей и учителей, поскольку ему нужно дозировать умственные нагрузки, обеспечить по возможности частую смену деятельности во избежание потери интереса к предмету. Ребенок с CДВГ отличается неусидчивостью, он может ходить по классу во время урока, вызывая нарушение учебного процесса.

    Школа для детей с CДВГ представляет наибольшую трудность, поскольку требует от него невозможного в силу его физиологических особенностей: долго сидеть на одном месте и концентрировать внимание на одном предмете.

    Лечение CДВГ у детей

    Детей с синдромом CДВГ необходимо лечить комплексно: помимо медикаментозной терапии обязательно и сам ребенок, и родители посещают нейропсихолога.

    Родителям необходимо обеспечить ребенку соблюдение режима дня, дать возможность выплеснуться накопившейся энергии путем физических упражнений и длительных прогулок. Необходимо сократить до минимума просмотре телевизора и нахождение ребенка за компьютером, так как это усиливает перевозбуждение детского организма.

    Следует ограничить присутствие ребенка с CДВГ в местах массового скопления людей, поскольку это может только усилить проявление гиперактивности.

    Из медикаментозных средств применяют: атомоксетин, кортексин, энцефабол, пантогам. церебролизин, фенибут. пирацетам, риталин, декседрин, цилерт. Рекомендуется с осторожностью применять ноотропные препараты в детском возрасте до 6 лет, поскольку они имеют рядСиндром сдвг у детей серьезных побочных эффектов: бессонница, повышение артериального давления, учащение пульса, снижение аппетита, формирование лекарственной зависимости.

    Ребенок с CДВГ требует особого внимания к себе как со стороны родителей, так и со стороны окружения. Правильно организованный режим дня, физические нагрузки, адекватное соотношение похвалы и критики в адрес ребенка позволят ему успешнее адаптироваться к окружающей обстановке.

    Также следует помнить, что по мере взросления ребенка проявления синдрома CДВГ будут сглаживаться и проявляться не столь ярко.

    СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

    Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ ) нелегко. Вас может сердить и расстраивать поведение и плохая учеба Вашего ребенка, у Вас может сложиться впечатление, что Вы – плохой родитель. Эти чувства вполне понятны, но неоправданны. СДВГ – это заболевание, и оно не является следствием плохого воспитания. СДВГ можно эффективно лечить, и, понимая состояние Вашего ребенка, Вы можете помочь ему!

    Что такое СДВГ у детей?

    Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справлять с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий, вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы как в школе, так и дома. Такие дети часто имеют низкую успеваемость и часто считаются озорными, непослушными, «терроризирующими» семью и сверстников в школе. При этом, они сами могут страдать от низкой самооценки, им трудно заводить друзей и дружить с другими детьми.

    На самом деле причиной вышеуказанного поведения является недостаток определенных биологически активных веществ в некоторых отделах головного мозга.

    Часто ли встречается СДВГ?

    По данным Американской Психиатрической Ассоциации, СДВГ является распространенным расстройством, которое встречается у 3-7% детей школьного возраста.

    Чем поведение детей с СДВГ отличается от поведения других детей?

    Особенности поведения при СДВГ делятся на три категории:

    1. Симптомы невнимательности . Такие дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают свое внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организаци5екй и соблюдением инструкций. Складывается вп5чатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. Они часто делают ошибки из-за невнимательности, теряют свои школьные принадлежности и прочие вещи.

    2. Симптомы гиперактивности . Дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В классе они стремятся сорваться с места в неподходящее время. Говоря образно, они все время в движении, как будто заведенные.

    3. Симптомы импульсивности . Очень часто на занятиях в классе дети с СДВГ выкрикивают ответ до того, как учитель закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди. Они не в состоянии отложить получение удовольствия. Если они чего-то хотят, то они должны получить это в тот же момент, не поддаваясь не разнообразные уговоры.

    Ваш лечащий врач обладает всей необходимой информацией об СДВГ и может поставить правильный диагноз, основываясь на имеющихся в его распоряжении диагностических критериях.

    Как выявляют СДВГ?

    Все дети иногда могут быть невнимательными или гиперактивными, так что же отличает детей с СДВГ?

    СДВГ выявляется, если поведение ребенка отличается от поведения других детей того же возраста и уровня развития в течении достаточно длительного времени, как минимум 6 месяцев. Эти особенности поведения возникают до 7 лет, в дальнейшем они проявляются в различных социальных ситуациях и отрицательно сказываются на внутрисемейных отношениях. Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребенка в школе и дома. Ребенок должен быть тщательно обследован врачом для исключения других заболеваний, которые также могут обуславливать эти нарушения поведения.

    В зависимости от основных нарушений, врачи могут диагностировать СДВГ с преобладанием невнимательности, гиперактивности и импульсивности или комбинированный тип.

    Какие заболевания могут сопровождать СДВГ?

    У некоторых детей выявляются другие заболевания, которые сопутствуют этому расстройству. Они включают:

  • Расстройства развития учебных навыков, которые приводят к тому, что успеваемость у ребенка значительно ниже, чем у сверстников.
  • Вызывающее оппозиционное расстройство, которое проявляется умышленным непослушанием, враждебным и даже буйным поведением.
  • Эмоциональные расстройства, когда ребенок чувствует упадок сил, становится нервным, плаксивым. У беспокойного ребенка может пропадать желание играть с другими детьми. Такой ребенок может быть слишком несамостоятельным.
  • Тики также могут сопутствовать СДВГ. Проявление тиков разнообразно: подергивание мышц лица, длительное сопение или подергивание головой и т. д. Иногда при сильных тиках могут возникать внезапные выкрикивания, что нарушает социальную адаптацию ребенка.
  • Каковы причины СДВГ?

    Точная причина СДВГ до настоящего времени не ясна. Однако специалисты считают, что симптомы СДВГ могут быть обусловлены комплексом факторов. Вот некоторые из них:

    - СДВГ имеет тенденцию передаваться по наследству, что указывает на генетическую природу этого заболевания.
    - Есть основания предполагать, что употребление алкоголя и курение во время беременности, преждевременные роды и недоношенность могут также увеличивать вероятность развития у ребенка СДВГ (4, 5).
    - Травмы головного мозга и инфекционные заболевания мозга в раннем детстве также создают предрасположенность к развитию СДВГ.

    В основе механизма развития СДВГ лежит дефицит определенных химических веществ (дофамина и норадреналина) в некоторых областях головного мозга. Эти данные подчеркивают тот факт, что СДВГ – это заболевание, требующее соответствующей диагностики и правильного лечения.

    Проходит ли СДВГ с течением времени?

    Симптомы гиперактивности и импульсивности у взрослых отходят на второй план. Во взрослом возрасте СДВГ может проявлять отсутствием рационального планирования своего времени, плохой памятью, низкой академической успеваемостью и, как следствие, низким уровнем достижений в профессиональной сфере. Взрослые с СДВГ могут также страдать зависимостью от психоактивных веществ, наркоманией, депрессией.

    Я очень устаю от того, как ведет себя мой ребенок. Это моя вина?

    Поведение ребенка при СДВГ может быть крайне невыносимым. Оно часто заставляет родителей испытывать вину и стыд. Наличие у ребенка СДВГ не означает, что Вы плохо его воспитали. СДВГ – это заболевание, требующее надлежащей диагностики и правильного лечения. При эффективном лечении можно нормализовать поведение в школе и дома, повысить самооценку ребенка, облегчить ему социальное взаимодействие с другими детьми и взрослыми, т. е. помочь ребенку раскрыть свой потенциал и вернуть его к полноценной жизни.

    Чем я могу помочь своему ребенку, если он страдает СДВГ?

    Вооружитесь знаниями и правильным пониманием СДВГ! Существует достаточно много источников, из которых Вы можете почерпнуть полезную информацию. Ребенок с СДВГ нуждается в соответствующем наблюдении врача. Одной из сторон лечения является психологическая помощь и поддержка ребенка.

    Поговорите с учителями Вашего ребенка о его поведении. Убедитесь, что они понимают, что происходит, и так Вы поможете своему ребенку.

    Как лечить СДВГ?

    Наиболее оптимальным является комбинированное лечение, заключающееся в сочетании лекарственной терапии и психологической коррекции.

    У моего ребенка диагноз СДВГ. Что это означает?

    Не все люди понимают, что СДВГ – это заболевание, и некоторые видят в этом необоснованный «ярлык». Временами родителям бывает трудно принять, что их ребенок болен и они бывают возмущены диагнозом. Иногда родители полагают, что они сами виноваты в этом диагнозе, так как были плохими или невнимательными родителями. Важно понимать, что СДВГ – это заболевание. С помощью лечения можно улучшить учебу, социальную адаптацию ребенка, способность заводить друзей и поддерживать дружбу. Правильное лечение может снизить напряженность в семье, нормализовать жизнь дома и сделать ее приятной для всех членов семьи. Самое важное заключается в том, что эффективное лечение ребенка с СДВГ повышает его шансы на здоровое, счастливое и плодотворное будущее. Если Вы обеспокоены наличием этого заболевания и его последствиями для Вашей семьи, поговорите со специалистом, который расскажет Вам про это заболевание. Откладывание лечения из-за недостаточного понимания проблемы – это, безусловно, неправильно для Вашего ребенка.

    Как мне вести себя дома, если у моего ребенка СДВГ?

    1. Вырабатывайте позитивное отношение.

    Дети с СДВГ болезненно реагируют на критику. Вместо того, чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он НЕ должен делать, обратите свои замечания в более позитивную сторону и скажите ребенку, что ему СЛЕДУЕТ делать. Например, вместо: «Не бросай свою одежду на пол», – попробуйте сказать: « Давай я помогу тебе убрать одежду».
    Помогите своему ребенку развивать привычку к позитивным мыслям. Например, вместо мысли: «Я не могу это сделать», помогите ему настроиться на то, что ему сделать по силам: «Я могу сделать это!»

    2. Не скупитесь на похвалу.

    Дети расцветают, когда родители их хвалят. Например: «Ты сегодня сделал домашнюю работу хорошо и быстро», или: «Я горжусь тобой».
    Все мы иногда совершаем ошибки и небольшие проступки. Вместо того, чтобы сердиться, когда Ваш ребенок что-то испортил, скажите что-нибудь вроде: «Не переживай, это можно починить».

    3. Помогите своему ребенку не волноваться.

    Такие занятия, как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны, помогут Вашему ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован.

    4. Составьте для ребенка простые и ясные правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня.

    - Обедайте и ужинайте в одно и то же время.
    - Помогите ребенку не откладывать дела, которые обязательно нужно сделать.
    - Ведите список важных дел.
    - Учите ребенка планировать свой день. Начните с того, чтобы собирать школьные принадлежности заранее.

    5. Больше общайтесь.

    Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, – что случилось в школе, что он видел в кино или по телевизору. Узнайте, что думает ребенок. Задавайте открытые вопросы, которые предполагают рассказ, а не односложный ответ. Когда Вы задаете ребенку вопрос, дайте ему время подумать и ответить. Не отвечайте за него! Слушайте, когда он говорит с Вами, и давайте позитивные комментарии. Пусть Ваш ребенок почувствует, что он и его дела Вам интересны.

    6. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка. Когда Вашему ребенку необходимо сосредоточиться на выполнении задания, ему необходимы особые условия. Уменьшение отвлекающих факторов поможет лучше сконцентрироваться.

    - Убедитесь, что у Вашего ребенка достаточно возможности «выпустить пар». Часто детям требуется передышка между школой и домашней работой.
    - Удостоверьтесь, что ребенок понимает, что от него требуется при выполнении задания.
    - Некоторые задания нужно разбить на несколько частей, чтобы сделать их выполнимыми.
    - При необходимости контролируйте занятия и домашние дела.
    - Регулярные перерывы позволят ребенку отдохнуть и затем снова сосредоточиться.

    7. Правильно реагируйте на плохое поведение.

    -Объясните, что именно Вас рассердило в его поведении.
    - Избегайте обобщений (например, вместо: «Ты никогда меня не слушаешь», скажите: «Я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал»).
    - Наказание должно быть справедливым и соответствовать по своей строгости совершенному проступку.
    - Не вступайте в споры с ребенком.
    - Будьте непреклонны в своих решениях, но не прибегайте к тактике угроз.

    Ясные правила и определенный распорядок дня облегчат принятие ребенком норм поведения.

    8. Отдыхайте сами. Иногда Вам тоже нужен отдых и время для себя. Пригласите кого-нибудь посидеть с ребенком или отправьте ребенка к заслуживающему доверия другу.

    9. Если Вы чувствуете, что не справляетесь, поговорите с врачом, который даст необходимый совет.

    Родителям необходимо помнить, что эффективное лечение СДВГ преполагает тщательное обследование ребенка специалистом, поскольку симптомы СДВГ могут возникать вторично, как результат другого заболевания. В этих случаях лечение исключительно симптоматики СДВГ будет неэффективным.

    Материал предоставлен команией Eli Lilly.

    Синдром сдвг у детей

    Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – это поведенческое расстройство. Впервые ребёнок с таким нарушением был описан в 50-х годах 19 века Генрихом Хоффманом. В конце 20 века этот синдром внесли в Международную классификацию болезней. Страдают СДВГ 18% детей, преимущественно мальчики. Часто СДВГ путают с ММД(Минимальная мозговая дисфункция). Разница в том, что ММД – это более широкое понятие, которое включает в себя такие нарушения, как дислексия, дисграфия, дискалькулия, диспраксия, задержка речевого развития и СДВГ. То есть СДВГ – одна из разновидностей ММД.

    Причины возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей

    СДВГ возникает при незрелости ретикулярной формации, которая находится в центральном отделе стволовой части мозга и имеет форму сеточки. Ретикулярная формация помогает воспринимать и перерабатывать поступающую из мира информацию, а также концентрировать внимание. В итоге сенсорные раздражители из внешнего мира являются для малыша чрезмерно избыточными. Это приводит к беспокойству и раздражению.

    Незрелости ретикулярной формации способствуют:
    -наследственная предрасположенность
    -мутация трёх генов, отвечающих за обмен дофамина
    -гипоксия, асфиксия плода
    -несовместимость по резус-фактору
    -инфекционные и хронические заболевания матери
    -угрозы выкидышей
    -ушибы живота
    -курение и принятие алкоголя, наркотиков во время беременности
    -недоношенность ребёнка
    -слишком быстрые или слишком затяжные роды
    -травмы позвоночника у ребёнка раннего возраста
    -астма, диабет, заболевания почек у малыша
    -приём сильнодействующих антибиотиков ребёнком до 3-х лет.

    Основные симптомы СДВГ у детей

    Основными симптомами СДВГ являются: невнимательность, гиперактивность, импульсивность.

    Невнимательность проявляется в следующем:
    -забывчивость
    -отвлекаемость на любые раздражители
    -теряет предметы
    -не слушает говорящего
    -невнимателен к деталям и из-за этого не может выполнить задание без ошибок
    -не доводит дело до конца
    -неусидчив, отстранён от заданий.
    Гиперактивность обнаруживает себя в:
    -суетливость
    -бесцельные движения
    -предпочитает шумные игры, не умея играть в тихие
    -излишне разговорчив
    -не может долго усидеть на одном месте, когда это требуется.
    При импульсивности ребёнок:
    -отвечает на вопросы, перебивая
    -нетерпелив, когда приходится ждать своей очереди
    -прерывает и вмешивается в разговоры.

    Если в течение полугода постоянно наблюдается не менее 8 признаков, то у ребёнка СДВГ.

    Обнаруживается СДВГ ещё в младенчестве: у детей повышенная чувствительность к сенсорным раздражителям (свету, прикосновениям матери), слишком громкий плач, нарушенный сон, имеет место отставание в двигательном развитии (на 1-2 месяца), избыточное двигательное беспокойство. Обычно СДВГ обнаруживается в 3 года при поступлении ребёнка в садик. От воспитателей родители узнают о неуправляемости, расторможенности малыша, неумении долго сидеть на месте. Особенно тяжело таким детям в 5-6 лет, когда начинаются систематические занятия в ДОУ и подготовка к школе. Несмотря на нормальный интеллект, адаптация к школе затруднена: дети вспыльчивы, возбудимы, нетерпеливы, легко вступают в конфликты. Сверстники не принимают их.

    В подростковом возрасте не скорректированное нарушение приводит к асоциальному поведению.

    Задержка речевого развития при Синдроме дефицита внимания и гиперактивности

    Наряду с ретикулярной формацией, страдает в своём развитии лобная кора и подкорковые области. Поэтому у ребёнка нарушена речь. Этот психический процесс задерживается в своём развитии на 5-8 месяцев. Очень часто дети с СДВГ страдают ЗРР(Задержка речевого развития). В остальных случаях пассивный и активный словарь резко ограничен. Это проявляется в монологичной речи. Предложения состоят из 3-4 слов, которые могут быть переставлены местами. Употребление прилагательных, причастий, наречий, предлогов и союзов оказывается неточным. Всё это оказывает влияние на письмо и чтение. У детей с СДВГ наблюдается дислексия и дисграфия, а также косноязычие вплоть до того, что речь может быть абсолютно непонятной. При письме и чтении ребёнок не исправляет допущенные ошибки.

    Лечение СДВГ у детей

    Лечение СДВГ осуществляется в комплексе. Для начала родителям следует обратиться к невропатологу. Он собирает анамнез развития ребёнка, проводит тесты для измерения внимания, определяет активность мозга с помощью электроэнцефалогрофического исследования или магнитно-резонансной томографии. Важно обратиться к психотерапевту, психологу, логопеду, педагогу-дефектологу. Эти специалисты скорректируют познавательные процессы, эмоционально-волевую и личностную сферы ребёнка. Работу с малышом обычно строят на основе песочной терапии, арт-терапии, куклотерапии, музыкотерапии: это помогает снять напряжение, учит контролировать своё поведение и видеть последствия поступков. Работу проводят на основе ведущего типа восприятия. Так, при преобладании зрительного восприятия материал предоставляется в наглядной форме, полезно письмо под диктовку, списывание если доминирует слуховое восприятие, ребёнок читает вслух текст или слушает взрослого. Стихи разучивают по частям, с осмыслением каждой части. Внимание и самоконтроль развивают с помощью нахождения ошибок в предъявленных заданиях, затем ребёнку предлагается самому сделать ошибки, найти их и исправить. Перед деятельностью с ребёнком обговариваются её этапы (особенно в режимных моментах). Это способствует развитию умения планировать свои действия. На начальных этапах помощь взрослого должна быть максимальной, а затем уменьшаться.

    Лечение СДВГ с помощью лекарственных препаратов

    Также при СДВГ назначаются лекарственные средства. Повышая содержание норадреналина и дофамина в синапсах, они улучшают концентрацию внимания, уменьшают подвижность, импульсивность. Однако, если в семье напряжённая обстановка, то лекарства бесполезны. Обычно психофармакотерапию назначают в школьном возрасте. Но, если у ребёнка 3-6 лет серьёзные проблемы с поведением, вызванные СДВГ, то ему выписывают лекарства.

    Рекомендации для семей с детьми с СДВГ

    Неотъемлемой частью коррекционного процесса при СДВГ является участие семье. Им можно дать следующие рекомендации:
    1) При любом удобном случае хвалите ребёнка, создавая ситуацию успеха
    2) Введите систему вознаграждения: за каждый хороший поступок давайте ребёнку звёздочку, а за каждый плохой красную фишку.
    3) Предъявляйте требования, посильные для малыша
    4) Не будьте слишком придирчивы
    5) Проводите с малышом как можно больше времени
    6) Соблюдайте режим дня
    7) Большие скопления людей способствуют возбуждению неравной системы ребёнка с СДВГ. Поэтому избегайте подобных мест
    8)Следите, чтобы малыш не переутомлялся
    9) Будьте спокойны и терпеливы, поддерживайте в семье позитивную обстановку
    10) У ребёнка, наверняка, найдутся таланты, интересы. Поддерживайте их развитие
    11) Перед выполнением какой-либо деятельности функцию контроля переложите на таймер. Он должен звонить за 5-10 минут до окончания игры
    12) Проигрывайте с малышом жизненные ситуации, помогающие анализировать своё поведение и видеть причинно-следственные связи
    13) Недопустимы унижение, злость, грубость. Не только слова должны носить положительный оттенок, но и жесты, мимика, тон голоса
    14) Не оставляйте без внимания просьбы малыша. Если они по какой-то причине невыполнимы, объясните эту причину
    15) Выработайте по отношению к ребёнку чёткие требования
    16) Не сравнивайте ребёнка с другими сверстниками, подчёркивая его недостатки
    17) Чётко выполняйте рекомендации психолога, педагога-дефектолога, логопеда.

    Привязка к тегам Гиперактивность СДВГ

    Источники:
    odepressii.ru, womanadvice.ru, www.nevromed.ru, vrednuga.ru

    Следующие статьи



    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения