Главная » Что делать если ребенок болеет

Псевдобульбарная дизартрия у детей

Дизартрия

Псевдобульбарная дизартрия у детей

Дизартрией называют расстройство речи, когда больной не выговаривает отдельные слова или звуки. Данное заболевание появляется в результате поражения определенных частей мозга, голосовых связок, некоторых мышц лица. Также, дизартрия может возникнуть при отсутствии зубов, заячьей губе или других похожих болезнях.

Кроме затрудненной возможности произношения, у больного часто появляется нарушение письма, ведь он не может четко проговорить конкретные звуки или слова. В самых сложных случаях, окружающие практически не понимают больного, что становиться причиной отчуждения от общества и замедления развития.

Дизартрия причины

Одним из главных факторов возникновения данного заболевания является плохая иннервация речевого аппарата, появляющаяся в результате дефектов мозга человека. Он не может выговорить слова или звуки не потому, что не умеет, а потому, что у него недостаточно подвижен язык, губы или небо.

Дизартрия у взрослых людей далеко не всегда сопровождается распадом речи, то есть не сказывается на восприятии звуков или нарушении письменности. Но заболевание у детей, если не уделить должного внимания его лечению, стает причиной нарушения чтения и письма. Голос ребенка становиться невнятным, характерен сбитый ритм дыхания, несвойственное увеличение или понижение ритма речи и так далее. Те или иные проявления заболевания положены в классификацию форм болезни:

  1. Стертая. Выражение болезни нечеткое, поэтому ее часто путают с другими, например, диспалия. Но от нее дизартрия отличается неврологической симптоматикой.
  2. Выраженная. Речь больного становиться абсолютно непонятной для окружающих, она нечленораздельная. Часто изменяется голос, сбивается интенсивность дыхания.
  3. Анартрия. Человек с данной формой заболевания полностью теряет возможность разговаривать.

Причинами дизартрии называют также те, которые влияют на плод в утробе матери. Это может быть сильный токсикоз, плохое развитие плаценты, вирусные заболевания, нарушение родов, мозговые кровоизлияния и так далее.

Дизартрия может быть легкой и тяжелой. В первом случае незначительно нарушается моторика, произношение звуков. Речь можно распознать, но она является нечеткой. Второй случай является первопричиной развития ДЦП.

У взрослых людей заболевание появляется в результате нарушений сердечно-сосудистой системы, опухолей мозга, болезней генов, нервной системы, склероза и паралича. Иногда дизартрия появляется и при травмах головы, передозировке лекарствами, сильным злоупотреблением алкоголя или наркотиков.

Дизартрия у детей

Если расстройство появляется у детей, то у них затрудняется вся речь, а не отдельные звуки или слова. Кроме того, для них характерно нарушение моторики, плохое пережевывание и глотание пищи. Наблюдаются и другие признаки дизартрии у детей, такие как невозможность прыгать на одной ноге, применять обычные ножницами, и застегивать замки на одежде и так далее. Им сложно научиться писать, они сильно искажают слова, не правильно используют предлоги или целые связки в предложениях, поэтому большинство из них учатся в специальных школах.

Наиболее часто заболевание проявляется в плохой артикуляции звуков, нарушении образования голоса, ритма и темпа произношения слов. У разных детей данные симптомы проявляются по-разному, в зависимости от очага нервного воспаления, времени его появления и сложности.

Первичными осложнениями, которые не дают возможности ребенку правильно разговаривать, является фонация и артикуляция. В их результате появляются более сложные - вторичные дефекты, осложняющие структуру.

Многочисленные эксперименты и изучения больных дизартрией детей показали, что все они имеют довольно разные нарушения речи, психики и двигательного аппарата. Классифицируют заболевания и его проявления на основе акцентирования очага поражения мозга. Та или другая форма заболевания приводит к возникновению определенных расстройств, избавиться от которых можно разными методами. Поэтому качественное лечение предполагает использование разнообразных методик и воздействий.

Формы дизартрии

У детей классифицируют такие формы дизартрии:

  1. Бульбарная. Данная форма выражается уменьшением тонуса мышц, недостаточным развитие языка и глотки. Для больных бульбарной формой характерна нечетка и медленная речь, недостаточная мимика. Чаще всего она дает знать о себе при возникновении опухолей или воспалений в продолговатом мозге, а именно двигательных нервов.
  2. Подкорковая. У ребенка появляются непроизвольные движения, контролировать которые он не может. Часто проявляет себя плохое произношение некоторых слов или звуков. Когда он находиться в семейном кругу, то болезнь может выказывать себя не так сильно. Но это меняется всего за пару секунд, когда ребенок неспособен сказать ни слова. Иногда дизартрия сказывается на нарушении темпа разговора. Он может говорить слишком быстро или медленно, выдерживая большие временные интервалы между словами. В некоторых случаях страдает слуховой аппарат.
  3. Мозжечковая. Это довольно редкая форма дизартрии. Он проявляется в скандировании слов, непроизвольном выкрикивании единичных звуков.
  4. Корковая. Больной ребенок без проблем произносит отдельные звуки, но вот справиться с потоком речи довольно сложно. Это приводит к тому, что звуки и слова сливаются, изменяются, между ними наблюдаются слишком длинные интервалы. В некоторых случаях это становиться похожим на заикание.
  5. Стертая. Ей характерны слабые признаки, поэтому родители узнают о дизартрии у ребенка после специального обследования. Причиной данной формы могут быть проблемы с родами, инфекции во время беременности, токсикоз, гипоксия и другие.
  6. Псевдобульбарная. Данная форма считается самой распространенной среди детей. Причины ее наблюдаются во время беременности, а именно поражение мозга ребенка, травмы живота матери, интоксикация. Легкой форме характерна замедленная речь, так как мышцы языка и губ недостаточно развиты. При средней форме наблюдается паралич лицевых мышц, не контролированное выделение слюни, назальный голосовой оттенок. А тяжелая форма приводит практически к полному отсутствию речи, постоянно открытом рте, отсутствии мимики.
перейти наверх

Стертая дизартрия

Данная форма заболевания достаточно распространенная. Ее признаки проявляются в невнятной речи, дикции, изменении звуков.

Это понятие было введено Токаревой, которая считала симптомы стертой дизартрии одними из легких проявлений псевдобульбарной формы. По ее мнению, дети с данным расстройством могут верно выговаривать большинство звуков, но они не выделяют их отдельно в своей речи. Ей характерна размытость и плохая артикуляция.

Но даже сегодня методики диагностирования стертой формы развиты недостаточно. С большой вероятностью ее можно обнаружить только в возрасте пяти лет. Невропатолог проводит диагностику болезни комплексными методами.

Главными симптомами этой формы являются:

  1. Плохая моторика.
  2. Ограничение в движении.
  3. Слабость мышц.

Дизартрия проявляется не только в нарушении речевого аппарата, но и в невозможности долгого стояния на одной ноге, совершения прыжков на ней. Детям сложно самостоятельно застегнуть пуговицу или совершить другие действия по самообслуживанию. Мимика их недостаточно развита, рот постоянно открыт, так как затруднена фиксация челюсти.

Как правило, наблюдается усложнение выговаривания свистящих и шипящих звуков. Затруднено воспроизведение не только схожих, но и совершенно разных звуков. Разговор больных детей тихий, часто ускоренный и монотонный.

Псевдобульбарная дизартрия

Данная форма дизартрии возникает вследствие поражения мозга в детстве, причинами которого может быть энцефалит, опухоли, воспаления, родовые травмы. Основные симптомы в области артикуляции и мимики достаточно похожи на бульбарную форму.

Псевдобульбарная дизартрия приводит к нарушению моторики, сосательного и глотательного рефлекса, с рта непроизвольно выделяется слюна. Этой форме характерны три степени тяжести:

  1. Легкая. В ребенка несколько затрудненные движения языка и губ, глотания и жевания. Речь становиться медленной, смазанной, особенно сложно произносить буквы р, ч, ж, ч. Наблюдаются проблемы с мягкими и звонкими звуками, когда язык должен притрагиваться к твердому небу. Хотя лексика и грамматика при данной форме не нарушаются, легкая форма сказывается на письме и фонематическом развитии.
  2. Средняя. Для данной степени характерно затрудненное движение лицевых мышц, в особенности щек и губ. Скованность языка приводит к трудности произношения многих звуков. Больному ребенку тяжело жевать, глотать, сильно выделяется слюна. Речь становиться тихой и невнятной, перемешивание многих звуков приводит к тому, что голос часто невозможно разобрать.
  3. Тяжелая. Дети с тяжелой формой псевдобульбарного расстройства обладают каменным лицом, рот всегда держится открытым, жевать и глотать очень тяжело. Практически всегда речь отсутствует, иногда возможно произношение некоторых звуков.
перейти наверх

Диагностика дизартрии

Наиболее сложным в определении расстройства является разграничение диспалии от некоторых других форм. Так, стертая форма находиться на грани между дизартрией и диспалией. К данному заболеванию приводит поражение области мозга, поэтому обязательно проводиться специальное исследование.

Разграничивается дизартрия и от афазии. В первом случае нарушается произношение, а не праксические свойства. Это означает, что больной слушает и понимает письмо, выражает свои мысли.

Проводиться комплексное обследование, которое зависит от возраста пациента, его психологического состояния, нарушения речи. Чем меньший возраст, тем большее значение имеют неречевые нарушения. Одними из первых симптомов дизартрии у младенца может быть очень слабый или отсутствие крика, недостаточное развитие сосательной или глотательной функций. Поэтому больные дети захлебываются молоком, оно течет у них из носа. Кормят таких детей специальными зондами в клиниках. В более позднем возрасте нарушение речи отображается в однообразных звуках, которые появляются позже времени. Дальнейшее взросление сопровождается развитием дефектов речи, плохой артикуляции, неправильным размещением языка и так далее.

Очень часто для диагностики дизартрии логопеды проводят функциональные пробы. К примеру, ребенок открывает рот и показывает язык. Он держит его в таком состоянии, а врач в это время просит его следовать глазами за предметом, которым он водит перед его лицом. Если язык и глаза движутся параллельно, то можно говорить о дизартрии.

Дизартрия лечение

Комплекс лечебных процедур направлен на развитие нормального произношения, которое будут легко понимать другие люди, что положительно сказывается на письме и чтении. Проводиться комплексная терапия, в которую включается работа логопеда и прием лекарственных препаратов. В качестве последних назначают ноотропы, стимулирующие умственную активность, улучшают память.

Лечение дизартрии включает и физиотерапию. Полезной является специальная физкультура мышц лица. Проводиться массаж щек, губ, челюсти, которые улучшают мышечный тонус. Первые сеансы массажа длятся около 2-х минут, в дальнейшем они увеличиваются до 15. Уделяется должное внимание дыхательной гимнастике.

Ребенок должен сам понять и захотеть вылечить себя. Для этого он должен самостоятельно стоять перед зеркалом, чтобы видеть движения языка и губ при неправильном произношении.

Коррекция дизартрии

Прием лекарственных препаратов и реабилитация должны сочетаться с коррекцией дизартрии. Ее назначает невропатологом и она может проявляться в разных процедурах. Довольно популярными являются нетрадиционные методы лечения, например, дельфинотерапия, сенсорная, изо- и пескотерапия.

Логопед проводит занятия, направленные на развитие моторики, речи, голоса, правильного дыхания. Те или иные методы назначаются в зависимости от формы и степени заболевания. На первом этапе коррекционных работ проводиться массаж лица, затем - занятия по созданию правильной артикуляции, автоматического произношения звуков и обучения произношению.

Очень важной является поддержка семьи и других близких людей. Они должны хвалить больного при его первых успехах, чтобы выработать стимул для дальнейших занятий. Ребенок должен стараться не только для себя самого, но и для окружающих.

Раздел: Психика / Автор: Valentina

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Псевдобульбарная дизартрия

Дизартрия – это патология в формировании речевых функций из-за повреждений в нервной системе. При этом заболевании ограничена двигательная активность речевых органов (губ, языка, нёба), из-за этого практически отсутствует артикуляция.

Для детей проявление заболевания характерно нарушением произношения слов, чтения и правописания, что приводит к недоразвитию речи. У взрослых таких проблем при дизартрии не наблюдается.

Псевдобульбарная дизартрия – наиболее распространенная патология среди малышей, обычно встречающаяся при ДЦП. Возникает данное заболевание в результате двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей, проходящих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов.

Причинами возникновения псевдобульбарной дизартрии являются:

  • Псевдобульбарная дизартрия у детейтяжелый родовой процесс
  • интоксикации организма
  • поражения мозга из-за энцефалита
  • опухоль
  • осложненная беременность (токсикоз, гипоксия, недоношенность, резус-конфликт)
  • инсульт
  • травмы головы.
  • Если у ребенка проявляются некоторые из перечисленных ниже признаков, то это должно насторожить родителей и служить поводом для обращения к специалисту. Предвестники заболевания, характерные для грудного возраста:

  • нарушения сосательного рефлекса
  • слабый крик
  • поперхивания
  • подтекание молока в процессе кормления грудью
  • слюновыделение
  • нарушение мускулатуры лица.
  • Псевдобульбарная дизартрия по степени тяжести подразделяется на 3 стадии:

    При легкой форме заболевания губы и язык малыша двигаются медленно и с усилием. Произношение присутствует, но иногда речь смазана. Аналогично жевательный рефлекс есть, но бывают поперхивания и небольшие затруднения в глотании. В общем, ребенок при такой стадии болезни практически здоров, но посещения специалиста все же необходимы.

    Наиболее распространенная, средняя форма заболевания характеризуется неспособностью двигать мышцами лица и языком. Такие простые действия как надуть щёки или сомкнуть губы вызывают затруднение. Речь неразличимая, тихая. Есть проблемы с жеванием и проглатыванием пищи. Уже при такой стадии болезни дети не могут учиться в обычной школе, им необходимы индивидуальные специализированные занятия.

    При тяжелой форме течения болезни речи вообще нет. Мышцы лица полностью обездвижены, рот приоткрыт. Но даже у таких малышей есть шанс не отставать в умственном развитии от своих сверстников, но родителям и врачам для этого нужно приложить максимум усилий.

    Псевдобульбарная дизартрия у детейВсех детей, которые страдают псевдобульбарной дизартрией, объединяет нарушение моторики артикуляционного аппарата. Значит, малыш не только неправильно говорит слова, но и воспринимает звуки неверно. А это уже предполагает наличие проблем в фонетическом анализе и правописании.

    Дети с таким заболеванием могут произносить двух- и трехсложные слова, но четырехсложные уже не могут, и несколько слогов выпадает. Также 2 и более согласных в слове для них труднопроизносимы, и они просто не говорят эти звуки.

    Для псевдобульбарной дизартрии характерен тонус мышц лица, напряжение языка и отклонение его назад, возможно нарушение движения глаз и бровей. У некоторых малышей болезнь может по-разному отразиться на каждой стороне: бывают левосторонние и правосторонние нарушения. Физическая активность также страдает, они не могут бегать, прыгать, самостоятельно одеться или обуться.

    Но некоторые важные артикуляционные рефлексы все же у больных псевдобульбарной дизартрией сохраняются. Так, во время приема пищи ребенок может смеяться, кричать, плакать, произносить звонкие звуки, облизывать губы.

    Самое главное, что должны знать родители страдающих дизартрией малышей, что болезнь излечима. Специалисты, занимающиеся этим заболеванием – это невролог и логопед. На основе проводимых исследований, у ребенка определяется форма тяжести псевдобульбарной дизартрии, назначается корректирующее лечение.

    Невролог может отправить больного на иглоукалывание, лечебную физкультуру, массаж, физиотерапию. Логопед на своих занятиях развивает мелкую моторику (пальчиковые игры), занимается речевым аппаратом (массаж языка, артикуляционная гимнастика), упражнениями для дыхания, корректирует произношение слов, дает навыки речевой коммуникации.

    Псевдобульбарная дизартрия у детейУспех от проводимых занятий со специалистами зависит не только от степени тяжести болезни, но и от прогресса в лечении основного заболевания (ДЦП). Кроме того, немаловажную роль играет усердие и стремление больного, поддержка родных и близких.

    Дети с легкой стадией дизартрии способны при соответствующем лечении учиться в обычной школе, дети с другими стадиями способны улучшить работоспособность речевых функций, и здесь важно наличие логопедических пунктов в общеобразовательных учреждениях.

    Всех малышей, входящих в группу риска по заболеваемости псевдобульбарной дизартрией, необходимо консультировать с неврологом для проведения соответствующих профилактических мероприятий.

    Похожие статьи

    Псевдобульбарная дизартрия

    Наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии. Псевдобульбарная дизартрия является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др . У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов. По клиническим проявлениям нарушений в области мимической и артикуляционной мускулатуры он близок к бульбарному. Однако возможности коррекции и полноценного овладения звукопроизносительной стороной речи при псевдобульбарной дизартрии значительно выше.

    В результате псевдобульбарного паралича у ребенка нарушается общая и речевая моторика . Малыш плохо сосет, поперхивается, захлебывается, плохо глотает, изо рта течет слюна, нарушена мускулатура лица.

    Степень нарушения речевой или артикуляционной моторики может быть различной. Условно выделяют три степени псевдобульбарной дизартрии: легкую, среднюю, тяжелую.

    1. Легкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата . Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных движениях языка, губ . Расстройство жевания и глотания выявляется неярко, в редких поперхиваниях . Произношение у таких детей нарушено вследствие недостаточно четкой артикуляционной моторики, речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков . ж, ш, р, ц, ч.Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие звуки, требующие добавления к основной артикуляции подъема средней части спинки языка к твердому нёбу.

    Недостатки произношения оказывают неблагоприятные влияния на фонематическое развитие. Большинство детей с легкой степенью дизартрии испытывают некоторые трудности в звуковом анализе . При письме у них встречаются специфические ошибки замены звуков (т-д, ч-ц и др.). Нарушение структуры слова почти не наблюдается: то же относится к грамматическому строю и лексике. Некоторое своеобразие можно выявить только при очень тщательном обследовании детей, и оно не является характерным. Итак, основным дефектом у детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией в легкой степени, является нарушение фонетической стороны речи.

    Дети с подобным нарушением, имеющие нормальный слух и хорошее умственное развитие . посещают логопедические занятия в районной детской поликлинике, а в школьном возрасте — логопедический пункт при общеобразовательной школе. Существенную роль в устранении этого дефекта могут оказать родители.

    2. Дети со средней степенью дизартрии составляют наиболее многочисленную группу. Для них характерна амимичность: отсутствие движений лицевых мышц. Ребенок не может надуть щеки, вытянуть губы, плотно сомкнуть их. Движения языка ограниченны . Ребенок не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении. Значительную трудность представляет переключение от одного движения к другому. Мягкое нёбо бывает часто малоподвижным, голос имеет назальный оттенок. Характерно обильное слюнотечение. Затруднены акты жевания и глотания.

    Следствием нарушения функции артикуляционного аппарата является тяжелый дефект произношения. Речь таких детей обычно очень невнятная, смазанная, тихая . Характерна нечеткая из-за малоподвижности губ, языка артикуляция гласных, произносимых обычно с сильным носовым выдохом. Звуки a и y недостаточно четкие, звуки и и ы обычно смешиваются. Из согласных чаще бывают сохранены п, т, м, н, к, х. Звуки ч и ц, р и л произносятся приближенно, какносовой выдох с неприятным «хлюпающим» призвуком. Выдыхаемая ротовая струя ощущается очень слабо . Чаще звонкие согласные заменяются глухими. Нередко звуки в конце слова и в сочетаниях согласных опускаются . В результате речь детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией, оказывается настолько непонятной, что они предпочитают отмалчиваться. Наряду с обычно поздним развитием речи (в возрасте 5 — 6 лет) данное обстоятельство резко ограничивает для ребенка опыт речевого общения.

    3. Тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии — анартрия — характеризуется глубоким поражением мышц и полной бездеятельностью речевого аппарата. Лицо ребенка, страдающего анартрией, маскообразное, нижняя челюсть отвисает, рот постоянно открыт. Язык неподвижно лежит на дне ротовой полости, движения губ резко ограниченны.

    Затруднены акты жевания и глотания. Речь отсутствует полностью, иногда имеются отдельные нечленораздельные звуки.

    Дети с анартрией при хорошем умственном развитии также могут обучаться в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, где благодаря специальным логопедическим методам успешно овладевают навыками письма и программой по общеобразовательным предметам.

    Характерным для всех детей с псевдобульбарной дизартрией является то, что при искаженном произнесении звуков, входящих в состав слова, они обычно сохраняют ритмический контур слова, т. е. число слогов и ударность. Как правило, они владеют произношением двусложных, трехсложных слов четырехсложные слова нередко воспроизводятся отраженно.

    Сложным для ребенка является произнесение стечений согласных: в этом случае выпадает один согласный (белка — «бека») или оба (змея — «ия»). Вследствие моторной трудности переключения от одного слога к другому встречаются случаи уподобления слогов (посуда — «посюся», ножницы — «носисы»).

    Нарушение моторики артикуляционного аппарата приводит к неправильному развитию восприятия речевых звуков. Отклонения в слуховом восприятии, вызванные недостаточным артикуляционным опытом, отсутствие четкого кинестетического образа звука приводят к заметным трудностям при овладении звуковым анализом. В зависимости от степени речедвигательного нарушения наблюдаются различно выраженные затруднения в звуковом анализе.

    Большинство специальных проб, выявляющих уровень звукового анализа, детям-дизартрикам недоступно. Они не могут правильно отобрать картинки, названия которых начинаются на заданный звук, придумать слово, содержащее определенный звук, проанализировать звуковой состав слова. Например, двенадцатилетний ребенок, три года проучившийся в массовой школе, отвечая на вопрос, какие звуки в словах полка, кот, называет п, а, к, а к, а, т, а. При выполнении задания отобрать картинки, названия которых содержат звук б, мальчик откладывает банку, барабан, подушку, платок, пилу, белку.

    Дети с более сохранившимся произношением допускают меньше ошибок, например отбирают на звук с следующие картинки: сумку, осу, самолет, шар.

    Детям, страдающим анартрией, такие формы звукового анализа недоступны.

    Уровень владения звуковым анализом у подавляющего большинства детей-дизартриков является недостаточным для усвоения грамоты. Дети, поступившие в массовые школы, бывают совершенно не в состоянии усвоить программу 1-го класса. Особенно ярко отклонения в звуковом анализе проявляются во время слухового диктанта.

    Приведем образец письма мальчика, проучившегося три года в массовой школе: дом — «дамы», муха — «муахо», нос — «оуш», стул — «уо», глаза — «нака» и т. п.

    Наибольшее количество ошибок в письме детей, страдающих дизартрией, приходится на замены букв .

    Нередко встречаются замены гласных: дети — «дету», зубы — «зуби», боты — «буты», мост — «мута» и др.

    Неточное, носовое произношение гласных звуков приводит к тому, что они почти не различаются по звучанию . Многочисленны и разнообразны замены согласных:

    л-р: белка — «берка» х-ч: мех — «меч» б-т: утка — «убка» г-д: гудок — «дудок» с-ч: гуси — «гучи» б-п: арбуз — «арпус»

    Характерными являются случаи нарушения слоговой структуры слова за счет перестановки букв (книга — «кинга»), пропуск букв (шапка — «шапа»), сокращение слоговой структуры из-за недописывания слогов (собака — «соба», ножницы — «ножи» и др.).

    Нередки случаи полного искажения слов . кровать — «дамла», пирамидка — «макте», железная — «неаки» и др.

    Такие ошибки наиболее характерны для детей с глубокими нарушениями артикуляции, у которых нерасчлененность звукового состава речи связана с искаженным звукопроизношением.

    Кроме того, в письме детей-дизартриков распространены такие ошибки, как неправильное употребление предлогов, неверные синтаксические связи слов в предложении (согласование, управление) и др. Эти нефонетические ошибки тесным образом связаны с особенностями овладения детьми-дизартриками устной речью, грамматическим строем, словарным запасом.

    Как уже отмечалось выше, непосредственным результатом поражения артикуляционного аппарата являются трудности произношения, которые приводят к недостаточно четкому восприятию речи на слух . Общее речевое развитие детей с грубыми расстройствами артикуляции протекает своеобразно. Позднее начало речи, ограниченный речевой опыт, грубые дефекты произношения приводят к недостаточному накоплению словаря и отклонениям в развитии грамматического строя речи. Большинство детей с расстройствами артикуляции имеют отклонения в словарном запасе, не знают обиходных слов, часто смешивают слова, ориентируясь на сходство по звуковому составу, ситуацию и т. п.

    Многие слова употребляются неточно . вместо нужного названия ребенок использует то, которое обозначает сходный предмет (петля — дырка, ваза — кувшин, желудь — орех, гамак — сетка)или связано с данным словом ситуационно (рельсы — шпалы, наперсток — палец).

    Характерными для детей-дизартриков являются довольно хорошая ориентировка в окружающей обстановке, запас обиходных сведений и представлений. Например, дети знают и могут найти на картинке такие предметы, как качели, колодец, буфет, вагон определить профессию (летчик, учитель, шофер и др.) понять действия лиц, изображенных на картинке показать предметы, окрашенные в тот или иной цвет. Однако отсутствие речи или ограниченное пользование ею приводят к расхождению между активным и пассивным словарем.

    Самостоятельное письмо детей отличается бедным составом предложений, их неправильным построением, пропусками членов предложения и служебных слов. Некоторым детям совершенно недоступны даже небольшие по объему изложения.

    Чтение детей-дизартриков обычно крайне затруднено за счет малоподвижности артикуляционного аппарата, трудностей в переключении от одного звука к другому. Большей частью оно послоговое, интонационно не окрашенное. Понимание читаемого текста недостаточное. Например, мальчик, прочитав слово стул, показывает на стол, прочитав слово котел, показывает картинку, изображающую козла (котел — козел), и т. п.

    Данные особенности речевого развития детей с дизартрией показывают, что они нуждаются в систематическом специальном обучении, направленном на преодоление, дефектов звуковой стороны речи, развитие лексического запаса и грамматического строя речи, исправление нарушений письма и чтения. Такие коррекционные задачи решаются в специальной школе для детей с нарушениями речи, где ребенок получает образование в объеме девятилетней общеобразовательной школы.

    Дети дошкольного возраста с дизартрией нуждаются в целенаправленных логопедических занятиях по формированию фонетического и лексико-грамматического строя речи. Проводятся такие занятия в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи.

    Псевдобульбарная дизартрия

    Наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии. Псевдобульбарная дизартрия является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др. У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов. По клиническим проявлениям нарушений в области мимической и артикуляционной мускулатуры он близок к бульбарному. Однако возможности коррекции и полноценного овладения звукопроизносительной стороной речи при псевдобульбарной дизартрии значительно выше.

    В результате псевдобульбарного паралича у ребенка нарушается общая и речевая моторика. Малыш плохо сосет, поперхивается, захлебывается, плохо глотает. Изо рта течет слюна, нарушена мускулатура лица.

    Степень нарушения речевой или артикуляционной моторики может быть различной. Условно выделяют три степени псевдобульбарной дизартрии: легкую, среднюю, тяжелую.

    1. Легкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных движениях языка, губ. Расстройство жевания и глотания выявляется неярко, в редких поперхиваниях. Произношение у таких детей нарушено вследствие недостаточно четкой артикуляционной моторики, речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков: ж, ш, р, ц, ч. Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие звуки, требующие добавления к основной артикуляции подъема средней части спинки языка к твердому нёбу.

    Недостатки произношения оказывают неблагоприятные влияния на фонематическое развитие. Большинство детей с легкой степенью дизартрии испытывают некоторые трудности в звуковом анализе. При письме у них встречаются специфические ошибки замены звуков (т-д, ч-ц и др.). Нарушение структуры слова почти не наблюдается: то же относится к грамматическому строю и лексике. Некоторое своеобразие можно выявить только при очень тщательном обследовании детей, и оно не является характерным. Итак, основным дефектом у детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией в легкой степени, является нарушение фонетической стороны речи.

    Источники:
    psytheater.com, mozgid.ru, studopedia.ru, pedlib.ru

    Следующие статьи



    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения